Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 602

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ


Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

1.Назовите основные структурные элементы системы права.

2.Что такое предмет и метод правового регулирования?

3.Назовите основные признаки отрасли права.

4.Какие отрасли права можно считать основными?

5.Что такое институт права и каковы их виды?

6.Какие отрасли относятся к частному, а какие к публичному праву?

7.Юридический процесс.

8.Каковы соотношения системы права и системы законодательства?

Методические указания

Необходимо дать понятие системы права и ее структурных элементов. Определить критерии разделения права на отрасли и институты права на основании предмета и метода правового регулирования.

Важно уяснить, что предметом правового регулирования являются общественные отношения, регулируемые правом, а методом правового регулирования являются основные способы и приемы воздействия норм права на общественные отношения.

Особо обратите внимание на термины «система права» и «правовая система», которые не тождественны. Правовая система – это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие на общественные отношения. Система же права – это сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.

Структурными элементами системы права являются норма права, отрасль права и институт права, которым необходимо дать развернутую характеристику.

Следует рассмотреть содержание основных тенденций развития системы права и системы законодательства, через которые проявляются закономерность, а именно – возрастание престижа и значения права, неуклонное расширение социальной основы правового регулирования, совершенствование законодательной техники.

Закончить изучение данной темы следует характеристикой основных отраслей Российского права: конституционного, гражданского, уголовного, трудового, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального.

Темы докладов:

1. Система национального права и международное право, их соотношение.

2. Общая характеристика отраслей российского права.

Задания для самостоятельной работы:


1. Записать в тетради пример отрасли, в рамках которой выделить подотрасль, правовые институты, правовую норму.

2. Составить в тетради таблицу, отображающую характерные особенности частного и публичного права по следующему образцу:


Частное право

Публичное право

1. Регулирует общественные отношения в сфере реализации частных институтов субъектов.

1. Регулирует общественные отношения…….

2.

2.

3.

3.



3. Ответить на вопросы: Что объединяет систему права и систему

законодательства? Что отличает систему законодательства от системы права? Ответы записать в тетрадь.

Тема № 12 «Реализация права»

Возвышение прав человека как юридического принципа — не кульминация права, а всего лишь его начальный пункт.

С.С. Алексеев

Лекция- 2часа.

План лекции:

  1. Понятие и формы реализации права.

  2. Применение как особая форма реализации права.

  3. Стадии правоприменительного процесса.

  4. Акты применения права: понятие и виды.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Что такое реализация норм права и какие ее основные формы?

  1. Назовите основные признаки применения права.

  1. Какая из стадий применения норм права выступает в конечном счете главной?

  2. Чем отличаются нормативные акты от правоприменительных?

  3. Что значит устранить и преодолеть пробел в праве?

  4. Что такое аналогия закона и аналогия права?

  5. Назовите основные способы разрешения юридических коллизий.

Методические указания

Подготовку к данной теме следует начать с уяснения понятия реализации правовых норм. Нужно помнить, что для регулирования общественных отношений недостаточно издания правовых норм, а нужно их воплощение в жизнь, ибо любой закон живет только тогда, когда он выполняется. Особое внимание следует обратить на непосредственные формы реализации правовых норм (соблюдение, исполнение, использование), показать связь этих форм с нормами права, подчеркнуть при этом, что применение права есть одна из форм реализации, субъектом которой являются государственные органы, должностные лица и управомоченные общественные организации. По каждой из рассматриваемых форм реализации права нужно подготовить конкретные примеры к семинарскому занятию. При изучении вопроса о стадиях применения права надлежит акцентировать внимание на том, что в основу применения права должен быть положен принцип законности.



Необходимо уяснить, что процесс применения права завершается изданием акта применения права и раскрыть основные виды этих актов.

Темы докладов:

1. Соотношение актов применения права и нормативно-правовых актов.

2. Правоприменительная деятельность ОВД.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определить и записать названия, основных, нормативно-правовых актов, регулирующих правоприменительную деятельность ОВД.

2. Составить сравнительную таблицу: акты применения права и нормативно-правовые акты.

Тема № 13 «Толкование права».

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Понятие толкования норм права.

  2. Способы толкования норм права.

  3. Виды толкования норм права по субъектам.

  4. Виды толкования норм права по объему.

  5. Акты толкования права: понятие и виды.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Что такое толкование норм права?

  2. В чем заключаются цели толкования?

  3. Что такое официальное толкование норм права?

  4. Назовите способы толкования правовых норм.

  5. Что значит ограничительное и распространительное толкование правовых норм?

  6. В чем заключается особенности актов толкования права?

  7. Какова структура юридической практики?

Методические указания

При подготовке вопросов о толковании правовых норм слушатели должны усвоить, что толкование правовой нормы является не только стадией применения права, но и имеет большое значение для любой формы их реализации. Следует хорошо знать, что толкование понимается как 1) уяснение, 2) разъяснение, 3) толкование по объему.

При изучении понятия разъяснения норм права нужно усвоить, что характер обязательности разъяснения зависит от того, кем было дано это разъяснение. В процессе применения права важно не только найти применяемую норму, уяснить ее содержание, но и выяснить, было ли дано официальное разъяснение данной нормы, и, если таковое имеется, обязательно руководствоваться им в процессе применения.

Далее, следует более подробно остановиться на изучении способов (приемов) толкования норм права. Принято выделять следующие способы толкования норм права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический (целевой), специально-юридический.

Помните, что любое лицо, организация или государственный орган имеют возможность толковать нормы права, однако последствие такого толкования различны. В зависимости от последствий толкования – разъяснения норм права можно выделить два основных вида толкования- официальное и неофициальное. Толкование права по объему сводится к выяснению соотношения между текстуальным выражением нормы и ее действительным смыслом. Существует три варианта такого соотношения, сто обуславливает наличие трех видов толкования права по объему – буквального (адекватного, расширительного (распространительного) и ограничительного.


Также следует обратить особое внимание на акты толкования, которые наряду с нормативными и правоприменительными актами, являются правовыми.

Темы докладов:

1. Способы толкования правовых норм.

2. Значение доктринального толкования правовых норм для юридической практики.

3. Юридическая природа и значение интерпретационных актов.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить схему: виды толкования норм права

2. Составить сравнительную таблицу: акты толкования норм права и нормативно-правовые акты.

3. Законспектировать вопрос: правовая природа интерпретационных актов Конституционного Суда РФ.
Проблемно-практическое задание к теме

1. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыден­ному) относятся:

а) рекомендация адвоката клиенту по вопросам наследо­вания;

б) разъяснение о подоходном налоге в инструкции;

в) комментарий научных работников по вопросу привлече­ния экспертов к судебным расследованиям;

г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для
конкретного юридического дела;

д) разъяснение, данное правительством Москвы по поводу
принятого им постановления?

2. Какие разъяснения закона (вид толкования) вправе давать Верховный Суд РФ?

3. Используя грамматический способ толкования, истолкуйте норму находящуюся в ч.1 ст. 158 ГК РФ «Сделки совершаются устно и в письмен­ной форме (простой или нотариальной)».

4. Из перечисленных актов выделить: нормативно-правовой акт, акт применения права, акт толкования.

а). Комментарий к Уголовному кодексу РФ.

б). Кодекс о браке и семье РСФСР.

в). Федеральный закон «О полиции».

г). Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О поряд­ке назначения представителей интересов Правительства РФ в судах».

д). Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания «Заслужен­ный работник транспорта» Ноздрачеву В.И.

е). Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О мерах по реализации Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

ж). Приказ местной администрации Советского района «О переводе бухгалтера Ивановой В.И. в должность старшего бухгалтера».

5.Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. При каком результате толкования данной правовой нормы возможно ее правильное применение?


6. Часть 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» гласит: «Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону». Означает ли это, что судьи не подчиняются федеральным конституционным законам и подзаконным актам? При каком результа­те толкования данной правовой нормы возможно ее правильное при­менение?

7. Объясните смысл древнеримских выражений:

а) «Когда закон неопределен - закона нет»;

б) «Расширительное толкование закона допускается, когда он благоприятствует, ограничительное, когда он не благопри­ятствует»;

в) «Когда разрешено большее, меньшее считается разре­шенным».

Тема № 14 « Законность и правопорядок »

Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.

Дж. Локк

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Понятие и сущность законности.

  2. Принципы законности.

  3. Гарантии законности.

  4. Правопорядок и его соотношение с законностью.

  5. Основные пути укрепления законности и правопорядка.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Что такое законность?

  2. Назовите основные принципы законности.

  3. Что такое гарантии законности?

  4. Что понимается под специально-юридическими гарантиями законности?

  5. Как соотносятся между собой общественный порядок и правопорядок?

  6. Каково соотношение законности, правопорядка и демократии?

  7. Что такое дисциплина и каковы ее виды?

Методические указания

Изучение данной темы предполагает усвоение основных положений теории законности, их взаимосвязи с социально-экономическими, политическими и государственно-правовыми процессами, происходящими в Российской Федерации в настоящее время.

Необходимо дать понятие законности как строгого и неуклонного соблюдения действующего законодательства всеми субъектами права, выделить и охарактеризовать основные принципы законности, такие как: единство законности, всеобщность законности, целесообразность, верховенство закона и реальность законности. Далее остановиться на рассмотрении общих и специальных гарантиях законности.