Файл: Содержание Конспект урока музыки в 5 классе 3 Тема Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант. 3 Приложение Карточки музыкальных инструментов. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2. Карточки настроения.




Приложение 3. Физ. Минутка. Морядка.


Этот кот — вперёдсмотрящий.

С ним туман не страшен нам.

Ловко он залез на мачту

И глядит по сторонам.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз!

Раз-два, раз. Эх, якорь, палуба компас!
Ну а вот флажками машет

Молодой матрос енот.

Морякам с другого судна

Он сигнал передаёт.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз!

Раз-два, раз. Эх, якорь, палуба компас!
Шимпанзе впервые в море,

Он растерянный слегка.

Чтоб скорей привыкнуть к качке

Разминает он бока.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз!

Раз-два, раз. Эх, якорь, палуба компас!
Чётко вижу я в бинокль

Энергичные прыжки —

Это радостно встречают

Нас на острове жучки.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз!

Раз-два, раз. Эх, якорь, палуба компас!
После плавания приятно

Вновь стоять на берегу.

Потанцую-ка я, братцы!

Удержаться не могу!

Танцуй капитан, танцуй капитан.

Приложение 4. Карточки талант и мастерство.





Талант

Мастерство

Наличие музыкального слуха

Целеустремленность

Наличие музыкального голоса

Развитое певческое дыхание

Наличие чувства ритма

Усидчивость и терпение

Хорошая память

Виртуозная игра на музыкальном инструменте



Талант

Мастерство

Наличие музыкального слуха

Целеустремленность

Наличие музыкального голоса

Развитое певческое дыхание

Наличие чувства ритма

Усидчивость и терпение

Хорошая память

Виртуозная игра на музыкальном инструменте


Приложение 5. Текст фрагмента песни «Маленький кораблик».





Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Если очень хочешь, своего добьешься,
А мальчишке снились якоря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Надо, надо, надо, всюду, всюду, всюду,
Надо, надо, надо, надо верить чуду.
Говорите всюду, всюду, всюду, всюду,
Вместо «Буду» или «Нет» - «Буду!», «Буду!»,«Буду!»,«Буду!» - «Да!».



Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Если очень хочешь, своего добьешься,
А мальчишке снились якоря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Надо, надо, надо, всюду, всюду, всюду,
Надо, надо, надо, надо верить чуду.
Говорите всюду, всюду, всюду, всюду,
Вместо «Буду» или «Нет» - «Буду!», «Буду!»,«Буду!»,«Буду!» - «Да!».

Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Если очень хочешь, своего добьешься,
А мальчишке снились якоря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Надо, надо, надо, всюду, всюду, всюду,
Надо, надо, надо, надо верить чуду.
Говорите всюду, всюду, всюду, всюду,
Вместо «Буду» или «Нет» - «Буду!», «Буду!»,«Буду!»,«Буду!» - «Да!».

Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта.
Если очень хочешь, своего добьешься,
А мальчишке снились якоря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Стал мальчишка капитаном,
И давно его качают
Вовсе не бумажные моря.
Надо, надо, надо, всюду, всюду, всюду,
Надо, надо, надо, надо верить чуду.
Говорите всюду, всюду, всюду, всюду,
Вместо «Буду» или «Нет» - «Буду!», «Буду!»,«Буду!»,«Буду!» - «Да!».

Приложение 6. Цель и мечта.





Мечта

Цель

1.


1.

2.


2.

3.


3.

4.


4.

5.


5.

6.


6.

7.


7.

8.


8.

9.


9.

10.

10.

Приложение 7. Доска обратной связи.







Мне понравилось


Пришёл / пришла

бы ещё раз



Есть вопрос


Не понравилось



Приложение 8. Шаблон закладок.











Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант».


Ф.И.О. Аржанова Евгения Александровна.

Урок проводится в III четверти.

Содержание в соответствии с ФГОС 2021.

Музыкальный материал урока: Louis Armstrong- «Let My People Go», А. Вивальди из цикла «Времена года» («Шторм») исполнитель Ванесса Мэй, П. И. Чайковский из цикла «Времена года» («Ноябрь. На тройке») исполнитель М. В. Плетнёв, фрагмент песни «Маленький кораблик» исполнитель София Хоменко.

Материалы и оборудование: компьютер, ноутбук, музыкальные колонки, проектор, раздаточный материал в виде карточек (смотри приложения), видео и аудио материалы.



Ресурсы: https://starlight27.ru/wp-content/uploads/2018/11/Музыка-5-класс-Учебник-Сергеева-КритскD-ilovepdf-compressed.pdf.; https://classic-online.ru ; https://rutube.ru ; https://resh.edu.ru ; Уроки музыки методическое пособие 5-6 класс Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема урока.

Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант.

Тип урока.

Комплексного применения знаний.

Цель урока.

формирование знаний о понятиях: «музыкальный талант», «музыкальное мастерство», «виртуозное исполнение».

Планируемые результаты (предметные).

  • Развитие эмоционального интеллекта через восприятие виртуозной музыки.

  • Расширение музыкального кругозора учащихся и их творческого воображения.

  • Совершенствование умения анализировать музыку, умения определять настроение произведения.

  • Развитие навыков певческой деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Метапредметные УУД:

  • Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Развитие умения осуществлять информационную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Познавательные УУД:

  • Развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • Развитие умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

  • Определение и формирование цели деятельности на уроке (с помощью учителя).

  • Формирование умения высказывать свои мысли на основе увиденного, исходя из поставленных задач.

Коммуникативные УУД:

На занятии развивать умения:

  • слушать и понимать речь других;

  • работать в группах;

  • формулировать свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке.

  • Развивать стремление реализовать свой творческий потенциал.

Воспитательные УУД:

Воспитывать у учащихся:

  • любовь к музыке на основе эмоционального восприятия;

  • уважительное отношение к товарищу;

  • умение слушать и слышать;

  • коммуникабельность и активность;

  • целеустремленность.

Основные понятия.

«музыкальный талант», «музыкальное мастерство», «виртуозное исполнение».

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке.

  1. Восприятие музыки: Louis Armstrong- «Let My People Go», А. Вивальди из цикла «Времена года» («Шторм») исполнитель Ванесса Мэй, П. И. Чайковский из цикла «Времена года» («Ноябрь. На тройке») исполнитель М. В. Плетнёв, фрагмент песни «Маленький кораблик» исполнитель София Хоменко.

  2. Визуализация: «Маленький кораблк». Автор текста: Танич М. Композитор: Алиева С. Исполнение: Софья Хоменко.

  3. Хоровое пение: «Маленький кораблик». Автор текста: Танич М. Композитор: Алиева С. 

  4. Музыкально-ритмические движения: физкультминутка. Морядка.

Формы работы

Словесный (беседа, рассказ, пояснение); наглядный и объяснительно-иллюстративный (работа с карточками и видеоматериалом); практический и метод проектов (коллективное творческое дело).

Организация пространства

Групповая и фронтальная работа.








Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация начала урока.

Мотивация. 2 минуты.

Приветствие учащихся.

Учитель: «Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста, меня зовут Евгения Александровна. Я - судовой механик. Когда всё в порядке, меня вроде бы и нет. Я на виду, когда барахлит машина. А барахлит машина, когда я плохо работаю. Я хорош незаметный. Каждый человек должен знать одно дело, но настолько, чтобы быть незаметным (Юрий Черниченко).

Ребята, как вы думаете, какая может быть связь между музыкой и механиком на судне?

Не знаете? A интересно узнать? Поднимите руку те, кому интересно. Тогда давайте отправимся в наше увлекательное путешествие. Сегодня вы будете работать в группах, на столе перед вами лежат разноцветные папки с номерами, когда придёт время к ним обратиться, я вам скажу. И давайте договоримся, что отвечать мы будем, поднимая руку.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Создает мотивацию и определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство.

Приветствие учителя.

Выполняют требование учителя.


Дети поднимают руки.

2.

Актуализация опорных знаний учащихся по предмету. 4 минуты.

Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя).

A сейчас давайте посмотрим небольшой ролик. Только будьте внимательны. Ваша задача - запомнить, какие профессии представлены на видео, и подумать, что их объединяет.


  • Кого мы увидели?

  • Они представители разных профессий, но что-то их объединяет. Они попали в этот ролик не случайно. Как вы думаете что? Вам понравилась картина, которую нарисовал художник? Фигуристка и лыжник – чемпионы. Значит, как они выполняют свою работу?

  • A как называют, тех, кто выполняет свою работу хорошо?

  • A как вы думаете, в музыке есть такие люди?

  • Какие музыкальные профессии вы знаете, дайте им определения.



  • В современном мире появилось множество новых профессий связанных с музыкой: диджей, аранжировщик, звукорежиссер.

Каждый из них может стать настоящим мастером своего дела, профессионалом. Таких людей в музыкальном искусстве называют виртуозами. Виртуозный значит совершенный.

  • A как вы думаете, ребята, что необходимо для того, чтобы развиться в этом направлении?

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение) и познавательных процессов (внимание, память).

Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.

Пропиши примерные ответы детей

Наводящие вопросы по надобности.

Включение учащихся в активную деятельность.

Коллективное обсуждение видеоряда.

Вспоминают и перечисляют музыкальные профессии.

Обобщают знания, опираясь на ранее изученный материал.

- Плотника, художника, спортсменов
- Хорошо
- Мастер, профессионал и.

т д.
- Конечно, да


- Композитор - это человек, который сочиняет музыку. Дирижёр – самый главный в оркестре. Исполнитель.

- Талант.

3.

Постановка цели урока. 2 минуты.

Учитель: Ребята, теперь мы можем с вами определить тему нашего урока. Как вы думаете, чему он будет посвящён? Совершенно верно! Тема нашего урока: «Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант».

Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.


Высказывают предположения.

Определяют тему урока под руководством учителя.

Слушают собеседника,

высказывают свое мнение.

4.

Слушание. 11 минут.

Учитель: Пришло время первой – зелёной папки, с цифрой 1. Открывайте смелее! В ней вы найдёте два комплекта карточек. Первый – музыкальные инструменты. Второй – настроение. Сейчас мы послушаем трёх виртуозных музыкальных исполнителей. Вам нужно будет попытаться определить два момента, и показать их карточками: какое настроение у музыки (можно использовать сразу несколько карточек), и какой инструмент у нашего виртуозного исполнителя. Прежде чем показать карточки, посоветуйтесь друг с другом!

  • Первая композиция называется «LetMyPeopleGo». Исполнитель Луи Армстронг, дам вам небольшую подсказку: у него сразу два инструмента, выбирайте самые выразительные! (Louis Armstrong- «Let My People Go». 3.34 минуты). Обсуждениепокарточкам.

  • Вторая композиция Антонио Лучо Вивальди из цикла «Времена года» («Шторм»). Исполнитель Ванесса Мэй. (Ванесса Мэй «Шторм. 3 минуты). Обсуждение по карточкам.

  • Третья композиция Пётр Ильич Чайковский из цикла «Времена года» («Ноябрь. На тройке»). Исполнитель Михаил Васильевич Плетнёв. (Михаил Плетнёв «На тройке». 3.18 минуты). Обсуждение по карточкам.

Организует прослушивание и работу с карточками.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.


Слушают музыкальный материал (виртуозные исполнители), работают с карточками в группах.

Определяют выразительные инструменты, настроение музыки.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Контролируют правильность ответов своих одноклассников

5.

Физ. минутка. 2 минуты.

Учитель: Мне кажется, вы немного утомились. Поэтому сейчас мы с вами проведём физ. минутку в морском стиле. Поднимайтесь со своих мест и повторяйте движения за мной.


Организация физ. минутки.

Выполняют разминку под руководством учителя.

6.

Первичное закрепление знаний. 4 минуты.

Учитель: Пришло время для рассуждений и для красной папки с цифрой 2. В ней вы найдёте два основных слова «талант» и «мастерство» (они жёлтого цвета) и 8 характеристик, их нужно распределить поровну между этими определениями. У вас ровно минута! Обсуждение по карточкам, раскладка на доске. Давайте определим разницу между музыкальным талантом и мастерством?


Теперь мы с вами знаем, что талант – это то, что в нас заложено природой. A мастерство – это навыки, приобретенные в ходе долгой кропотливой работы, умение пользоваться своим талантом. Виртуозным исполнителем можно стать только, если развивать свой талант.

Организуют работу с карточками.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.

Работают с карточками в группах.

Определяют разницу таланта и мастерства.

Контролируют правильность ответов своих одноклассников
- Талант – это то, что у нас есть с детства. Определенные способности.

Мастерство – это умения, которые можно развивать.

7

Коллективная творческая деятельность. 4 минуты.

Учитель: A как вы думаете, есть ли среди детей мастера, которые стремятся стать виртуозными музыкальными исполнителями и уже добились хороших результатов? Поднимите руку, кто думает, что да. Давайте посмотрим фрагмент песни «Маленький кораблик», чтобы убедиться в этом. (София Хоменко фрагмент песни «Маленький кораблик». 1 минута).

Учитель: Пришло время для жёлтой папки с цифрой 3, в ней находится текст фрагмента песни, которую мы только что услышали в исполнении Софьи Хоменко, на видео ей всего 9 лет. Возьмите каждый по карточке и прочитайте его про себя, после этого мы вместе споём этот отрывок.

Поднимаемся со своих мест, потому что петь сидя нельзя, так как в ваших животиках в этом положении сжимается диафрагма. Первый раз тренировочный, второй контрольный. (Исполнение фрагмента «Маленький кораблик»). Насколько хорошо у нас получилось быть исполнителями, мы совсем скоро узнаем.

Организует прослушивание виртуозного исполнения фрагмента песни.

Организует коллективную творческую деятельность.

Участвуют в коллективной творческой деятельности (исполнение фрагмента песни).

8.

Воспитательный элемент. 4 минут.

Учитель: A теперь откройте последнюю синюю папку с цифрой 4. В ней вы увидите листы, на них написано два слова: цель и мечта. Подумайте и обсудите, чем цель отличается от мечты, по аналогии с талантом и мастерством, запишите определения или характеристики для этих понятий. В вашем распоряжении 3 минуты (видеомонтаж, подключение колонки для воспроизведения совместного исполнения фрагмента песни).

Обсуждение результатов.

Формирует диалоговые формы работы.

Организует обсуждение.

Осуществляет подготовку к следующему этапу урока (видеомонтаж рефлексии).

Формулируют определения «цель» и «мечта».

Работают в группах.

Участвуют в обсуждении.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

9.

Рефлексия. 4 минуты.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о нашем уроке, чтобы вспомнить все, чем мы занимались, и заодно послушать, как мы с вами исполнили фрагмент песни (просмотр ролика). Посмотрите друг на друга. Правда, мы сегодня, молодцы? Мы действительно хорошо поработали. Кто так считает, поднимите руку.

Чем мы занимались?


Молодцы! Несомненно, у каждого из вас есть талант. Но можем ли мы назвать то, как мы исполнили фрагмент песни – мастерством?

Конечно, нет. Но для одной репетиции – наш результат можно считать отличным. Сегодня мы с вами узнали, что если вы превратите свою мечту в цель, будете стремиться к ней, работать над собой, то сможете стать мастерами своего дела. В том числе и виртуозными исполнителями. Теперь вы понимаете, в чем связь плотника, художника, композитора и судового механика? Кем все они могут быть?

Формирует диалоговые формы работы.

Организует обсуждение.

Осуществляет рефлексивную деятельность вместе с учениками.

Подводит к необходимым выводам.

Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Сравнивают своё исполнение с виртуозным исполнением, делают выводы.
Пели, слушали виртуозных исполнителей, определяли настроение музыки и т.д.


- Нет.

- Каждый из них может быть мастером своего дела.

10.

Подведение итогов урока. Домашнее задание. 3 минуты.

Учитель: Наш урок подходит к концу, сегодня особенно хорошо поработали и заслужили отметки отлично ….. Но я думаю, что в следующий раз обязательно получится и у всех остальных.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: найдите информацию об одном виртуозном исполнителе и составьте рассказ о нём из десяти предложений.

Я приготовила для каждого из вас небольшой подарок – закладку для ваших дневников или книг, надеюсь, она будет напоминать вам о музыке и нашем сегодняшнем занятии

Перед выходом из класса весит доска, на ней четыре изображения, когда вы будете покидать класс, покажите мне, пожалуйста, картинку соответствующую вашим эмоциям от нашего урока, это очень важно для меня. Сердечко – мне понравилось, ребёнок с рюкзачком – пришёл бы на такой урок ещё, знак вопроса – есть вопрос (раз он есть, его обязательно нужно мне задать), грустный смайлик – не понравилось. Спасибо за урок

Выставляет оценки.

Даёт домашнее задание.

Организует обратную связь.

Раздаёт закладки.

Записывают домашнее задание. Дают обратную связь, выходя из класса.