Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 596
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Также необходимо знать, что для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.
При изучении данной темы следует уяснить, что в теоретических подходах к праву можно выделить два взаимосвязанных блока: один объясняет происхождение права, второй ориентируется на уже развитое, устоявшееся, зрелое состояние права, на раскрытие сущности права. Из теорий сущности права выделяют нормативисткую, социологическую, либертарную и этическую теории, а также теорию солидаризма.
Темы докладов:
-
Право в объективном и субъективном смысле. -
Социальная ценность права как средства обеспечения общественного порядка и стабильности общества. -
Подходы к пониманию права и их значение для юридической практики. -
Право и законодательство.
Задания для самостоятельной работы
-
При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: объективное право, субъективное право, законодательство, ценность права, сущность права. -
Выбрать одну из теорий, объясняющих процесс зарождения права, которая кажется вам наиболее убедительней, и выписать в тетрадь аргументы в ее защиту. В другом случае попытаться сформулировать собственную позицию по вопросу о происхождении государства и права. Постарайтесь привлечь к аргументации своих взглядов литературу и источники по истории развития государства и права.
Тема №25 «Правовые системы современности»
«Система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей».
Из энциклопедического словаря
Лекции- 2 часа.
План лекции:
-
Понятие, элементы и классификация правовых систем. -
Основные правовые семьи народов мира.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.
План семинарского занятия
-
Что понимается под правовой системой? Тождественно ли данное понятие и понятие «система права»? -
Что присуще романо-германской правой семье? -
В чем заключается особенности семьи общего (прецедентного) права или англосаксонской семьи? -
Каковы особенности славянской правовой семьи? -
Что характерно для латиноамериканской правовой семьи? -
В чем состоит своеобразие скандинавской правовой семьи? -
Что присуще мусульманской правовой семье? -
Каковы особенности индусской правовой семьи? -
В чем состоит особенности семьи обычного (адатного, традиционного) права? -
В чем заключается специфика дальневосточной правовой семьи? -
Каково своеобразие семьи социалистического права?
Методические указания
В рамках данной темы, обучаемые должны знать, что понятие «правовая система» не тождественно понятию «система права». Система права характеризует внутреннюю структуру права, соотношение его отраслей, правовых институтов и норм права. Правовая же система — более широкое понятие. Под правовой системой понимается конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей в данном государстве правовой идеологии.
Правовая система раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству.
Одновременно с понятием «правовая система» используется понятие «правовая семья». Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития; а нередко и г) понимания нормы права.
Соответственно выделяются десять правовых семей: романо-германская (континентальная), англосаксонская (общего, или прецедентного, права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусского права, обычного (адатного, традиционного) права, дальневосточная, социалистическая.
Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп правовых семей.
Темы докладов:
1. Идеологический и юридико-технический критерии классификации правовых систем.
2. Правовые системы европейского типа.
3. Правовые системы традиционного типа.
Задания для самостоятельной работы
-
Какой тип правовых систем свойствен следующим странам: Россия, Франция, Англия, США, Италия, Австрия, Япония, Венгрия? -
Проведите в тетради логическое и юридическое соотношение следующих понятий: «система права», «правовая система», «правовая семья». -
Составить таблицу: структура правовой системы. -
Законспектировать: статьи Конституции РФ, в которых говорится о соотношении национальной правовой системы и международного права.
Тема № 26 «Правосознание, правовая культура, правовое воспитание»
...Основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и взаимное уважение и доверие людей другк другу.
И.Л. Ильин
Лекция- 2 часа.
План лекции:
-
Правосознание: понятие, структура, функции и виды. Взаимосвязь права и правосознания. -
Понятие и общая характеристика правовой культуры. -
Структура и функции правовой культуры. -
Правовое воспитание: понятие, формы, методы. -
Правовой нигилизм, правовой идеализм и пути их преодоления.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия
-
Что такое правосознание? -
Каковы основные функции правосознания? -
В чем заключаются различия между правовой идеологией и правовой психологией? -
Каковы основания деления правосознания на виды? -
Каковы цели и формы правового воспитания? -
Что такое правовая культура и каковы ее элементы? -
Что такое правовой нигилизм? Какие формы правового нигилизма вы знаете? -
Каковы причины и пути преодоления правового нигилизма? -
В чем суть правового идеализма?
Методические указания
При изучении данной темы следует обратится к понятию правосознания как явления социальной культуры. Необходимо уяснить структуру правосознания, функции правосознания: гносеологическую, социологическую; виды правосознания: обыденное, профессиональное, теоретическое (научное). Рассмотреть правовую идеологию как теоретическое правосознание, а также затронуть кризис современной правовой идеологии. Правовой нигилизм и идеализм.
Следует отметить роль государства в формировании систематизированных идей и взглядов, правовых теорий, правовой психологии.
Следует уяснить понятие правосознания как особого элемента правовой деятельности, раскрыть его структурные элементы: правовую психологию и правовую идеологию. Необходимо проследить связь правосознания и правовой культурой и правовым воспитанием как необходимыми компонентами укрепления законности и правопорядка в обществе.
Нужно обратить особое внимание на виды правосознания людей: правовой инфантилизм, правовой нигилизм и перерождение правосознания.
Необходимо рассмотреть вопрос о правовой культуре как правовом прогрессе. Обратиться к позитивным компонентам правовой действительности, субъектам правовой культуры: личности, группам, массам. Традиционализм в правовой культуре.
Рассмотрите правовую культуру как правовое состояние, правовую ориентацию, правовую деятельность по их реализации. Необходимо обратить внимание на структуру правовой культуры: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.
Результаты реализации правовых ориентаций. Уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный, теоретический.
Уделите внимание функциям правовой культуры: познавательно-преобразовательной, право-регулятивной, ценностно-нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической.
Особо следует акцентировать внимание на значении правового воспитания в работе органов внутренних дел, формировании не только знания, но и отношения к праву, убежденности в его справедливости и необходимости.
Изучая правовую культуру в целом, следует помнить, что она складывается из правовой культуры личности и правовой культуры общества, выделить основные показатели состояния правовой культуры в обществе.
Заканчивая изучение данной темы, определите основные направления совершенствования правовой культуры сотрудников внутренних дел.
Темы докладов:
1. Профессиональное правосознание сотрудников ОВД.
2. Причины правового нигилизма.
3. Правовая культура в деятельности ОВД.
Задания для самостоятельной работы
-
Подберите какой-либо материал из средств массовой информации о проблемах правосознания и правовой культуры общества. -
Выделите основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения. -
Составить схему: виды и уровни правосознания. -
Составить сравнительную таблицу: правовая культура и культура общества. -
Найти, изучить и законспектировать материал, раскрывающий содержание правовой культуры личности сотрудника ОВД.
Тема № 27 «Личность, право и государство»
Мир существует для человека, человек живет для мира.
Арабская мудрость
«Как гражданин каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав».
В. Гессен
«Правом определяется область свободы человека, возможность реализацию его целей совместить со свободою других».
Б.И. Чичерин
Лекция- 2 часа
План лекции:
-
Формирование правового статуса личности: его понятие и виды. -
Права и свободы человека и гражданина, их классификация. -
Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия
-
Как определяется правовой статус личности? -
Какие существуют виды правового статуса личности? -
Почему необходимо различать права человека и гражданина? -
Как классифицируются права человека и гражданина? -
Какова специфика деятельности органов внутренних дел в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина?
Методические указания
В процессе изучения темы следует, прежде всего, уяснить, что проблема правового статуса личности объемна и многогранна, так как затрагивает отношения человека и общества, гражданина и государства. Ее исследование позволяет проникнуть в суть политических процессов и правовых систем, углубить представления о правах и свободах человека, о состоянии правового сознания, правовой культуры субъектов правоотношений и о содержании последних, познать материальные, духовные, иные интересы индивидов, изучить систему гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Обучаемые должны знать, что в широком смысле слова под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством.
В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса.
Обучаемые должны уяснить, что исследование правового статуса личности связано с изучением соотношений понятий «человек», «личность», «гражданин», «индивид», «субъект», «права человека», «права гражданина».
Уделите внимание видам правового статуса, обычно различают общий, специальный, индивидуальный правовой статусы. Также в теории права в зависимости от предмета исследования и основания классификации различают и иные виды правового статуса. Например, в зависимости от субъекта права – статус физических и юридических лиц, в зависимости от отрасли права – конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой т.д.
Обучаемые должны знать, что права и свободы человека и гражданина — это гарантированные демократическим обществом возможности для каждого индивида на достойный уровень жизни, эффективную социальную систему охраны и защиты от произвола государства в соответствии с установленными международными стандартами и процедурами. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для человека и гражданина на определенном историческом этапе развития общества.
Далее следует осветить вопрос, связанный с классификацией прав и свобод человека и гражданина.
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.