Файл: Урок изобразительного искусства в 6 классе Цвет в натюрморте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок изобразительного искусства в 6 классе

«Цвет в натюрморте»

Цвет в натюрморте

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Цели урока:

  • Закрепить знания о жанре изобразительного искусства-натюрморт.

  • Систематизировать знания о цвете.

  • Научить выполнять цветовое решение натюрморта в контрастной цветовой гамме и натюрморта на сближенную гамму.

Форма урока: Беседа

Оборудование и материалы:

Презентация

Художественные материалы.

Музыкальный ряд (см. приложение)

План урока:

Организационный момент.

Тема, постановка целей урока.

Изучение нового материала.

Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта в виде монотипии.

Практическая работа.

Рефлексия.

Подведение итогов и защита работы.

Ход урока


Здравствуйте, юные художники. Я рада приветствовать вас на уроке! Сегодня в нашем классе открывается художественная студия. И вы становитесь художниками -исследователями.

А значит всем надо быть внимательными, думать, размышлять, вспоминать и высказывать свое мнение.

Ребята за окном зима, холодно, сыро. Хотелось бы узнать какое настроение у каждого из Вас. На столе палитра с разноцветными кляксами выберете понравившейся цвет. Покажите свое настроение. Таким образом мы определили настроение в начале урока и настрой на дальнейшею работу.

1.Организационный момент. Урок начинается с психологической разминки:

2.Формулирование темы, целей урока.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И сегодняшний урок посвящён этому жанру изобразительного искусства. Если вы отгадаете загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, то узнаете, о каком жанре сегодня пойдёт речь. Внимание на экран.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или квас в большом кувшине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это…

Ответ: натюрморт.

Учитель: Вы знакомы с этим жанром изобразительного искусства?

Ответ: Да

Учитель: Перед вам художник-живописец! А теперь скажите мне: чем работают художники-живописцы?


Ответ: Красками

Учитель: А краски-это что…. Цвет!

А цвет-это душа живописи.

Учитель: Ребята, эпиграфом нашего урока сегодня станут слова Н. Бромлея

Скажи, скажи художник, 
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер


Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?


Учитель: Вы определили тему урока ?

Ответ: Цвет в натюрморте.

Учитель: И речь сегодня пойдёт не просто о натюрморте, а о цвете в натюрморте

Тема урока (Внимание на доску) «Цвет в натюрморте». Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели урока:

Цели урока:

  • Узнать, что такое «натюрморт» и научиться его рисовать.

  • Узнать, что то такое цвет в живописи, богатстве его выразительных возможностей;

  • Научиться выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета.

  • Уважать мнение другого человека;

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Сообщение теоретических сведений.

Учитель: Натюрморт принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. В переводе с французского nature morte, означает «мертвая природа». Таким образом, натюрморт-это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь-рыбу на столе, цветы в букете, плоды на блюде и т.д. (СЛАЙД 7) А сейчас откройте свои тетради, запишите число, тему и определение термина «натюрморт» (на доске определение термина натюрморт)

Учитель: Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии в 17 веке. На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово stilleven-«тихая жизнь». Больше всего голландцы любили изображать красивую посуду, богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными и роскошными блюдами. (СЛАЙД 8)

Учитель: Что объединяет эти картины?

Ответ:

Учитель: Какое главное выразительное средство используют художники-живописцы?

Ответ: Цвет.

Учитель: Цвет-это главное выразительное средство в живописи. С его помощью мы можем выразить свое настроение и передать в картине. Натюрморт может быть не только созидательным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок, ритмом цвета, а также давать душевный отдых



А какие художники передавали удивительную яркость в картинах?Назовите стиль? (СЛАЙД 9)

Ответ: Импрессионисты

Учитель: Очень любили натюрморт французские художники импрессионисты (от слова «импрессьон»-впечатление) Они добивались на своих полотнах удивительной яркости, сочности, солнечности цвета. Они передавали праздничное настроение. Посмотрите, перед Вами натюрморты П.Сезанна (СЛАЙД 10). С помощью каких цветов художник передает вам праздничное настроение?

Ответ: Красного, желтого.

Учитель: На какие две группы делятся все хроматические цвета? Красный и желтый к какой цветовой гамме относятся? Теплой(Поднимите карточки ) (СЛАЙД 11)

Учитель: А с помощью каких цветов художник передает грустное настроение?

Ответ: Синий, серый, зелёный. А эти цвета к какой цветовой гамме относятся. К холодной (Поднимите карточки) (СЛАЙД 11)

Учитель:С давних пор было известно, что красный цвет бодрит, синий успокаивает, серый угнетает, а жёлтый способствует созданию хорошего настроения.(СЛАЙД 11)

Учитель: Важно, чтобы общее цветовое построение работы передавало эмоциональное настроение зрителю. Такого настроения можно добиться при помощи сочетания цветов.

Бывают контрастные (выраженная противоположность двух дополнительных цветов) и сближенные сочетания цветов (основаны на сочетании близких цветов и оттенков). (СЛАЙД 12)

Цветовой контраст- (от.франц. «contraste»)- выраженная противоположность двух дополнительных цветов. (СЛАЙД 13)

Игра: Составьте пары контрастных цветов и сближенных цветов.

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

4. Работа по зрительному ряду.

Учитель: Какой контраст дополнительных цветов вы наблюдаете на картине А. Матисс «Красные рыбки»? (СЛАЙД 14)

Ответ: Красный и зелёный. А на картине И. И. Машков «Синее сливы»?(Слайд 14)

Ответ:. Синий и желтый

Учитель: Картина В.Ван Гога «Чаша с маргаритками » к какому сочетанию цветов относиться? (Слайд 14)

Ответ: К сближенным.

Учитель: Сближенные цвета или нюанс-(от франц. «nuance»-колер, переход)-узкий переход одного цветового тона в другой, одной светло теневой градации в другую. (СЛАЙД 15)


Учитель: Контраст по светлоте часто применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов.

Выразительный рисунок никогда не бывает однообразным. В нем всегда должны сочетаться темные и светлые части. Поднимите эти сочетания цветов? (СЛАЙД 16)

Ответ: Черный и белый.
Учитель: Но для создания хорошего натюрморта важно помнить и об общем колорите рисунка.

Колоритозначает сочетание, соотношение цветов, создающих единство замысла, идеи художника. Колорит может быть теплым или холодным, светлым или темным, импульсивным и спокойным. (СЛАЙД 17)
Проектная работа в группах: Учащиеся делятся на три группы. Самостоятельно определяют в каком колорите будут выполнять коллаж из цветных фигур. Упражнение на определение колорита и его выразительного аспекта. (СЛАЙД 18)

Известно, что каждый предмет имеет определённый природный цвет(собственный цвет): лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный. Такой ярко выраженный цвет предмета называется локальный. А цвет в картине называется обусловленный (СЛАЙД19)

В живописи под цветом предмета понимают не локальный его цвет, а видимый в определённый момент в конкретной среде. (время суток).
Учитель: Самое важное значение для цвета в живописи имеет освещение

При сильном освещении локальные цвета предметов становятся более светлыми, их насыщенность уменьшается, они как бы выцветают. (СЛАЙД 20)

При среднем освещении (полутень) все локальные цвета имеют наибольшую насыщенность.(СЛАЙД 21)

Такие наблюдения за изменением локального цвета предмета и помогают создавать иллюзию объёма на плоскости.


Учитель: А чтобы поднять перед творческим заданием нам настроение, давайте немного подвигаемся. Встали из –за парт. Видеоролик на экране.(СЛАЙД 22)
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.



6. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта

Учитель: Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразить цветочный натюрморт .А выполнять задание будем в виде монотипии.


Монотипия состоит из двух древнегреческих слов

«моно» — один –

«типия» — отпечаток. (СЛАЙД 23)

Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.

Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.

Учащиеся выполняют цветочный натюрморт в виде монотипии. Работа выполняется в группах.. Выполняется оттиск, далее прорисовывают детали нетрадиционными материалами и пальчиками рук.

7. Практическая работа.

Задание:

С чего начнем?

  • Замысел. Какой цвет будет определяющим? (в контрастной цветовой гамме или натюрморт на сближенную гамму. )

  • Композиция. Составить цветочный натюрморт, где должно присутствовать не менее 2-х предметов.

  • Построение композиции

  • Работа в цвете. Придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например-нежность, яркость, любовь, безразличие.

  • Самоконтроль (СЛАЙД 24)


Звучит тихая музыка – мелодия №3.

Учитель работает одновременно с учащимися на мольберте, а также делает целевые обходы.

  • контроль организации рабочего места;

  • контроль правильности выполнения приёмов работы;

  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

  • контроль объёма и качества выполненного задания

8.Рефлексия.
Учитель: Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Понравился ли вам урок?

Что понравилось больше всего?

Возникали ли у вас какие-либо трудности во время урока?

А теперь возьмите кисти в руки наберите цвет, который соответствует Вашему настроению и настрою в конце урока. (СЛАЙД 26)

Экспресс – выставка. 

Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся.