Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 596

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ



Также необходимо знать, что для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.

При изучении данной темы следует уяснить, что в теоретических подходах к праву можно выделить два взаимосвязанных блока: один объясняет происхождение права, второй ориентируется на уже развитое, устоявшееся, зрелое состояние права, на раскрытие сущности права. Из теорий сущности права выделяют нормативисткую, социологическую, либертарную и этическую теории, а также теорию солидаризма.

Темы докладов:

  1. Право в объективном и субъективном смысле.

  2. Социальная ценность права как средства обеспечения общественного порядка и стабильности общества.

  3. Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики.

  4. Право и законодательство.

Задания для самостоятельной работы

  1. При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: объективное право, субъективное право, законодательство, ценность права, сущность права.

  2. Выбрать одну из теорий, объясняющих процесс зарождения права, которая кажется вам наиболее убедительней, и выписать в тетрадь аргументы в ее защиту. В другом случае попытаться сформулировать собственную позицию по вопросу о происхождении государства и права. Постарайтесь привлечь к аргументации своих взглядов литературу и источники по истории развития государства и права.

Тема №25 «Правовые системы современности»

«Система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей».

Из энциклопедического словаря

Лекции- 2 часа.

План лекции:

  1. Понятие, элементы и классификация правовых систем.

  2. Основные правовые семьи народов мира.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Что понимается под правовой системой? Тождественно ли данное понятие и понятие «система права»?

  2. Что присуще романо-германской правой семье?

  3. В чем заключается особенности семьи общего (прецедентного) права или англосаксонской семьи?

  4. Каковы особенности славянской правовой семьи?

  5. Что характерно для латиноамериканской правовой семьи?

  6. В чем состоит своеобразие скандинавской правовой семьи?

  7. Что присуще мусульманской правовой семье?

  8. Каковы особенности индусской правовой семьи?

  9. В чем состоит особенности семьи обычного (адатного, традиционного) права?

  10. В чем заключается специфика дальневосточной правовой семьи?

  11. Каково своеобразие семьи социалистического права?


Методические указания

В рамках данной темы, обучаемые должны знать, что понятие «правовая система» не тождественно понятию «сис­тема права». Система права характеризует внутреннюю структу­ру права, соотношение его отраслей, правовых институтов и норм права. Правовая же система — более широкое понятие. Под правовой системой понимается конкретно-историческая со­вокупность законодательства, юридической практики и господ­ствующей в данном государстве правовой идеологии.

Правовая система раскрывает правовое развитие страны, кон­кретного народа, черты, присущие только данному государству.

Одновременно с понятием «правовая система» используется понятие «правовая семья». Этим понятием объединяются не­сколько близких по характеристикам национальных право­вых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития; а нередко и г) понимания нормы права.

Соответственно выделяются десять правовых семей: романо-германская (континентальная), англосаксонская (общего, или прецедентного, права), славянская, латиноамериканская, скан­динавская, мусульманская, индусского права, обычного (адатного, традиционного) права, дальневосточная, социалистическая.

Каждая из названных правовых семей отличается своеобра­зием и в то же время общими чертами, которые можно обнару­жить у отдельных групп правовых семей.

Темы докладов:

1. Идеологический и юридико-технический критерии классификации правовых систем.

2. Правовые системы европейского типа.

3. Правовые системы традиционного типа.


Задания для самостоятельной работы

  1. Какой тип правовых систем свойствен следующим странам: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Япония, Венгрия?

  2. Проведите в тетради логическое и юридическое соотношение следующих понятий: «система права», «правовая система», «правовая семья».

  3. Составить таблицу: структура правовой системы.

  4. Законспектировать: статьи Конституции РФ, в которых говорится о соотношении национальной правовой системы и международного права.

Тема № 26 «Правосознание, правовая культура, правовое воспитание»

...Основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и взаимное уважение и доверие людей другк другу.



И.Л. Ильин

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Правосознание: понятие, структура, функции и виды. Взаимосвязь права и правосознания.

  2. Понятие и общая характеристика правовой культуры.

  3. Структура и функции правовой культуры.

  4. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

  5. Правовой нигилизм, правовой идеализм и пути их преодоления.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия

  1. Что такое правосознание?

  2. Каковы основные функции правосознания?

  3. В чем заключаются различия между правовой идеологией и правовой психологией?

  4. Каковы основания деления правосознания на виды?

  5. Каковы цели и формы правового воспитания?

  6. Что такое правовая культура и каковы ее элементы?

  7. Что такое правовой нигилизм? Какие формы правового нигилизма вы знаете?

  8. Каковы причины и пути преодоления правового нигилизма?

  9. В чем суть правового идеализма?

Методические указания

При изучении данной темы следует обратится к понятию правосознания как явления социальной культуры. Необходимо уяснить структуру правосознания, функции правосознания: гносеологическую, социологическую; виды правосознания: обыденное, профессиональное, теоретическое (научное). Рассмотреть правовую идеологию как теоретическое правосознание, а также затронуть кризис современной правовой идеологии. Правовой нигилизм и идеализм.

Следует отметить роль государства в формировании систематизированных идей и взглядов, правовых теорий, правовой психологии.

Следует уяснить понятие правосознания как особого элемента правовой деятельности, раскрыть его структурные элементы: правовую психологию и правовую идеологию. Необходимо проследить связь правосознания и правовой культурой и правовым воспитанием как необходимыми компонентами укрепления законности и правопорядка в обществе.

Нужно обратить особое внимание на виды правосознания людей: правовой инфантилизм, правовой нигилизм и перерождение правосознания.

Необходимо рассмотреть вопрос о правовой культуре как правовом прогрессе. Обратиться к позитивным компонентам правовой действительности, субъектам правовой культуры: личности, группам, массам. Традиционализм в правовой культуре.

Рассмотрите правовую культуру как правовое состояние, правовую ориентацию, правовую деятельность по их реализации. Необходимо обратить внимание на структуру правовой культуры: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.


Результаты реализации правовых ориентаций. Уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный, теоретический.

Уделите внимание функциям правовой культуры: познавательно-преобразовательной, право-регулятивной, ценностно-нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической.

Особо следует акцентировать внимание на значении правового воспитания в работе органов внутренних дел, формировании не только знания, но и отношения к праву, убежденности в его справедливости и необходимости.

Изучая правовую культуру в целом, следует помнить, что она складывается из правовой культуры личности и правовой культуры общества, выделить основные показатели состояния правовой культуры в обществе.

Заканчивая изучение данной темы, определите основные направления совершенствования правовой культуры сотрудников внутренних дел.

Темы докладов:

1. Профессиональное правосознание сотрудников ОВД.

2. Причины правового нигилизма.

3. Правовая культура в деятельности ОВД.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подберите какой-либо материал из средств массовой ин­формации о проблемах правосознания и правовой культуры общества.

  2. Выделите основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения.

  3. Составить схему: виды и уровни правосознания.

  4. Составить сравнительную таблицу: правовая культура и культура общества.

  5. Найти, изучить и законспектировать материал, раскрывающий содержание правовой культуры личности сотрудника ОВД.

Тема № 27 «Личность, право и государство»

Мир существует для человека, человек живет для мира.

Арабская мудрость

«Как гражданин каждый индивид является правовым субъ­ектом, субъектом публичных обязанностей и прав».

В. Гессен

«Правом определяется область свободы человека, воз­можность реализацию его целей совместить со свободою других».

Б.И. Чичерин

Лекция- 2 часа

План лекции:

  1. Формирование правового статуса личности: его понятие и виды.

  2. Права и свободы человека и гражданина, их классификация.

  3. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа.

План семинарского занятия

  1. Как определяется правовой статус личности?

  2. Какие существуют виды правового статуса личности?

  3. Почему необходимо различать права человека и гражданина?

  4. Как классифицируются права человека и гражданина?

  5. Какова специфика деятельности органов внутренних дел в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина?


Методические указания

В процессе изучения темы следует, прежде всего, уяснить, что проблема правового статуса личности объемна и многогранна, так как затрагивает отношения человека и общества, гражданина и государства. Ее исследование позволяет проникнуть в суть политических процессов и правовых систем, углубить представления о правах и свободах человека, о состоянии правового сознания, правовой культуры субъектов правоотношений и о содержании последних, познать материальные, духовные, иные интересы индивидов, изучить систему гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Обучаемые должны знать, что в широком смысле слова под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством.

В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса.

Обучаемые должны уяснить, что исследование правового статуса личности связано с изучением соотношений понятий «человек», «личность», «гражданин», «индивид», «субъект», «права человека», «права гражданина».

Уделите внимание видам правового статуса, обычно различают общий, специальный, индивидуальный правовой статусы. Также в теории права в зависимости от предмета исследования и основания классификации различают и иные виды правового статуса. Например, в зависимости от субъекта права – статус физических и юридических лиц, в зависимости от отрасли права – конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой т.д.

Обучаемые должны знать, что права и свободы человека и гражданина — это гарантиро­ванные демократическим обществом возможности для каждого индивида на достойный уровень жизни, эффективную социаль­ную систему охраны и защиты от произвола государства в соот­ветствии с установленными международными стандартами и процедурами. В них выражена та мера свободы, которая объек­тивно возможна для человека и гражданина на определенном историческом этапе развития общества.

Далее следует осветить вопрос, связанный с классификацией прав и свобод человека и гражданина.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.