Файл: «Аппарат государственной власти» (Понятие аппарата государственной власти (механизма государства)).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие аппарата государственной власти (механизма государства)
1.2 Структура аппарата государственной власти (механизма государства)
1.3 Принципы деятельности аппарата государственной власти (механизма государства)
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 Понятие государственных органов
2.2.Классификация государственных органов
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В целом данное понимание государственного органа отвечает современным реалиям. Однако усматривается и недостаток, который выражается в отсутствии физического воплощения государственного органа (государственные служащие, должностные лица, структурные подразделения, деятельность которых направлена на достижение общей цели). Так, еще В.И. Ленин отмечал, что государство «всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества и состоял из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, или главным образом тем, чтобы управлять»[37]. Подобно ему Сторонники второго направления в понимании государственного органа придерживаются «теории коллектива», которая впервые была предложена А.В. Венедиктовым. Он предложил под государственным органом понимать организованный государством коллектив рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем, на которых государство возложило выполнение определенных государственных задач и которому оно предоставило для осуществления этих задач соответствующую часть единого фонда государственной собственности[38].
При этом возникают разногласия даже у исследователей одного направления. Так, одни ученые поддерживают точку зрения А.В. Венедиктова и относят «теорию коллектива» ко всем государственным органам[39]. Другие признают «теорию коллектива» применительно только к предприятиям, которые, по их мнению, не являются государственными органами[40].
Убедительные доводы приводятся с двух сторон, поэтому намечается явная тенденция к сближению позиций разных ученых и нахождению компромисса в решении данной проблемы.
На наш взгляд, термин государственный орган должен соединить в себе две теории таким образом, чтобы с одной стороны государственный орган отражал свое физическое воплощение, выражаемое в наличии государственных служащих, должностных лиц, а с другой выступал неотъемлемой частью механизма государства, обладающего рядом определенных признаков.
В связи с этим считаем целесообразным поддержать точку зрения М.И. Байтина и М.К. Искаковой и понимать под государственным органом юридически конституированную, организационно обособленную часть государственного механизма, состоящую из группы должностных лиц и наделенную государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства[41].
2.2.Классификация государственных органов
Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.[42]
По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.
По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.
По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).
По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).
По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).
По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).
В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.
Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).[43]
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В ХХ веке начале 90-х годов был актуальным вопрос: какие нужны механизмы в демократическом государстве и в реформируемой России, особенно для установления жесткого режима ответственности государства, а точнее говоря, каждой из его подсистем, и каждого элемента этих подсистем.
Сейчас проблема состоит в совершенствовании механизма Российского государства, так как нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных государственных органов, принимались и принимаются, но эффективность их исполнения и сама работа государственных органов вызывает много нареканий. Таким образом, проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его механизм функционировал эффективно, четко и слаженно. В юридической науке отмечается, что проблемы, связанные с организацией и функционированием государственного механизма, приводят к несовершенству законодательства и правоприменения, серьезным пробелам и противоречиям в правовом регулировании общественных отношений, нарушениям прав и свобод человека, распространению различных видов деформации правосознания населения, нарушениям режима законности и правопорядка, и, в конечном счете, к разбалансированности всей правовой системы государства[44].
Механизм Российского государства - это система взаимосвязанных, объединенных общими принципами государственных органов и организаций, реализующих функции государства, решающих его задачи. Механизм Российского государства состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ в связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством.
Механизму государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, так как все государственные органы осуществляют единую власть народа и опираются на общие принципы образования и деятельности - законности, демократизма, разделения властей, федерализма и профессионализма, субординации и координации[45].
Качество работы механизма государства зависит от работы персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты).
Поэтому, привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к различным негативным последствиям. Для совершенствования государственного механизма следует привлекать к работе профессионалов, соблюдающих этические нормы[46].
Разбухание механизма Российского государства чиновниками-непрофессионалами приводит к падению уровня государственного управления общественными делами. В связи с этим усугубляется финансовое положение в стране, процветает коррупция, продажность должностных лиц, чиновников.
Чтобы противостоять разрушению государственного аппарата, необходимо точное правовое определение компетенции каждого государственного органа и должностного лица, строгая моральная и юридическая ответственность, контроль, хорошо действующая аттестация и переаттестация работников государственных органов. Должно действовать освобождение от должности тех государственных служащих, чье поведение позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий.
В системе федеральных органов исполнительной власти можно наблюдать пренебрежение государственными интересами со стороны высокопоставленных чиновников, коррумпированность, а иногда и произвол должностных лиц. По мнению Президента РФ, для искоренения этих нарушений структура исполнительной власти должна быть устроена рационально и логично, а государственный аппарат должен стать работающим инструментом реализации социально-экономической политики. Для этого реформу государственной службы необходимо проводить в тесной связи с обновленными принципами организации и функционирования исполнительной власти. Поэтому главными задачами реформирования государственного механизма в России по-прежнему остаются повышение эффективности государственного управления и строгое соблюдение законности государственными служащими[47].
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех цивилизованных демократических государств. В современной России он провозглашен как один из принципов организации и функционирования государственной власти. Однако практическое воплощение данного принципа идет еще с большим трудом. Все готовы признать отдельное существование каждой из трех ветвей государственной власти, но никак не их равенство, независимость и самостоятельность. Это можно объяснить длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей, здесь еще очень живучи традиции единовластия и самодержавия[48].
Исполнительная власть всегда находилась в центре внимания и жизни общества. На органы исполнительной власти приходиться основной объем работы по управлению государственными делами и с ними нелегко справиться. К тому же неверные и упрощенные представления о них мешают им эффективно работать. То он разлагается коррупцией и «обрастает» бюрократизмом, то жестко «приказывает» и «ограничивает», то вступает в противоборство с другими органами. Кадры управления далеко не всегда готовы правильно и своевременно решать новые задачи. А отсюда и ошибочные решения и действия в экономической, политической и социальных сферах[49].
Закрепление принципа разделения властей привело к признанию самостоятельности исполнительной власти, к ее большей независимости от законодательных органов. В то же время многочисленные реформы в системе исполнительных органов не устранили некоторые его пороки: отсутствие или игнорирование четких критериев построения органов с учетом характера и объема функций, объектов управления, множественность и дробление органов, неурегулированность взаимоотношений исполнительных органов по уровням. В конституциях республик урегулированы лишь некоторые вопросы организации исполнительных органов, преимущественно – кабинетов министров. Несомненно также, что Россия в силу очень многих современных факторов больше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующем правительстве. Это обуславливает поиск путей повышения его самостоятельности, поскольку только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу, может нести ответственность[50].
Бесспорно, от исполнительных органов во многом зависит эффективность управления государственными делами. Она достижима, если только верно определены их функции, четко разграничены полномочия, установлены механизмы их взаимодействия, виды и основания ответственности.