Файл: Вариант 9 Часть 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1118

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариант 9
Часть 1


Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.




Прочитайте текст и выполните задания 13.




Обида – одна из негативных эмоций, которая основана на заблуждениях по поводу окружающей реальности.

Чаще всего мы обижаемся на конкретных людей. Причём одно из главных условий – это значимость для нас тех, на кого мы обижаемся. Мы привязаны к ним и поэтому приписываем им несуществующие положительные качества. Модель взаимоотношений, создаваемая в нашем сознании, приобретает в таком случае идеализированный характер с акцентом на долженствовании.

Врачи должны быть только от бога; полицейские – исключительно героями-альтруистами; мастера – асами каждый в своём деле; ну а человек, в которого мы влюбились, несомненно, будет бесконечно счастлив жить по тем сценариям, которые мы заранее «срежиссировали» у себя в голове. Понятно, что иллюзорные ожидания не оправдываются, поскольку мир и люди несовершенны и не подчиняются нашим «хотелкам».

Неоправдавшиеся ожидания порождают обиду, которая мешает жить.

Чем взрослее человек (речь не о возрасте!), тем менее он драматизирует несовершенство мира, тем больше склонен принимать людей и обстоятельства, тем реже оказывается в плену иллюзий и, как следствие, затяжной, бессмысленной рефлексии. Если же ожидания не оправдываются, он не обижается, а входит в конструктивный диалог. После <…> взвешивает, насколько оптимальными будут дальнейшие взаимоотношения, сопоставляет свои и чужие ресурсы и принимает окончательное решение по поводу улучшения или окончания взаимоотношений. Обида же в подобной ситуации порождает либо гневные высказывания, либо молчание, которые мешают конструктивному диалогу.

Проработать обиду не означает «не чувствовать обиды», «смириться с несправедливостью» или, уж тем более, «полюбить обидчика». Это означает признать своё реальное место в сложившейся ситуации, оценить свои ресурсы для решения возникшей проблемы отношений, понять, что делать со своей жизнью, а не с чужой. И после этого менять что-то в реальности, а не увязать в затягивающей трясине обиды, лишающей человека и сил, и радости.

(По Ю. В. Мошкину)

Задание 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ:


Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. УСЛОВИЕ. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия.

  2. ПРИПИСАТЬ (несов. ПРИПИСЫВАТЬ). Написать в добавление к чему-нибудь. Приписать несколько строк.

  3. ХАРАКТЕР. Отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Затяжной характер болезни.

  4. ДЕЛО. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное дело.

  5. РЕАЛЬНЫЙ.Действительно существующий, не воображаемый. Реальная действительность.

Ответ:

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. К лексическим особенностям фрагмента текста относится преобладание книжной лексики (условия, значимость, качества, акцент и др.), наличие терминов (рефлексия, негативные эмоции) и разговорной лексики («хотелки»).

  2. Выразительные средства, такие как ирония в третьем абзаце и метафора (увязать в трясине обиды), позволяют донести научную информацию в доступной, популярной форме.

  3. В синтаксической структуре текста преобладают простые предложения, осложнённые однородными членами.

  4. Такие особенности речи, как логичность, аргументированность, смысловая точность, доступность и ясность изложения, а также информационная насыщенность, позволяют отнести данный текст к научно-популярному подстилю научного стиля речи.

  5. Функционально-стилевой тип речи теста – рассуждение: автор в первом предложении указывает на предмет речи и затем даёт развёрнутую информацию о нём.

Ответ:

Задание 4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.


  1. пОняв

  2. срЕдства

  3. защЕмит

  4. дОсуха

  5. цЕмент




Ответ:

Задание 5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
«Дьявольский», гротескно-фантастический сюжет романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» причудливо переплетается с реально-бытовым и историко-мифологическим, вынуждая читателя сравнивать БЫЛЫЕ времена с современностью.

В центре реальных событий романа – разнообразные картины жизни Москвы и москвичей послереволюционного времени, причём большинство ДЕЙСТВЕННЫХ персонажей испытывают постоянное чувство неустроенности и страха, становятся злыми и агрессивными, теряют свои интеллектуальные и душевные качества.

Исторический план книги представлен событиями, которые происходили в Древней Иудее около двух тысяч лет тому назад с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, ОБВИНЁННЫМ в государственном преступлении, и могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом.

Гротескно-фантастический пласт романа ПРЕДСТАВЛЯЮТ Воланд, его свита и вереница характеров московских обывателей, таких, например, как директор театра Варьете Стёпа Лиходеев, «пострадавший» за то, что «жутко свинячил».

Ялтинский угрозыск слал телеграммы в Москву, желая удостоверить личность уважаемого Степана Богданыча, но его АДРЕСАТАМ было невдомёк, как он там оказался, и они решили, что ялтинский самозванец – не их начальник.
Ответ:
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Писательская братия, собравшаяся в ресторане Дома Грибоедова, наслаждается разнообразием меню блюд, поражающих воображение разве что тех, кто после эпохи военного коммунизма окунулся в «роскошь» НЭПа.
Ответ:
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
он ОТВЕТСТВЕН

среди МАНДАРИНОВ

около ПОЛТОРЫ суток

всех СИЛЬНЕЕ

СТОПЯТИДЕСЯТОГО по счёту
Ответ:
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного

с предлогом
Б) неправильное употребление имени числительного
В) нарушение в построении предложения

несогласованным приложением
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим

и сказуемым


  1. Прообразом Дома Грибоедова в булгаковском романе стал Дом Герцена, располагавшийся на Страстном бульваре и занятый РАПП-ом и МАПП-ом, пародийно представленные в образе МАССОЛИТа.

  2. Булгакову с каждым годом всё больше претил дух неумолимо надвигавшейся эпохи, он жил и творил вопреки ей, тайно создавая свой роман для будущих читателей.

  3. Прототипов Маргариты было несколько, и прежде всего, вразрез устоявшегося мнения, мне хочется назвать его вторую жену – Любовь Евгеньевну Белозерскую, принадлежавшую к богемному миру, яркую, раскрепощённую женщину.

  4. С обоими героинями, Аннушкой и Наташей, связаны важные события романа «Мастер и Маргарита».

  5. В экранизации романа «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко звучит музыка Игоря Корнелюка.

  6. Штурман Жорж – это пародия не только на известную французскую писательницу Жорж Санд, но и на двух современниц писателя – Ларису Рейснер и Софью Апраксину-Лавринайтис, писавшую под псевдонимом Сергей Мятежный.

  7. Булгаковеды считают, что, вероятнее всего, прообразом подвала мастера в Москве был дом в Мансуровском переулке, где жили его друзья – братья Топлениновы – и где он сам позднее поселился и написал несколько глав «Мастера и Маргариты».

  8. Представьте только, как нелеп поэт Бездомный, передвигавшийся в кальсонах по Москве в состоянии психоза, и как комична и одновременно страшна сцена лишения головы Жоржа Бенгальского!

  9. Дюжина членов руководства МАССОЛИТа, напрасно ожидающих в Доме Грибоедова своего председателя, пародийно уподоблено двенадцати апостолам, только не христианской, а новой, коммунистической веры.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



А

Б

В

Г

Д























Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. н..ктюрн, с..тирик, фант..зёр

  2. прит..снять, прист..гнуть, см..ркаться

  3. попр..кать, изм..льчить, ущ..пнуть

  4. д..станция, недос..гаемый, ор..ентация

  5. карн..вальный, пи..нино, погр..ничник


Ответ:

Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. по..солнух, по..бавить, пре..писание

  2. под..брал, р..списался, поз..вчера

  3. с..естное, сверх..яркий, под..язычная (таблетка)

  4. пр..вратности (судьбы), пр..вратник, пр..врать

  5. бе..церемонный, ди..квалификация, сни..ходительный

Ответ:
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


  1. склад..вать, завид..вать

  2. коромысл..це, разговорч..вый

  3. наде..ться, леле..ть

  4. вкрадч..вые, эсмин..ц

  5. обесточ..вать, потч..вать


Ответ:

Задание 12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. увенч..нный (рогами), скош..нный луг

  2. удосто..н (премии), (он) измен..тся

  3. высме..нный, подта..л

  4. учу..в, удосто..в

  5. запа..нный, зала..ла

Ответ:

Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В центре города стояло ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ здание.

Он (НЕ)СИЛЬНО, а легонько постучал.

Обидно прожить жизнь, так и (НЕ)УЗНАВ себя и свои способности.

Он был сам (НЕ)СВОЙ.

Ничего нет хуже, товарищи, чем малодушие и (НЕ)УВЕРЕННОСТЬ в себе.
Ответ:

Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ДО)УПАДА танцевали и (БЕЗ)УМОЛКУ болтали.

Помахав рукою (В)СЛЕД, не попал ногою (В)СЛЕД.

(ПО)НАПРАСНУ слёз не лил, (В)ДОВОЛЬ чаем напоил.

(В)ОБРЕЗ и времени, и сил, о ЧЁМ(БЫ) ты ни попросил.

(В)ВЕРХ по лестнице иду, размышляя (НА)ХОДУ.
Ответ:
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тут в государстве(1)ой библиотеке обнаруже(2)ы подли(3)ые рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единстве(4)ый в мире специалист. (М. А. Булгаков)

Ответ:

Задание 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Отец и мать Булгакова любили играть на рояле и скрипке и исполнять романсы.

  2. Булгаков успешно сдал экзамены и вскоре он был зачислен на первый курс медицинского факультета Киевского университета.

  3. К ученикам в гимназии обращались на «вы» и разрешали высказывать своё мнение.

  4. Кому это выгодно и кто мог решится на столь отчаянный шаг?

  5. Он хотел было пойти погулять да поленился выходить из тёплой квартиры.

Ответ:
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В 1919 году (1) проживая в городе Киеве (2) последовательно призывался на службу (3) в качестве врача (4) всеми властями (5) занимавшими город. (М. А. Булгаков)


Ответ:


Задание 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.

– Именно, именно, – закричал он, и левый зелёный глаз его, обращённый к Берлиозу, засверкал, – ему там самое место! Ведь (1) говорил я ему тогда за завтраком: «Вы (2) профессор (3) воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно (4) может (5) и умно, но больно непонятно. Над вами (6) потешаться будут».

(М. А. Булгаков)

Ответ:

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На следующий день после похорон застрелившегося В. В. Маяковского (1) И. В. Сталин позвонил М. А. Булгакову (2) поскольку не хотел повторения трагедии (3) и был обеспокоен нервным состоянием Михаила Афанасьевича и полученным от него письмом (4) на которое (5) до этого две с лишним недели не находил нужным ответить.

Ответ:

Задание 20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Этот мир не обещал нам (1) что будет соответствовать всем нашим представлениям о справедливости (2) и мы можем только выбирать (3) как жить вот в этих условиях (4) но не диктовать сами условия.


Ответ:


Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Известно, что пьесу «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, поставленную во МХАТе, Сталин смотрел пятнадцать раз. (2)Подумайте только, пятнадцать раз приезжать на один и тот же спектакль! (3)Сильно, видимо, этот спектакль чем-то его зацепил.

(4)Нельзя тут сбрасывать со счёта изумительную игру актёров. (5)На лестнице гимназии Алексей Турбин в исполнении Николая Хмелёва, обращаясь к юнкерам, произнёс слова: «Слушайте меня, друзья мои…»

(6)Именно эти слова стали основой знаменитого сталинского обращения к советскому народу 3 июля 1941 года: «Товарищи! Граждане!.. Братья и сёстры! К вам обращаюсь я, друзья мои!» (7)Кто из современников минувшей войны не помнит этой речи, когда, собравшись наконец с силами после острого приступа малодушия и растерянности, яростной обиды на судьбу и обманувшего его Гитлера, Сталин приехал из своегозагородного убежища, чтобы произнести эти слова, воззвать к стране, заметная часть территории которой уже была захвачена врагом?..

(8)Помню тягостные паузы в репродукторе и как что-то звякало: то ли зубы о стакан с водой, то ли чайная ложка. (9)Оратор волновался перед микрофоном, как, может быть, ни разу в жизни не приходилось.

(10)«Братья и сёстры» он привык слышать когда-то из уст священника в семинарской церкви в Тифлисе, а следом невольно вспомнились знакомые, пронизанные болью интонации булгаковской пьесы: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

(По В. Я. Лакшину)

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

Из выступления перед выпускниками Мичиганского университета

(1)Мир, в который вы вступаете, – это не милое местечко… (2)Мир несовершенен. (3)Золотого века никогда не было и не будет. (4)Однако это единственный мир, имеющийся в наличии: альтернативы не существует… (5)Вы должны быть готовы к тому, что вам, по всей вероятности, придётся отведать в равной мере и счастье, и разочарования.

(6)Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. (7)Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны… – меню обширное и скучное. (8)В момент, когда вы возлагаете вину на что-то или кого-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить и увеличиваете вакуум безответственности…

(9)Учитесь прощать. (10)Старайтесь не обращать внимания на тех, кто пытается сделать вашу жизнь несчастной. (11)Таких будет много – и находящихся в официальной должности, и самоназначенных причинять вам страдания. (12)То, что делают ваши неприятели, приобретает своё значение или важность лишь от того, как вы на это реагируете. (13)Поэтому промчитесь сквозь или мимо них... (14)Переключите канал: вы не можете прекратить вещание этой «сети», но в ваших силах по крайней мере уменьшить её рейтинг в собственном сознании.

(15)Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за её прелести, но и за её трудности. (16)Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке – языке уроков, которые она предлагает вам осознать и выучить.

(17)Старайтесь быть добрыми к своим родителям, не восставать против них… (18)Если вам необходимо бунтовать, то бунтуйте против тех, кто не столь раним, как они. (19)Родители — слишком близкая мишень. (20)Дистанция так мала, что вы не можете промахнуться. (21)Не наносите им раны, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что избавьте себя от этого будущего источника неизбывной вины перед ними.

(22)Старайтесь быть скромными, избегайте чрезмерной самопрезентации по поводу и без повода. (23)Это карабканье в борьбе за место под солнцем обязательно происходит за счёт других. (24)Там, где есть победители, всегда есть и побеждённые. (25)Вспоминайте о них, когда стоите на пьедесталах. (26)То, что вам в погоне за успехом приходится иногда наступать кому-то на ноги, не означает, что вы должны стоять на их плечах или идти по их головам.

(26)Помните, что рядом с вами всегда кто-то оказывается, и тогда этот человек, пусть даже совсем незнакомый, становится ближним. (27)Старайтесь не слишком его беспокоить и не делайте ему больно. (28)Будьте деликатными, внимательными и приветливыми. (29)Постарайтесь вспоминать, из какого далека, из каких глубин Вселенной пришла идея возлюбить ближнего, как самого себя.

(30)Сосредоточьтесь на точности вашего языка. (31)Старайтесь расширять свой словарь… (32)Цель в том, чтобы дать себе возможность выразить себя как можно полнее и точнее, а значит, быть понятым и принятым другими. (33)Надо просто приобрести словарь и читать его... (34)А также книги стихотворений… и классику.

(По И. А. Бродскому*, текст адаптирован А. Д. Баландиной)

*Иосиф Александрович Бродский (1940–1996) – русский и американский поэт, эссеист, переводчик.

Задание 22. Какие из перечисленных высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


  1. Автор утверждает, что разочарований и несчастий в жизни каждого человека больше, чем радости.

  2. Нанося раны своим родителям, мы наносим раны и себе, поскольку чувство вины перед ними будет терзать нас и после их смерти.

  3. Много читать человек должен для того, чтобы достичь совершенства в точности и полноте выражения своих мыслей.

  4. Надо заботиться о своих ближних, и прежде всего о родных детях.

  5. Бродский сравнивает высказывания наших неприятелей с вещанием информационных каналов и сетей и предлагает «отключать» их в собственном сознании.


Ответ:
Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.


  1. В предложениях 1–5 представлено рассуждение с элементами повествования.

  2. Предложения 13,14 указывают на следствие того, о чём говорится в предложении 12.

  3. В предложениях 15,16 подводится итог высказанного в предложениях 1–14.

  4. Предложения 19–21 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 18.

  5. Предложения 1–3 противопоставлены по содержанию предложению 4.


Ответ:

Задание 24. Из предложений 8–14 выпишите слово с переносным значением «уровень значимости».

Ответ:
Задание 25. Среди предложений 20–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:


Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 26. «Обращаясь к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь, И. А. Бродский старается сформулировать свои пожелания ёмко и ярко. Для этого он использует такой троп, как (А)____ («вакуум безответственности» в предложении 8, «переключите канал» в предложении 14) и лексическое средство (Б)_____(«идти по головам» в предложении 26). Благодаря синтаксическому средству (В)_____ (предложения 7, 15, 28) высказывания автора становятся более плотными, информативными. А такой приём, как (Г)______ («старайтесь», «постарайтесь» в предложениях 7, 15, 17, 22, 27, 29, 31), свидетельствует о стремлении И. А. Бродского непосредственно и активно воздействовать на сознание слушателей и читателей.

Список терминов:



1) эпитет

2) метафора

3) синонимы

4) анафора

5) синтаксический параллелизм

6) обращения

7) фразеологизм

8) ряды однородных членов

9) лексический повтор



А

Б

В

Г





















Часть 2
Задание 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.