Файл: Использование музейной педагогики в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Понятие патриотизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование музейной педагогики в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в - воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании детей.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.


Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом:Семья-Детский сад-Родная улица-Родной город- страна,её столица, символика-Права и обязанности, Конституция.

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы...

Если все это (то, что называется мудрыми словами «историко-культурное наследие») становится живым и настоящим, а значит, близким и понятным ребенку, то возникает реальная надежда на взаимное понимание, на уважение, на толерантность. При этом диалог культур может осуществиться как по вертикали (вглубь веков), так и по горизонтали (диалог с разными народами, населяющими планету сегодня).

Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.

Музейная педагогика в последние десятилетия значительно изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

«Создание мини-музеев, позволяющих осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики, могут быть следующие:

  1. Музей народного быта «Русская изба». Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни русичей-славян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, перевертыши, былины, и т.д.), начинают понимать и любить его; получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках), песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.

  2. Студия изобразительного искусства. В ней дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, с творчеством русских художников.

  3. Экологическая зона «Мы — друзья природы». Цель экологи¬ческой зоны — формирование у детей осознанного и бережно¬го отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. Занятия, проводимые в этой зоне, дают детям знания о природе, вызывают интерес к ее явлениям, воспитывают понимание всего живого и желание сохранить его.

  4. Комната боевой славы. В ней представлены боевое обмундирование, экипировки, головные уборы разных родов войск, вещи, принадлежавшие участникам ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, письма солдат с фронта»


В мини – музее представлено достаточно много иллюстративного материала – рисунков, фотографий, для размещения которого использовались стенды, полки. Альбомы, макеты, детские работы, книги расположены на полках, стеллажах.
В создании мини – музея принимали участие как воспитатели, дети так и родители. Получилось увлекательное, совместное творчество, которое принесло удовлетворение как детям так и взрослым. Создание мини – музея позволило много узнать детям о родителях, а родителям о своих детях.

Мини-музей государственной, городской и областной символики мы использовали на занятиях.

Занятие «История флага» дети узнали об истории государственного флага, о его значении в современной жизни. в конце занятия детям было предложено придумать и нарисовать флаг какой-нибудь сказочной страны.

Все работы детей располагаются в мини – музее государственной символике.

Занятие «О чем рассказал герб» знакомит с историей происхождения герба, его значением в прошлой и современной жизни. В конце занятия воспитатель предложил создать и нарисовать герб своей семьи.
Все работы детей также расположились в мини-музее государственной символике.

Мини – музей государственной символики позволяет нам воспитывать у детей любовь к своей стране, своему краю. В мини – музее, с атрибутами находящимися в нем можно проводить подвижные игры. Например, подвижная игра «К своему флажку беги». Символика также используется в командных подвижных играх, эстафетах, соревнованиях.

На занятиях ручного труда проводится изготовление стягов.

Детям предлагаются небольшие палочки, ленточки, разноцветные шерстяные нити, лоскутки, меховые помпоны, пучки соломы, травы, искусственные цветы, мелкие игрушки на веревочках. Каждый ребенок прикрепляет свой набор к верхушке палочки.

В группе была введена традиция: мы вместе с детьми изготовили стяг по старинной технологии (небольшой шест с пучком травы). Поднимая такой стяг, воспитатель созывает детей для беседы, игры на тему государственной символики или предлагает другой вид деятельности.

Вместе с детьми был составлен альбом, в котором собраны иллюстрации, рассказывающие о разнообразном использовании флага и его изображения.

На занятиях рисования и аппликации мы также использовали атрибуты мини - музея государственной символики. А также пополняли его новыми поделками и рисунками.


Проводилось занятие по аппликации: «Государственный флаг России», "Придумай флаг страны".
Свободная деятельность в мини – музее предполагает рассматривание флагов в альбоме по ознакомлению с окружающим «Мир вокруг нас»; дидактические упражнения по теме «Флаг».

Задания могут быть различные. Например, найдите флаги по типу: три вертикальные полосы, три горизонтальные полосы; найдите флаги с синей (красной, желтой и т.д.) полосой; найдите флаги с рисунком (без рисунка); найдите флаги с изображением животного (птицы, растения, рыбы); найдите знакомый флаг; покажите флаг, который вам больше всего нравиться и объясните свою позицию; найдите флаг, который очень похож на российский и другие упражнения.

Эти упражнения выполняются индивидуально или малыми группами. Для поддержания интереса можно внести соревновательный элемент: «Кто найдет больше» или «Кто найдет быстрее».

Таким образом, на примере мини – музея государственной символики мы показали, как создавать такие музеи и как работать с их помощью с детьми формируя у них отношение к Родине, к своей стране, своему краю, своему городу и т.д.
Параллельно созданию мини-музея Государственной символики» проводилась тематическая неделя по краеведению «Моя Родина – Камышин».

В тематическую неделю по краеведению вошли беседы, экскурсии, игры, викторины о городе и о людях, живущий в городе Камышин.

Таким образом, при организации мини – музея государственной символики и тематической недели у детей повысились знания о государственной символике, о родном городе. Работа совместно с родителями повлияла на сплочение семьи, повышению эмоционального настроения. Все эти мероприятия формируют у детей отношение к Родине, к своей стране, своему краю, своему городу и т.д.

Список использованной литературы

  1. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской

  2. Жирякова И.В. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. Управление ДОУ. – 2008

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников через использование технологий музейной педагогики