Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 610

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ



Далее следует осветить вопрос, связанный с классификацией юридических норм, особенно уделить внимание характеристике императивных и диспозитивных норм, обязывающим, запрещающим и управомачивающим нормам, а также регулятивным и охранительным.

Важно помнить, что норма права по – разному находит свое выражение в статьях нормативных актов. В теории права выделяют три основные формы соотношения нормы права и статьи нормативного акта: совпадение юридической нормы и статьи: в одной статье содержится несколько норм и одна норма расположена в нескольких статьях.

Заканчивая изучение данной темы, проанализируйте на примере нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, содержащиеся в них нормы.

Темы докладов:

1. Классификация гипотез.

2. Классификация диспозиций.

3. Классификация санкций.

4. Пределы соотношения правовой нормы и статьи нормативно-правового акта.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить схему: классификация правовых норм.

2. Составить таблицу: способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

3. Письменно привести примеры способов изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Проблемно-практическое задание к теме

  1. Используя справочно-информационную систему «Кон­сультант + » или «Гарант», подберите и проиллюстрируйте конкретными примерами существующую в теории права классификацию норм права.

  2. Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в ст. 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет»

  3. Можете ли вы привести пример из Уголовного кодекса абсолютно-определенной санкции?

  4. К какому виду (разрешающему, запрещающему, предста­вительно-обязывающему) относятся следующие нормы Конституции РФ?

а) Ч. 2 ст. 6: «Каждый гражданин РФ обладает на ее
территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ»;

б) ч. 2 ст. 45: «Каждый вправе защищать свои права и сво­боды всеми способами, не запрещенными законом»;

в) ч. 4 ст. 109: «Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против
Президента РФ до принятия соответствующего решения
Советом Федерации».

  1. Подобрать из действующего законодательства нормы и по­яснить их структуру, способ изложения в статьях закона.


Тема № 8 «Юридические источники (формы) права»

Лекция- 2 часа.

План лекции:

    1. Понятие и виды форм (источников) права.

    2. Особенности нормативно-правового акта как источника права.

    3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

1. Что такое источник (форма) права?

Какие виды источников права существуют в мировой практике?

2. Каковы характерные черты нормативного правового акта?

3. Какую характеристику можно дать законам как высшим формам выражения государственной воли? Каковы виды законов?

4. Каковы понятия и виды подзаконных нормативных актов?

5. Когда начинает и когда прекращает действовать нормативно-правовой акт?

6. На какую территорию распространяет свое действие нормативно-правовой акт?

7. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.

Методические указания

Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения, которые отражая особенности структуры содержания, представляют собой способы организации права вовне. Следует знать, что понятия «форма права и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» раскрывает истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием, международные договоры и нормативно-правовой акт, которому необходимо уделить особое внимание, охарактеризовав его признаки и изучив его виды.

Важно запомнить, что одним из видов нормативно-правовых актов является закон – акт, обладающий высшей юридической силой.

Следует также рассмотреть подзаконные нормативные акты и их виды, дать им характеристику, обратив особое внимание на порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Правительства РФ и актов федеральных органов исполнительной власти.

Важным также является вопрос действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Изучить данные положения следует с помощью соответствующих нормативных документов на конкретных примерах.



Темы докладов:

1. Иерархия источников права.

2. Характеристика Конституции РФ как основополагающего источника национального права.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить схему: классификация источников права.

2. Законспектировать вопрос: проблемы понимания «источника права».

3. В Конституции РФ найти и законспектировать статьи, характеризующие соотношение источников современного российского права.

Тема № 9 «Правоотношения»

Под правоотношениями следует понимать регулируемые нормами объективного права отношения лиц между собой.

Е.Н. Трубецкой

Лекция- 2часа.

План лекции:

  1. Понятие и признаки правоотношений.

  2. Виды правоотношений.

  3. Состав правоотношений.

    1. Субъекты правоотношений.

    2. Объекты правоотношений.

    3. Содержание правоотношений.

4. Юридические факты и их классификация.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Назовите признаки правоотношений.

  2. Что такое юридические предпосылки правоотношений?

  3. Взаимосвязь норм права и правоотношений.

  4. Каково юридическое содержание правоотношений?

  5. Что такое субъекты права и каковы их виды?

  6. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.

  7. Субъективные права и юридические обязанности.

  8. Законные интересы. Соотношение законных интересов и субъективных прав.

  9. Что такое объекты правоотношений?

  10. Юридический факт.

Методические указания

При изучении данной темы следует раскрыть понятие правоотношений, подчеркнуть волевое содержание правоотношений и отметить, как проявляется воля участников данных отношений. Особого внимания заслуживают вопросы о соотношении правоотношений и правовых норм, об особенностях взаимосвязи участников правоотношений в виде взаимных прав и обязанностей, обеспечение их государством. Необходимо выявить основные черты правоотношений, показать их многообразие и дать соответствующую классификацию.

Для уяснения понятия субъектов правоотношений важно разобраться в их юридических признаках (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности граждан и компетенции организаций).

Внимательно рассмотрите вопрос о содержании правоотношений, которое составляют субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактические действия; б) право на юридические действия; в) право требования исполнения обязанностей от другой стороны; г) право притязания.


Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от определенных действий, совершение конкретных действий, претерпевание ограничений в различного рода правах.

Следует уяснить понятие юридических факторов, которые являются основанием для «движения» правоотношений: их возникновения, изменения, прекращения. Основное внимание должно быть сосредоточенно на классификации юридических факторов, ибо они необычайно многообразны и объединяет их то, они предусмотрены правовыми нормами, которые связывают с ними определенные юридические последствия.

Темы докладов:

1. Содержание правоотношения.

2. Юридические презумпции.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать вопрос: фактофиксирующая деятельность.

2. Разберите по составу правоотношение, возникающее между абитуриентом и вузом в период вступительных экзаменов, охарактеризовав следующие его элементы:

- субъекты правоотношения;

- объект правоотношения;

- содержание правоотношения.

3. Составьте схему: «Классификация юридических фактов», используя следующие основания классификации:

- по волевому признаку;

- по отношению субъекта и возможным результатом деяния;

- по юридической оценке.

Тема № 10 « Правотворчество и систематизация законодательства»

В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права.

Г.В. Гегель

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Понятие правотворчества, его виды и принципы.

  2. Правотворческий процесс и его стадии.

  3. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий.

План семинарского занятия:

1. Роль человека в создании государственно-правовых институтов.

2. Что такое правотворчество? Назовите принципы правотворчества?

3. Виды правотворчества.

4. Законотворческий процесс и его стадии.

5. Своеобразие правотворчества субъектов Федерации.

6. Систематизация нормативно-правовых актов.

7. Что такое юридическая техника?

Методические указания

При изучении данной темы необходимо дать определение понятия правотворчества как деятельности компетентных государственных органов (в случае референдума – всего народа) по изданию,
отмене и переработке действующего законодательства, указать основные принципы организации и деятельности данных органов, такие как: принцип научности, законности, демократизма, системности, использования правового опыта. Следует уяснить, что традиционно в отечественной теории права выделяют три вида правотворчества, а именно: правотворчество государственных органов, непосредственное правотворчество народа (референдум), санкционирование норм.

При рассмотрении вопроса о процессе правотворчества, а особенно законотворчества, необходимо, руководствуясь гл. 5 Конституции России и указанными актами, изучить стадии законотворческого процесса.

При изучении вопроса о систематизации нормативно-правовых актов необходимо уяснить, что систематизация законодательства представляет собой деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему. Обычно в понятие систематизации законодательства включается четыре самостоятельных формы правовой деятельности, это: 1. сбор государственными органами, предприятиями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов); 2. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства); 3. подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства); 4. подготовка и принятие новых актов, в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства). Следует дать развернутую характеристику каждому виду систематизации законодательства с приведением конкретных примеров.

Темы докладов:

1. Систематизация и унификация российского законодательства.

2. Инкорпорация.

3. Консолидация.

4. Кодификация.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить схему: виды систематизации законодательства.

2. Составить таблицу: стадии правотворческого процесса.

3. Законспектировать вопрос: язык и стиль закона.
Тема №11 «Система права»

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Понятие и элементы системы права.

  2. Критерии деления права на отрасли. Классификация и характеристика основных отраслей права.

  3. Система права и правовая система.

  4. Система права и система законодательства.