Файл: Преступность экономической направленности в современных условиях.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые и изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Преступления, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу исчисления и уплаты налогов и иных платежей
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Непосредственный объект - экономические и финансовые интересы РФ. Предмет преступления
- таможенные платежи.
Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и состоит в уклонении от уплаты любого из таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица, составляющих предмет настоящего преступления в крупном размере. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК
РФ). Непосредственный объект - экономические и финансовые интересы государства. Предметом выступают денежные средства либо имущество организации или предпринимателя в крупном размере, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Объективная сторона характеризуется деянием в виде сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам, совершенным в крупном размере.
Преступления, посягающие на общественные отношения, интересы, обеспечивающие процедуру банкротства
31
Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ).
Непосредственный объект - отношения и законные интересы участников экономической деятельности, индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, действующих при осуществлении процедуры банкротства. К предмету преступления, предусмотренного ст. 195 УК, относятся имущество, имущественные обязательства, сведения об имуществе, бухгалтерские и иные учетные документы, отражающие экономическую деятельность предприятия. Объективная сторона является весьма сложной и включает несколько обязательных признаков: деяние, совершаемое в различных формах; последствия в виде крупного ущерба заинтересованным лицам; причинную связь между деянием и последствиями; обстановка, свидетельствующая о наличии признаков банкротства.
Преднамеренное банкротство
(ст.
196
УК
РФ).
Непосредственный объект - отношения и законные интересы участников экономической деятельности, индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, которым причиняется вред при осуществлении преднамеренного банкротства.
Предмет преступления - денежные обязательства и обязательные платежи.
Объективная сторона характеризуется деянием, последствиями в виде крупного ущерба и причинной связью между ними. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ). Непосредственный объект - интересы государства в сфере деятельности государственных органов, уполномоченных на организацию работы с предприятиями-банкротами.
Объективная сторона характеризует по своей структуре материальный состав преступления. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
32 3. БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Для обеспечения экономической безопасности России необходимо определить:
приоритеты в понятиях, структуре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России;
криминологические меры обеспечения экономической безопасности России общесоциального характера;
специальные криминологические меры обеспечения экономической безопасности России;
систему уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности России.
С учетом указанных приоритетов следует осуществлять систему мер борьбы с экономической преступностью.
В целом речь идет о системе экономических, организационно- производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или ослабление действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры могут быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по повышению благосостояния населения и снижению уровня безработицы.
Это первостепенная задача макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста.
Исследования западных ученых свидетельствуют о высоком уровне корреляции между состоянием безработицы и негативными тенденциями
33 преступности, в том числе имущественной. Существенно применение имеющегося в мировой практике опыта борьбы с безработицей.
Основная цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно- политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренней и внешней угрозе.
К основным направлениям в организации борьбы с экономической преступностью относятся: анализ официальной и оперативной информации о состоянии экономической преступности; определение приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности
России; разработка и выполнение Федеральной и региональных программ борьбы с преступностью.
Источниками криминологической информации о состоянии экономической преступности являются: официальные статистические данные (МВД, Минюста) о выявленных преступлениях, лицах, их совершивших, причиненном и возмещенном материальном ущербе, направленных в суд уголовных делах и вынесенных приговорах; сведения контролирующих органов о выявленных нарушениях в сфере экономической деятельности; результаты проверок Счетной палатой РФ и контрольными органами в субъектах РФ нецелевого использования - бюджетных средств; материалы органов прокуратуры о проверке соблюдения законности в экономической сфере и принятых мерах; обобщение судебной практики по делам об экономических преступлениях; оперативные данные правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством; результаты научных, социологических исследований состояния экономической преступности и уровня ее латентности и др.
34 3.2 ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ
В законотворческой и правоприменительной практике важно в полной мере учитывать данные о состоянии преступности в экономике из максимально возможных источников информации. Эти данные необходимо использовать на всех стадиях правоприменительного процесса.
Необходимо своевременно прогнозировать развитие криминальной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства.
Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполнительные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.
Значительную роль в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло бы сыграть принятие закона "Об информационных банках данных", изменение Закона "О банках и банковской деятельности", что позволило бы правоохранительным органам осуществлять проверку законности возникновения первичного капитала, законности операций, проводимых субъектами кредитно- финансовых отношений, проверку добросовестности этих субъектов по ранее осуществленным сделкам.
1 2 3 4
Актуально принятие более эффективных мер по укреплению взаимодействия различных государственных органов в сфере экономической деятельности, а также этих органов с общественными организациями, детективными и охранными структурами и службами безопасности хозяйствующих, объектов. При этом важно решение задачи по декриминализации территорий и объектов экономики. В тесном взаимодействии служб указанных органов они проводились на АвтоВАЗе, портовых сооружениях Северо-Западного региона и Азово-Черноморского
35 бассейна и г. Находки, угледобывающих предприятиях Кемеровской области.
В поле зрения подразделений по борьбе с экономической преступностью должны находиться: противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом, наличном и валютном рынках, во внешнеэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами, мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке. С целью пресечения вывоза валютных средств из региона необходимо во взаимодействии с органами валютного контроля (органы ВЭК, региональные ГУ ЦБ, территориальные таможенные управления) проводить проверку подозрительных внешнеэкономических сделок, проверять все имеющиеся факты не возврата валютной выручки, контракты на оказание маркетинговых услуг и пр. Особое внимание уделять сбору (взаимодействуя с правоохранительными органами зарубежных стран и НЦБ Интерпола в России) неопровержимых улик, свидетельствующих об умышленном вывозе валютных средств, розыску и задержанию виновных, наработке практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.
Подразделения по борьбе с экономической преступностью, по борьбе с организованной преступностью участвуют в выявлении каналов финансирования бандитских формирований и террористических "группировок. Основной удар наносится по экономическим объектам, контролируемым ими, с целью лишения финансовой подпитки, выводятся из-под криминального контроля продовольственные рынки, обеспечивается свободный доступ на них региональным сельхозпроизводителям.
Итак, основные усилия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с экономической преступностью направляются на:
36
проведение мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, в экспортно- импортных операциях, особенно с сырьевыми ресурсами, в процессе приватизации, при обеспечении государственного регулирования оборота подакцизных товаров, при защите бюджетных средств, в том числе направляемых на социальные цели;
проведение общероссийских мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и проверку законности перевода валютных средств в оффшорные зоны;
проведение комплексных оперативно-розыскных мероприятий в отдельных отраслях экономики, на хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются основания полагать, что они подконтрольны организованным преступным группам; сообществам либо на них совершаются тяжкие экономические преступления;
осуществление во взаимодействии с налоговыми и регистрационными органами комплексных проверок достоверности регистрационных данных фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих "нулевые" балансы;
выявление, предупреждение и пресечение деятельности этнических и иных преступных формирований, действующих в сфере экономики, а также перекрытие каналов поступления материально- технической и финансовой помощи незаконным вооруженным, бандитским и международным террористическим формированиям;
укрепление взаимодействия и координации всех правоохранительных органов, чёткое закрепление их компетенции и ответственности за конечные результаты правоохранительной деятельности с учетом федеративного устройства Российской Федерации.
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев вышеизложенный материал, мы можем сделать некоторые выводы по данной теме:
1.
Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.
2.
В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности — укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.
Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
3. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в