Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 597

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ



Следует помнить, что с понятием законности тесно связано понятие правопорядка, которое можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Основными принципами правопорядка являются: определенность, системность, организованность, государственная гарантированность, устойчивость и единство. Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичному ему явления – общественного порядка, то есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

В рамках данной темы особо следует выделить вопрос о системе обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел, включающей прокурорский надзор, ведомственный контроль, правовое воспитание сотрудников, особый порядок подготовки кадров и др.

Завершить изучение темы рекомендуется осмыслением вопросов о состоянии законности, правопорядка и общественного порядка.

Темы докладов:

1. Законность и целесообразность.

2. Законность и культура.

3. Права человека и гражданина и законность.

Задания для самостоятельной работы

  1. Соотнесите следующие понятия: «законность», «правопо­рядок», «общественный порядок», «норма права».

  2. Проанализируйте принципы законности и сформулируйте основные проблемы обеспечения правопорядка в совре­менной России.

  3. Законспектировать вопрос: роль органов внутренних дел в обеспечении законности.

  4. В Конституции РФ найти и законспектировать статьи, в которых говорится об обеспечении законности, общественном порядке, правопорядке; ответы занести в конспекты, кратко изложив содержание статей.

Тема №15 «Правомерное и неправомерное поведение»

Борьба за право есть обязанность перед самим собою... защита права есть обязанность перед обществом.

Р. Иеринг

Лекция-2 часа.

План лекции:

  1. Понятие правомерного поведения, его социальная ценность и виды.

  2. Понятие правового нарушения, его признаки.

  3. Юридический состав правонарушений.

  4. Виды правонарушений, причины правонарушений и пути их преодоления.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Что понимается под правомерным поведением?

  2. Как может быть представлена типология правомерного поведения?

  3. Какие проступки и действия относятся к правонарушениям?

  4. Что представляет собой юридический состав правонарушения?

  5. Какие существуют виды правонарушений?

  6. Каковы условия и причины совершения правонарушений?




Методические указания

Подготовку данной темы необходимо начать с определения правомерного поведения, которое является юридически значимым деянием ( в форме действия или бездействия), соответствующим требованиям норм права. Далее, следует изучить классификацию правомерного поведения. Изучение понятия правонарушения, его виды нужно начать с выявления признаков и основных элементов состава правонарушения (объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны), дать его определение и рассмотреть классификацию, а также подготовить к семинарскому занятию примеры по каждому виду правонарушений. Необходимо учесть тот момент, что правонарушение является юридическим фактором, влекущим возникновение правоотношений в виде юридической ответственности.

Темы докладов:

1. Стимулы и правомерное поведение.

2. Объект и объективная сторона правонарушения.

3. Субъект и субъективная сторона правонарушения.

4. Правонарушения и деятельность ОВД.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать вопрос: правовая природа казуса.

2. Составить схему: виды правонарушений.

З. В уголовном кодексе РФ найти и законспектировать статьи, характеризующие юридические составы преступлений.

Практическое занятие по теме № 15

Время 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Форма проведения занятия: проводится в форме заслушивания рефератов; изучения нормативной базы к этому разделу; решения решение тестовых заданий и задач.

Цель практического занятия – формирование у курсантов (слушателей) умений и навыков, развития профессионально- деловых качеств, закрепление теоретических знаний.

ЗАДАЧИ:

1. Известный российский ученый А. А. Яковлев писал: «Точно так же, как правомерное поведение не есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности».

Согласны ли вы с его точкой зрения? Ответ обоснуйте и под­твердите примерами.

2. Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдет, так как он опытный водитель. Однако, он не смог справится с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

Опираясь на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ, квалифицируйте содеянное. Назовите все элементы состава совершенных Ивановым преступлений.



Уголовный кодекс РФ

Статья 109. Причинение смерти по неосторожности

1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обя­занностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам —

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права зани­мать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного воз­можности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, —

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста ми­нимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обя­зательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

3. О каком юридическом правиле Т. Гоббс писал: «Действие не становится преступлением, если закон издан после соверше­ния его. Закон, изданный после совершения действия, не делает это-действие преступным»? Возможны ли в современном законо­дательстве исключения из этого правила?

4. Объясните смысл римской юридической формулы: «Без закона нет ни преступления, ни наказания».

5. Итальянский просветитель, юрист и публицист Чезаре Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях» писал: «...Чтобы ни одно наказание не было проявлением насилия одного или многих над отдельным гражданином, оно должно быть по своей сути гласным, незамедлительным, неотвратимым, минимальным из всех возможных при данных обстоятельствах, соразмерным преступлению и предусмотренным в законах».

Какие из сформулированных в данном отрывке Ч. Беккариа принципы юридической ответственности и сегодня используются в законодательстве цивилизованных государств мира? Раскройте содержание этих принципов.


6. К юридической ответственности граждане могут привле­каться с определенного возраста: к гражданско-правовой - частично с 14, полностью с 18 лет; к дисциплинарной - с 16 лет; к админист­ративной - с 16 лет; к уголовной - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство» нанесение телесных повреждений, причинивших вред здоровью, изнасилование, кража, грабеж и некоторые другие, - с 14 лет. Предположите, какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст людей, достижение которого необхо­димо для привлечения их к юридической ответственности.

7. Следователь Петров, давая интервью журналисту Смир­нову, познакомил последнего с содержанием уголовного дела гражданина Сидорова, обвинявшегося в убийстве своей соседки, гражданки Викуловой. Через неделю Смирнов опубликовал в газе­те интервью Петрова, в котором Сидоров был назван убийцей. Однако через два месяца был найден настоящий убийца Викуловой и выяснилось, что Сидоров невиновен.

Какие нормы права были нарушены в описанном случае? Проанализируйте приведенные ниже статьи законов и определи­те, какие действия может предпринять Сидоров по отношению к нарушителем законодательства.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Статья 14. Презумпция невиновности

1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотрен­ном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опроверже­ния доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняе­мого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на пред­положениях.

Гражданский кодекс РФ

Статья 150. Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная непри­косновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право сво­бодного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке
, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких ис­пользование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и харак­тера последствий этого нарушения.

Статья 151. Компенсация морального вреда Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его лич­ные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исхо­дящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, пре­дусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает наруши­теля от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.