Файл: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение дальневосточный технический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для воспитателей и некоторых других работников дошкольных образовательных учреждений российским пенсионным законодательством установлены льготы по пенсионному обеспечению.

Пенсии для педагогических работников (а назывались они – пенсии за выслугу лет) – это традиционная, одна из первых пенсий за выслугу лет – вводились в 30-х годах прошлого столетия, раньше, чем были введены пенсии по старости для всех наемных работников.
Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве – досрочные страховые пенсии по старости.

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений пользуются правом на назначение страховой пенсии по старости раньше общеустановленного пенсионного возраста. Лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в должностях и учреждениях для детей, поименованных в соответствующих списках, досрочные пенсии по старости назначаются независимо от возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений в 2018 году – 13,8). Таким правом пользуются, например, воспитатели, музыкальные руководители, работающие в детских садах.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотрено, что в стаж включаются периоды выполнявшейся работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Общим для всех должностей является условие – педагогическая работа должна выполняться на условиях трудового договора (как основного, так и по совместительству). Выполнение работы на других условиях (педагогическая нагрузка, работа по совмещению профессий, замещение) право на досрочную пенсию не дает.

Периоды выполнявшейся начиная с 1 сентября 2000 года работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.


Работа в должностях директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) дошкольных образовательных учреждений включается за период до 1 ноября 1999 года.

Кроме периодов выполнения работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (к которому относится и пособие по беременности и родам), а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Что касается периода отпуска по уходу за ребенком до исполнения ему 3-х лет, то такой период засчитывается, если он предоставлен до 6 октября 1992 года. Если же такой отпуск предоставлен после 6 октября 1992, то он не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В стаж для назначения досрочной пенсии педагогическим работникам не засчитываются периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от работы, поскольку в этот период не выполняется педагогическая работа с детьми.


    1. Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности



Участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик имеет право:

 - проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд РФ, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам,

возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

- получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации

- предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

- осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

- осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены;

- осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством РФ, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3] и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[4] в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[5]:


- требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»[8]

Страховщик обязан:

- осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в ПФР;

- подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

- назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

- осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

- составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

- регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

- обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета;

- осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

- вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;


- вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании[6];

- обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

- обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную пенсию, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»[9], размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

- обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

- бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

- развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

- принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и вести их учет;

- информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов;