Файл: Практическая работа к теме Семья традиции Тема занятия традиционные семейные ценности Класс iii курс спо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.4. «Семья: традиции»
Тема занятия: «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Класс: I-II курс СПО
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности семейных традиций
Раскрытие основной темы занятия по основным направлениям: высокие нравственные идеалы, крепкая семья, преемственность поколений, а также взаимопомощь и взаимоуважение в семье, уважение к институту брака, роль женщины в семье.
Опорный конспект разговора о ценности семейных традиций
Педагог. Наш сегодняшний разговор о семье. Что такое дружная, крепкая семья. Почему надо знать историю своей семьи, что такое семейное (генеалогическое) древо, почему люди хотят узнать о своих предках. И главное – что это знание дает нам, сегодняшнему поколению, и зачем оно понадобится нашим детям, внукам, правнукам…
Педагог. В начале нашего разговора давайте вспомним, какие в нашей стране есть праздники, посвященные семье, мамам, папам, бабушкам и дедушкам?
Ответы обучающихся.
Педагог при необходимости дополняет ответы обучающихся (День матери, День отца, 8 Марта, День пожилых людей, День любви, семьи и верности – 8 июля, День семьи – 15 мая).
Педагог. Слово «семья» разные люди понимают по-разному. Вы наверняка слышали: «семь я» – нас семеро, родители и много детей. А есть и такая версия.
Семь Я – «я думаю о семи поколениях моих предков и понимаю, что моя жизнь окажет влияние на семь поколений моих потомков». Какая трактовка вам ближе?
Вопросы для обсуждения с обучающимися:
− Что вы могли бы сказать своим прадедушкам и прабабушкам о себе, о семье, какая она сейчас?
− Что бы вы передали своим потомкам о своей семье? Какой бы вы видели ее в будущем?
− На сколько поколений назад вы знаете свою семью? Кто знает, как звали вашу прабабушку или вашего прадедушку? Это прабабушка или прадедушка по чьей линии? По маминой или по папиной? Чем они занимались? Большая ли у них была семья? Расскажите!
− А кто знает, как звали вашу прапрабабушку или вашего прапрадедушку? Что вы о них знаете? Расскажите!
− А может быть, кто-то знает даже прапрабабушку или прапрадедушку?
− Кто рассказывал вам о ваших прабабушках и прадедушках? Откуда вам известны истории их жизни? Ответы обучающихся, обмен мнениями
Педагог. Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», а как эту фразу можно перенести на семью? Какую смысловую нагрузку она будет тогда нести?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Педагог. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть видеоролик на данную тему.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
За каждым из нас стоят судьбы тысяч родственников, которые мечтали, верили во что-то, создавали новое для лучшего будущего. Они наш фундамент, опора нашего существования. История каждой семьи, каждого рода – уникальна. И её важно знать. Эти знания помогают нам выстраивать собственную стратегию жизни. Так, мы узнаём главное – кто мы, откуда и благодаря кому стали теми, кто мы есть. Изучение своего родового древа даёт ощущение своей причастности к чему-то большему. Оно даёт нам силы и абсолютно новое ощущение жизни. И ответственность за то, что останется после нас. Мы наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их мудрость и жизненный опыт важно сохранить. Семейная летопись – книга, в которой вы можете составить генеалогическое древо своей семьи. То есть по крупицам восстановить историю своего рода. Так, ни одна история, ни одна частица памяти не останется не сохранённой для потомков. Создавайте свои родословные – ведь именно так складывается уникальная история вашей семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
Вопросы для обсуждения с обучающимися:
− Для чего важно создавать семейное древо?
− Какую информацию можно разместить в семейной летописи?
− Кто вам может рассказать историю рода в своей семье? Как записать эту историю рода? Достаточно ли для этого фотографий?
Педагог. Знание истории своей семьи помогает нам лучше понимать историю своей страны, происходившие в прошлом события и отношения людей. Это знание помогает нам хранить традиции, это та самая связь между поколениями, которую легко потерять, если не уметь слушать и слышать друг друга. Эта тесная связь со своим родом.
Предлагаю посмотреть фрагмент из воспоминаний знаменитого филолога, культуролога академика Дмитрия Сергеевича Лихачева о своем детстве.
Демонстрация видеоролика (ролик – фрагмент интервью Д. С. Лихачева о матери.
Вопросы для обсуждения с обучающимися
− Этот сюжет о воспоминаниях, которым более 100 лет, рассказывает о знакомых всем нам чувствах. О какой семейной ценности в нем идет речь?
− Что может передаваться через века от одного поколения другому?
− В чем особая сила семейных традиций?
− Какие сохраняются традиции в вашей семье? Какие из них передаются вот уже долгие годы? Какие традиции вы хотели бы передать вашим детям, вашим потомкам?
− Как это можно сделать – записать в летопись вашей семьи? Следовать созданным традициям? Говорить о них с детьми, внуками? Создать видеообращение к своим потомкам? К себе самому, пожилому, чтобы не повторять ошибок взрослых в общении с детьми (зная себя и свои пожелания)?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Педагог, обобщая ответы обучающихся, обращает внимание обучающихся на то, что семейные традиции не только сохраняют общность поколений внутри одной семьи, но и позволяют будущим поколениям чувствовать свою связь с общей историей семьи, таким образом, историй нашей страны, чувствовать ответственность за судьбу будущих поколений.
Педагог. А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент одного художественного фильма, в нем две части. Смотрим первую. Демонстрация фрагмента из фильма «Однажды 20 лет спустя». Часть 1. Педагог. Предположите, чем заканчивается этот сюжет? Какие у вас есть варианты?
Предположения обучающихся
Педагог. Посмотрим дальше, как разворачивается ситуация «в реальности». Демонстрация фрагмента из фильма «Однажды 20 лет спустя». Часть 2
Вопросы для обсуждения с обучающимися:
− Что хотел показать режиссер фильма «Однажды двадцать лет спустя», когда снимал сцену с детьми, пришедшими поддержать свою маму на съемке?
− Что является лейтмотивом в отрывке художественного фильма «Однажды двадцать лет спустя», какое представление о семье и семейных отношениях?
− Как вы понимаете фразу «Я работаю мамой»?
− За что, по-вашему, нужно уважать работу «мамой», домашней хозяйкой? Какой акцент сделан в фильме, какие именно условия такой работы показаны?
− Почему для общества, государства важно, чтобы семья была такой – многодетной, дружной, любящей друг друга?
Если педагог понимает, что обучающиеся готовы к обсуждению, можно поговорить о демографической проблеме. Пословица гласит: «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Как ее понимают обучающиеся? Трое детей – это, по сути, норма, чтобы восстанавливалось население.
Педагог, обобщая ответы обучающихся, акцентирует внимание на том, что в Конституции Российской Федерации закреплено понятие семьи как союза мужчины и женщины. Также на государственном уровне особое значение имеет поддержка отцовства, материнства и детства, семья, состоящая из родителей и нескольких детей, является основой российского общества. На федеральном и региональном уровнях реализуются программы, направленные на поддержку молодых и многодетных семей. В нашей стране действует Указ Президента Российской Федерации о духовных ценностях, в котором особое место занимает семья и традиционные семейные ценности.
Педагог. Уже совсем скоро особый весенний праздник, с которым мы в первую очередь поздравляем наших любимых мам. Самым дорогим подарком для любой мамы являются искренние слова 7 любви и благодарности ее детей