Файл: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение дальневосточный технический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, участниками обязательного страхования являются страховщик, страхователь и застрахованный. Стоит отметить, что педагогические работники дошкольных учреждений являются участниками обязательного пенсионного страхования как застрахованные лица.



  1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ



    1. Обеспечение страховыми пенсиями



В настоящее время основной закон, регулирующий обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, – Закон № 273‑ФЗ «Об образовании в РФ» [1]. Статьей 47 ФЗ №273 «Об обазовании» установлены права и свободы педагогических работников и гарантии реализации этих прав и свобод. В соответствии с пп. 5 п. 5 указанной статьи они имеют право на получение досрочно педагогической пенсии по старости согласно законодательству РФ. В статье подробно рассмотрим порядок назначения досрочно педагогической пенсии.

С 01.01.2015 действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400‑ФЗ), который заменил ранее действующий Закон № 173‑ФЗ[2]. Статьей 8 Закона № 400‑ФЗ установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условием для назначения такой пенсии является наличие не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 400‑ФЗ).

Однако в ст. 30 Закона № 400‑ФЗ названы категории работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии. В частности, это касается педагогических работников. Итак, согласно пп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Важно отметить, что при назначении досрочно педагогической пенсии работники должны не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в учреждениях). Это следует из ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ.

Там же сказано, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.


В настоящее время согласно пп. «м» п. 1 Постановления № 665[3] при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, применяются:

  • Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Список);

  • для учета соответствующей деятельности за период с 01.11.1999 по 31.12.2001 (включительно) – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;

  • для учета соответствующей деятельности за период с 01.01.1992 по 31.10.1999 (включительно) – Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463;

  • для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992, – Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Кроме этого, ст. 30 Законом № 400‑ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона:

  • засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч. 3);

  • могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).


А также определено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. 19 – 21 ч. 1 данной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).

Таки образом, педагогические работники имеют право на особые условия обеспечения пенсией за выслугу лет.

    1. Проблемы в сфере пенсионного обеспечения работников

дошкольных образовательных учреждений в порядке обязательного пенсионного страхования
В современном обществе, в силу достаточно сложной и не структурированной системы пенсионного обеспечения работников, встречается довольно много организационных и нормативных проблем. Пенсионное обеспечение работников дошкольных учреждений является в данном контексте не исключением.

Одной из основных проблем в данном направление является проблема включение в стаж, дающий право на досрочную пенсию педагогическому работнику, деятельностью в учреждениях дошкольного образования, имеющих различное наименование.

Например, гражданка П. 25 лет проработала воспитателям детского сада, и как она считала, имеет право на досрочную пенсию, однако у пенсионного фонда мнение другое, и связано это с тем что с 80г. по 95г. детский садик назывался Комбинат ясли-сад, и в постановление правительства от 29.10.02г №781 и этого наименования нет, а с 95г. и по настоящее время он называется МДОУ, а то, что все 25 лет она отработала на одном месте, по одному адресу( приложение 1).

В данной ситуации необходимо решать проблему в судебном порядке.

Во-первых, необходимо доказать в суде, что в связи с переменой наименования педагогического учреждений характер работы не менялся и, что важно, соответствовал характеру работы в том учреждении, которое предусмотрено Списками Постановления правительства №781 от 29.10.02. При этом необходимо разыскать соответствующие нормативы, описывающие характер работы в соответствующем педагогическом учреждении, ну типа ЕТКС, только ЕТКС определяет характер работы для рабочих профессий
, а в данном случае речь идет о нормативах работников занятых на определенных должностях, и представить доказательства, что работник выполнял работу, согласно этим нормативам.

Проблема это пути заключается в том, что во-первых - нет гарантии, что есть нормативы устаналивающие характер работы для конкретной ситуации, а во-вторых - при определении характера работы для установления права на досрочную пенсию свидетельские показания не принимаются.

Во –вторых, возможно установить тождественость наименований учреждений и должностей, с учетом которых назначается досрочная пенсия. Это внесудебная процедура и заключается в следующем: Руководитель педагогического учреждения обращается в местное (структурное подразделение Министерства образования с обоснованным заявлением о признании тождественности наименования учреждения, в котором работал претендент на досрочную пенсию, в тот период, когда наименование этого учреждения не соответствовало наименованиям предусмотренным в Списках Постановления № 781, наименованию учреждения, предусмотренного этими Списками. Далее это заявление рассматривается министерством и ведомством и в конечном итоге принимается решение о признании тождественности наименований или об отказе. Проблема в том, что это длительная процедура и может затянутся на год и больше.

Таким образом, для решения проблемы включения в стаж для оформления досрочной пенсии работнику дошкольного учреждения деятельность в дошкольном учреждении, наименование которого отличается от установленного для этого юридического действия наименования, необходимо регулярно, вместе с изменением наименований дошкольных учреждений вносит изменения и в нормативно-правовые акты, регламентирующие данных вопрос.

Немаловажной проблемой является изменение названий должностей работников дошкольных учреждений, которое влияет на оформление пенсии педагогическим работникам дошкольных учреждений. Для решения этой проблемы необходимо обращаться к нормативно-правовым актам регламентирующих вопрос тождественности должностей. При этом, важно понимать, что одним из важнейших оснований для выхода на пенсию воспитателей ДОУ является наличие достаточного специального стажа. Однако нарабатывается он только при условии трудовой деятельности в определенных учреждениях и на соответствующих должностях.

Так, полные перечни их содержатся в Постановлении Правительства РФ от 29. 10. 2002 года № 781. Они довольно обширны и включают в себя не один десяток позиций. Что касаемо
непосредственно работников детских садов, то к числу льготников следует отнести лиц, которые непосредственно заняты педагогической деятельностью.

Это, кроме прочих:

воспитатели;

логопеды;

музыкальные работники;

педагоги-психологи.

Вспомогательный, административный (по большей части) и технический персонал дошкольных учреждений к числу льготников не принадлежит. Младшие воспитатели (няни) не являются педагогическими работниками даже при наличии профильного образования. В этой связи рассчитывать на пенсионные льготы эта категории сотрудников ДОУ не вправе.

Кроме этого, законодательно установлено, что в педстаж входит время работы в государственных (муниципальных) дошкольных учреждениях. Это означает, что если, к примеру, педагог трудится в частном детском саду или оказывает образовательные услуги в частном порядке, то в стаж эти периоды не входят.

Формирование пенсионных прав педагогов осуществляется таким же образом, как и у большинства работающего населения страны. Пенсия назначается в заявительном порядке при обращении в государственный пенсионный фонд.

Следует отметить, что если работник образования решил получать заслуженные выплаты, то работать в данной сфере он уже не может, что, впрочем, не мешает осуществлять иные виды трудовой деятельности.

Таким образом, проблемы пенсионного обеспечения работников дошкольных учреждений являются скорее традиционными для системы обязательного пенсионного обеспечения, которые необходимо решать своевременными изменениями законодательной базы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было установлено, что Педагогические работники в силу специфики своей деятельности подвержены значительным психоэмоциональным нагрузкам, что негативно сказывается на здоровье и трудоспособности. Кроме этого, работа с детьми предполагает большую степень ответственности, что также придает педагогической деятельности особую специфику.

В этой связи государством предусмотрен ряд льгот и послаблений для данной категории работников. В том числе это касается и досрочного выхода на пенсию. Так, воспитатели детских садов вправе подавать заявления для получения пенсионных выплат при наличии определенного педагогического стажа.