Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 600

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ



Раздел 2. Общая теория государства и права

Тема № 17 «Историко-методологические основы теории государства и права»

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Значение методологии в познании государства и права. Связь предмета и метода науки.

  2. Основные подходы в изучении государства и права.

  3. Частные и специальные методы познания государства и права.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий

План семинарского занятия

  1. Кто ввел в научный оборот понятие метода?

  2. Какие требовании предъявляются к методу в настоящее время?

  3. Что такое методология?

  4. В чем проявляется значение методологии теории государства и права?

  5. Каковы основные принципы познания, входящие в методологию современной отечественной теории государства и права?

  6. Какие философские методы изучения государства и права вам известны? Каковы их виды и сущность?

  7. Какие общенаучные методы изучения государства и права вы можете назвать? Каковы их виды и сущность?

  8. Какие частнонаучные методы изучения государства и права вы знаете? Как можно охарактеризовать их виды и сущность?

  9. Использование экспериментального метода в сфере деятельности органов внутренних дел.

  10. В чем значение деидеологизации научного знания?

Методические указания

Значение методологии в познании права и государства огромно. Обучаемые должны знать, что условием без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. В общем плане любая наука – это и есть способ, или метод, добывания и истолкования фактов,

Далее следует перейти к рассмотрению вопроса о методологии теории права и государства, которая включает в себя совокупность приемов и способов изучения государственно-правовой действи­тельности.

В теории государства и права принято подразделять используемые ею методы на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные).

Философские методы составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. В рамках данного вопроса обучаемые должны охарактеризовать основные философские методы: диалектико-материалистический и идеалистический.


Общенаучный метод познания государства и права основан на законах диалектики: перехода количественных изменений в качес­твенные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрица­ния. Творческое применение таких законов помогает избежать субъективных истолкований государственно-правовых явлений. Общенаучные методы изучения государства и права, применяются на отдельных стадиях научного познания, к которым относятся методы анализа и синтеза, методы от индукции к дедукции, методы исторического материализма, системный метод, функциональный метод, герменевтический метод.

Обучаемые должны уяснить, что общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними существуют частнонаучные методы, которые используются лишь в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знания по вопросам государства и права. Частнонаучные методы классифицируются на специальные неюридические и специальные юридические методы. В рамках данного вопроса обучаемые должны охарактеризовать частнонаучные методы познания государства и права: статистический метод, методы структурного анализа, общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент), кибернетический метод, формально-логический (догматический) метод, сравнительный метод, исторический метод.

При изучении данной темы необходимо обратиться к проблеме деидеологизации, как одной из важнейших проблем методологии государственно-правовой теории. Важно знать, что деидеологизация – это концепция, согласно которой в современном мире наступает «конец идеологии». Научно-технический прогресс приводит к необходимости научного и технического решения проблем, свободного от влияния идеологии, толкуемой как субъективного, искажающее действительность выражение интересов социальных групп.

Темы докладов:

  1. Связь предмета и метода науки.

  2. Система методов теории государства и права.

  3. Деидеологизация научного знания.

Задания для самостоятельной работы

  1. При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: метод науки, методология, принципы познания, философские методы, метод материалистической диалектики, идеалистический метод, общенаучные методы, методы анализа и синтеза, методы от индукции к дедукции, методы исторического материализма, системный метод, функциональный метод, герменевтический метод, частнонаучные методы, специальные неюридические методы, статистический метод, методы структурного анализа, общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент), кибернетический метод, специальные юридические методы, формально-логический (догматический) метод, сравнительный метод, исторический метод, деидеологизация.

  2. Составить схему: методология науки Теория государства и права.


Тема № 18 «Происхождение государства и права»

Государство возникает…когда каждый

из нас не может удовлетворить сам себя,

но во многом еще нуждается…

Платон

Лекция- 2 часа.

План лекции:

    1. Общая характеристика теорий происхождения государства.

    2. Характеристика первобытного общества.

    3. Предпосылки формирования государства.

    4. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода.

    5. Особенности возникновения права.

    6. Основные направления учения о праве.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий

План семинарского занятия

  1. Общая характеристика власти и норм догосударственного периода.

  2. Причины и формы возникновения государства.

  3. Теории происхождения государства.

  4. Особенности возникновения права.

  5. Теории происхождения права.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо обратиться к фундаментальным положениям о происхождении государства (о причинах и стадиях этого процесса, о признаках, отличающих государство от родовой организации общества). Следует обратить внимание на дискуссионность данной проблемы, необходимо выработать свое отношение к различным точкам зрения по поводу основных теорий происхождения государства.

Далее следует перейти к анализу социальных норм, присущих доклассовому обществу, и причин появления обычного права. Следует остановиться на основных теориях происхождения права, выработать свою точку зрения по поводу подходов к его возникновению.

В эпоху производящей экономики под воздействием разделения труда, возникновения новых орудий и средств производства, появления прибавочного продукта, новых форм собственности происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, и на смену ей приходит новая организационная форма общества – государственность, а для управления и регулирования новыми экономическими и политическими процессами на смену социальным нормам первобытного общества приходят правовые нормы подкрепленные государственным принуждением.
Темы докладов:


1. Обычай, как основная форма права догосударственного общества.

2. Сущность психологической теории происхождения права.

Задания для самостоятельной работы

      1. Выбрать одну из теорий, объясняющих процесс зарождения государства, которая кажется вам наиболее убедительней, и выписать в тетрадь аргументы в ее защиту. В другом случае попытаться сформулировать собственную позицию по вопросу о происхождении государства и права. Постарайтесь привлечь к аргументации своих взглядов литературу и источники по истории развития государства и права.

      2. Сформулировать свою позицию по отношению к причинам, приведшим к неолитической революции.

      3. Провести сравнительный анализ причин и факторов формирования западноевропейских, восточных и российского государств.

Тема № 19 «Типология государства и права»

Лекция- 2часа.

План лекции:

  1. Научное значение типологии государства и права.

  2. Формационный подход к типологии государства и права.

  3. Цивилизационный подход к типологии государства и права.

  4. Механизм перехода от одного исторического типа государства и права к другому.


Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий

План семинарского занятия

  1. Какие научные цели преследует типология государства и права?

  2. Какие походы к типологии государства вы знаете?

  3. В чем состоит сущность формационного похода? Каковы виды формаций?

  4. В чем заключается сущность цивилизационного подхода? Каковы виды цивилизации?

  5. Какой из подходов – цивилизационный или формационный – позволяет полно или системно раскрыть закономерности развития государства и права?

  6. Какие исторические типы государства и права вам известны?

  7. Каким образом осуществляется переход от одного исторического типа государства и права к другому?



Методические указания

Изучая тему, следует прежде всего уяснить, что согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической литературе мнению типология или классификация государств и права по типам представляет собой объективно закономерный процесс познания естественно-исторического развития государства и права, как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. Типология является одним из важных приемов и средств исторического процесса развития государства и права. В юридической литературе издавна сложилось мнение, что независимо от
особенностей своего существования и функционирования, государство, а вместе с ним и право, проходят исторически обусловленный путь развития от рабовладельческого типа к социалистическому. Между данными типами государства и права, соответственно, находятся феодальный и капиталистический типы. Такова схема.

Помните, что наиболее общим критерием типологии государств и правовых систем, широко использовавшихся в рамках теории государства и права считается общественно-экономическая формация. Она представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.

Далее, следует охарактеризовать каждый тип государства и права, начиная от рабовладельческого и феодального и заканчивая капиталистическим и социалистическим.

В основе цивилизационного подхода к типологии государств и права выступают такие факторы как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства и права определяется не столько материальными, сколько культурными факторами. В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствует определенные типы государственности (древние, особенные, современные, первичные, вторичные и др.). Обучаемые должны называть сильные и слабые стороны цивилизационной типологии.

Темы рефератов:

1. Характеристика государств рабовладельческого типа.

2. Характеристика государств феодального типа.

3. Характеристика государств буржуазного типа.

4. Характеристика государств социалистического типа.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить сравнительную таблицу: цивилизационный и формационный подходы к типологии государств.

  2. Воспользовавшись книгами по истории, подобрать факты, характеризующие тот или иной тип государства.