Файл: 1. Какие особенности личности или условия жизни подростка могут привести к развитию психосоматического заболевания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Какие особенности личности или условия жизни подростка могут привести к развитию психосоматического заболевания?
Психосоматигеские расстройства подросткового возраста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни, и таким образом принципиально не отличающимися или свойственными преимущественно возрасту полового созревания.
Психигеская или нервная анорексия характеризуется стойким отказом от приема пищи, заметной потерей массы тела (на 15% и больше от возрастной нормы), активным применением приемов для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, прием средств, подавляющих аппетит или слабительных), искажением образа своего тела, при котором допустимым для себя считается лишь низкая масса тела, отсутствием менструаций у девушек и потерей потенции у юношей, приостановкой полового развития, если заболевание началось в начале пубертата. Личности этих больных отличаются довольно высоким интеллектом, рассудочностью, рассуждательством, разносторонними интересами, активностью, большим чувством ответственности, а в отношениях с другими поверхностностью. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоятельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики к своим возможностям, истерическими проявлениями или склонностями к навязчивости. В процессе заболевания развиваются физическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия.
Психигеская или нервная булимия, повторяющиеся приступы переедания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятельным расстройством.
Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обильные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсутствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), как правило, возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чувством собственной неполноценности. Нарушения репродуктивной функции часто сопровождаются необычной сосредоточенностью на болезненных явлениях, боязнью непоправимой утраты здоровья, переживанием своей уродливости или неполноценности, астенией, аффективными расстройствами: тревожностью, страхами смерти, снижением настроения, повышенной раздраженностью.
Вегетососудистые дистонии - состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гипертоническому типу наблюдаются повышенное артериальное давление, постоянная или приступообразная головная боль с тошнотой, рвотой, наступающими при переутомлении, обмороки, головокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки способны к самостоятельным решениям, нетерпеливы; возбудимы, раздражительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактивной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе лечения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее. Дистония по гипотоническому типу характеризуется сниженным артериальным давлением, интенсивными и продолжительными головными болями, наиболее выраженными во второй половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене положения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в области сердца. Больные неуверенны в себе, ранимы, зависимы, чувствительны к угрозе, боязливы, преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, у них повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.
Этиология. Как уже было сказано, в происхождении психосоматического расстройства принимают участие многие факторы.
-
Острый или хронигеский стресс. Сюда относятся недостаточно защищающее, а иногда и вовсе неадекватное семейное воспитание, раннее покидание семьи, лишение матери, воспитание посторонними людьми, неоднократное помещение в стационары, трения в общении с соучениками, непонимание педагогами и воспитателями, несоответствие способностей школьным программам, трудные отношения с переживающими нестабильную обстановку родителями, влияние асоциальных сверстников, столкновение с преступными элементами и др. Одно объяснение механизма действия стресса использует только психосоциальные факторы: подавление или сдерживание гнева к окружающим или направленность его на самого себя обычно при низкой самооценке. Другое - для понимания стресса анализирует взаимоотношения стрессора и индивида на фоне конкретной социальной ситуации, учитывая при этом защитные механизмы личности (механизм совладения) и организма (нервные и гуморальные). -
Накопление эмоционального напряжения. Бесчисленные следы интеллектуальных, аффективных, сенсорных раздражителей создают эмоциональный фон, который не всегда осознается и в одних случаях благополучно разряжается, а в других приводит к накоплению негативных эмоций. Последнее происходит у людей с нейродинамическими нарушениями, приводящими к застою эмоциональных возбуждений в лимбической системе как функционального, так и органического генеза.
-
Генетигеские факторы. Среди родственников больных, страдающих психосоматическими заболеваниями, 60—70% болеют этими же расстройствами. -
Факторы предрасположения. Переживание кризисных ситуаций (наводнений, землетрясений), которые оказываются непереносимыми для личности. -
Преморбидные особенности лигности. У одних больных преобладает повышенная тревожность, которую невозможно выразить словами и получить облегчение (алекситимия); у других — самоуверенность, агрессивность, нетерпимость, постоянная нехватка времени, неустанная борьба за максимальные достижения в той или иной области, сверхпреданность работе; у третьих — боязливость, впечатлительность, напряженность с неспособностью разрядиться, повышенная ответственность, низкий уровень самоуважения, плохая переносимость фрустраций. -
Неблагоприятная микросоциалъная среда. Семья психосоматического больного характеризуется запутанностью социальных ролей, сверхзащитой, ригидностью в своем поведении, неумением разрешать конфликты. -
Неблагоприятное психигеское состояние в момент действия стрессора. Например, отсутствие социальной поддержки, беспомощность. -
Большая субъективная знагимостъ стрессора. Например, чрезмерное переживание ребенком даже кратковременного отсутствия матери на фоне его постоянного опасения лишиться родительницы.
Таким образом, для возникновения психосоматической патологии необходимы помимо стресса генетическая предрасположенность к той или иной форме болезни адаптации (язве желудка, гипертонии, бронхиальной астме, нейродермиту и т. д.), нейродина-мические сдвиги, способствующие накоплению эмоционального напряжения, особенности личности, неблагоприятная микросоциальная среда, психическое состояние в момент действия стрессора, благоприятствующее его патогенному воздействию, и большая субъективная значимость стрессора.
2. Составьте примерный план психотерапевтической коррекции для ребенка 7-8 лет , которому свойственны непослушание, ругань, разрушительные действия.
1. Диагностика детской агрессивности
Любая деятельность психолога по коррекции начинается с запроса о возникших трудностях в поведении ребёнка. Запрос может поступить от родителей ребёнка, педагога. Любой запрос необходимо уточнить. Привлекая для обсуждения всех участников происходящих событий. После получения первичной информации проводится диагностика. Она может проводится с педагогами, родителями, ребёнком, целым классом. При исследовании агрессивного поведения чаще всего применяют метод наблюдения, опрос и анкетирование.
После проведения диагностики переходят к коррекционной работе.
2. Совместная терапия ребёнка и родителей
Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.
Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.
Успех семейной терапии достигается благодаря:
-
осознанию родителями причин агрессивного поведения ребёнка, -
паритетному участию всех членов семьи в психокоррекции, -
выполнению рекомендаций психолога, -
соблюдению мира в семье в период проведения коррекционных мероприятий, -
сочетанию семейной терапии с индивидуальной и групповой формами помощи.
3. Индивидуальная работа с агрессивными детьми
При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:
-
игра (очень часто используется в работе с младшими детьми), -
изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением), -
творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности), -
сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа), -
сублимирование агрессии в спорт, -
участие в тренинговой группе.
Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.
4. Коррекция агрессивного поведения в группе
После проведения семейной и индивидуальной терапии переходят к групповой терапии агрессивного поведения детей. Необходимыми условиями этого перехода являются улучшение семейных отношений со стороны родителей, доступное возрасту осознание неконструктивности своего поведения и снижение агрессивности ребёнка, а так же заинтересованность всех сторон в дальнейшем результате.
Целью групповой терапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации её отношений. Основная терапевтическая задача состоит в эмоциональном отреагировании конфликтных ситуаций в группе и дезактуализации угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения в игре, упражнении, проигрывании ситуаций.
При групповой коррекции агрессивного поведения детей используются различные формы работы:
-
беседа, -
ролевое проигрывание ситуаций, -
упражнения на самопознание и самовоспитание, -
этюды, пантомима, -
изобразительная деятельность, -
физические упражнения, подвижные игры, -
психогимнастика, ауторелаксация.