Файл: Место правовых актов субъектов Федерации в системе экологического права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последние можно рассматривать и как источники экологического права.
Такие нормы касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределение лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д. Водный кодекс
РСФСР, принятый в 1972 г. Верховным Советом РСФСР, во многом отражает потребности правового регулирования вод на уровне социалистических отношений.
На пути к рыночным отношениям разрабатывается новый законодательный документ — Водный кодекс Российской Федерации. Заметное место в нем должны занять нормы, регулирующие платность водопользования и сброса сточных вод, захоронения вредных веществ. В новом законе непременно будет усилена экологическая функция вод и в то же время будет развернута организационно-правовая борьба с вредным воздействием вод, вызванным стихийными явлениями либо антропогенным влиянием человека. Закон РСФСР об охране и использовании животного мира был принят еще в 1982 г. на базе союзного закона с аналогичным названием.
В нем содержатся и административные и эколого-правовые нормы, некоторые из которых устарели и требуют определенной редакции с учетом рыночных отношений. Эти и другие проблемы предполагается решить на базе нового закона об охране животных, а также в законах об охоте и рыболовстве. Они разрабатываются в Государственной
Думе.
[3]
Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В числе указов
Президента
РФ следует назвать указ от
4 февраля
1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития или указ от 27 декабря 1993 г. о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ. [3] Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы.
К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений.
Таким актом следует назвать
постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе.
Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
Например,
Положение о министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением
Правительства РФ 22 февраля 1993 г.
Третья группа постановлений Правительства включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании
Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также постановление Правительства от 10 декабря 1993 г., утверждавшее положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков.
Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. [3]
Так,
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
(Минприроды)России издает нормативные приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Минприроды утвердило 20 ноября
1992 г.
Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Кроме Минприроды правом издания обязательных нормативных актов обладают другие органы природоохранительного профиля.
Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв от загрязнения; Роскомрыболовства


РФ издает нормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов;
Госгортехнадзор РФ — по вопросам обеспечения безопасности пользования недрами, например, Положение о порядке выдачи специальных разрешений
(лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технические, технико-экономические, технологические, организационные и т.п. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы воздействия вредных веществ на окружающую среду и здоровье человека, нормы допустимой радиации, уровней шума, вибрации и т.д. Эти нормативы выражают технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде
(ст.25-27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения.
Эта обязанность придает таким нормам юридический характер и позволяет оценивать их как источники права. [3]
Согласно Федеративному договору и Конституции РФ субъекты
Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В круг иных нормативно-правовых актов входят указы, постановления, ведомственные нормативные акты.
Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта.
Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать
напрямую в регулировании экологических вопросов.
По отношению к хозяйствующим субъектам, т.е. тем, кто загрязняет и истощает природную среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов.
Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях. Но в части норм, которые касаются охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.
3.
Источники международно-правовой охраны окружающей среды
Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи
ООН и Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.
В числе резолюций Генеральной
Ассамблеи ООН, посвященных охране окружающей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов, следует обратить внимание на четыре. 18 декабря 1962 г. Генеральная
Ассамблея ООН принимает резолюцию
«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива и рекомендации, предложенные
ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три важнейших момента:
· во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны;
· во-вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин
«охрана окружающей среды»;
· в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской

конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.
3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития.
С этой целью Генеральная
Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 г.
В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений».
Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.
В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраны природы.
Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982 г.
Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24 основных принципов.
Хартия рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа. Принципы настоящей хартии должны найти отражение в правовой практике каждого государства и на уровне международного сотрудничества.
По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но
в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.
Как источник международно-правовой охраны центральное место занимает договор.
Среди этой группы источников выделяются прежде всего договоры политического содержания, где проблемы охраны окружающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений.
Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими государствами, США и Канадой. К этой же группе примыкает ряд конвенций, договоров, соглашений о запрещении производства, испытания, применения средств массового уничтожения. Сюда относятся такие документы, как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.);
Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожения
(1972 г.).
Ряд договоров о сокращении, ограничении, уничтожении стратегических наступательных вооружений носят двусторонний характер, поскольку заключались СССР и США.
Другую значительную группу договоров как источников международно- правовой охраны окружающей среды составляют международные договоры экологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют договоры эколого-комплексного, другую — эколого-ресурсового направления.


Признаками комплексного экологического содержания обладают такие международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
(1979 г.);
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела
(1967 г.); Договор 1959 г. об Антарктиде.
Самостоятельную группу международно-правовых актов образуют конвенции, соглашения и договоры об охране Мирового океана от загрязнения и истощения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Земельное право России. Особенная часть: Учебник 2.Ч. - М.: Юрист,
1994.- 208с.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации - М.: Изд-во БЭК, 1994.-
458с.
3. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов - М.: Изд-во
БЭК, 1995.- 557с.
4. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) -
М.: Россия Молодая, 1994.- 367с.