Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 595
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После того, как тема работы выбрана и утверждена, начинается самый важный и ответственный момент в процессе подготовки курсовой работы - сбор научной информации и ее обработка, выражающаяся в знакомстве с библиографией по проблеме, поиске конкретных источников в библиотеках, просмотре газет, научных журналов по юридическим и общегуманитарным проблемам, а также конспектировании материала, относящегося к теме. Фактически на этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, нормативных актов, эмпирических материалов, соприкасающихся с исследуемой проблематикой. Для того, чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции и главы в учебнике.
Курсанту (студенту, слушателю) при ознакомлении с информационными материалами рекомендуется создавать банк данных и картотеку по теме. Целесообразно делать выписки и пометки, группируя при этом материал по конкретным вопросам плана. Одновременно с изучением литературы желательно подбирать примеры из правотворческой и правоприменительной практики для иллюстрации теоретических положений. Прежде чем делать выписки из монографической литературы, следует прочитать произведение или его законченную часть полностью, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях или различных электронных носителях. Изучения иной специальной литературы, нормативных актов и т.п. проводится в таком же порядке.
При подготовке работы следует использовать следующую учебную и научную литературу: учебники, учебно-методические пособия, учебно-практические пособия, научно-практические пособия, монографии (книги, посвященные наиболее значимым для теоретико-правовой науки проблемным вопросам), статьи в научных журналах, статьи в сборниках научных трудов, статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях, рецензии на опубликованные учебные пособия и монографии, авторефераты и рукописи диссертаций, аннотации монографий иностранных авторов и реферативных сборниках.
При подборе специальной литературы следует изучить возможности библиотек по месту учебы, используя: предметные и систематические каталоги, библиографические указатели, реферативные журналы, указатели, опубликованные в журналах статей и материалов (данные указатели, как правило, помещаются в последнем номере журнала за истекший год).
Определенную помощь в этом вопросе призван также оказать, имеющийся в настоящих методических рекомендациях перечень литературы к отдельным темам. Но Курсанты (студенты) не должны ограничиваться предлагаемым кафедрой списком источников, им необходимо проявлять инициативу, уметь находить новые, наиболее «свежие» работы отечественных и зарубежных авторов, использовать статьи, опубликованные в таких журналах как: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Философия права», «Правовая политика и правовая жизнь», «Российская юстиция», «Законность», «Право и политика», «Юрист-Правоведъ», «Юридический мир», «Юрист», «Милиция», «Профессионал», «Вестник МВД России», «Вестник Московского университета. Серия 11: Право», «Социологические исследования» (Социс), «Политические исследования» (Полис), «Вопросы философии», «Юридическое образование и наука», «Russian law» и др.
Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.
Некоторые источники прошлых лет рекомендованы для изучения с целью выработки навыков критического осмысления отраженных в них позиций авторов. При этом необходимо помнить, что и в старых изданиях многие проблемы и категории теории государства и права разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически конъюнктурными. Тем не менее, изданиями прошлых лет нужно пользоваться осмотрительно, имея в виду динамичность общественных процессов и развитие юридической науки.
В процессе выбора, прочтения и конспектирования литературы важное значение имеет глубокое усвоение теоретических принципов, методологических установок, содержащихся в работах философов, социологов, политологов и специалистов в области экономической теории. Они образуют мировоззренческую основу, фундамент всех исследований, в том числе курсовых работ по теории государства и права.
Важную роль также играет изучение нормативного материала: законодательных и подзаконных актов, принятых в Российской Федерации, международно-правовых документов, актов официального толкования. Ознакомление с действующим законодательством позволяет впоследствии увязать рассмотрение теоретических вопросов с юридической практикой, что в свою очередь является значимым условием качественного выполнения курсовой работы. Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. К числу таких изданий следует отнести: «Собрание законодательства Российской Федерации» (с 1993 г. – «Собрание актов Президента и Правительства РФ»); «Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации» (до 1994 г. – «Ведомости Верховного Совета Российской Федерации»); «Российская газета». Следует также активно использовать получившие широкое распространение в последние годы, автоматизированные компьютерные базы данных «Система», «Кодекс», «Гарант», «Консультант Плюс», «Эталон» и др., содержащие информацию о действующих нормативно-правовых актах. Целесообразно использовать и информационные возможности глобальной сети «Интернет» для поиска различных источников, а не для поиска готовых курсовых работ (которые, как правило, не соответствуют методическим требованиям и не имеют творческого подхода к раскрытию темы).
При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные акты, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках ведомственного характера (ведомственные приказы, инструкции, правила, наставления и т.п.), не имеющие грифа «Для служебного пользования» или «Секретно».
Некоторые темы курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих государственных органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.
Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.
В сборе и анализе научной информации по теме серьезную помощь курсанту (студенту, слушателю) оказывает научный руководитель. В процессе поиска и обработки литературных и нормативных источников могут возникнуть сложности, неясные вопросы, связанные с дискуссионным освещением отдельных проблем в научной литературе. В подобных случаях Курсанты (студенты) могут прийти на консультацию к научному руководителю и выяснить те моменты, которые у них вызывают трудности.
Важными средствами научного руководства по курсовым работам являются всемерное поощрение творческой самостоятельности слушателей, пробуждение их личной инициативы, научного поиска, выработка навыков исследовательской деятельности.
4. Написание текста курсовой работы.
К основному этапу практического, самостоятельного написания текста курсовой работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законодательства. Предполагается, что курсант (студент, слушатель) уже подобрал и изучил (законспектировал) специальную литературу, нормативный материал, юридическую практику и, в целом, представляет содержание темы.
Написание курсовой работы носит творческий характер. Поэтому недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Работы, представляющие собой механическое переписывание (без оформления цитат и ссылок) учебников и других источников (в том числе распространяемые в машиночитаемом виде или через Интернет), а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления, к защите не допускаются, а от их авторов требуется повторное представление текста работы.
Курсант (студент, слушатель) должен проявить умение находить различные точки зрения, анализировать дискуссионные положения, приводить самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, формулировать теоретические выводы и вносить практические предложения по оптимизации действующего законодательства и практики его применения. Сопоставление различных суждений – непременное условие выполнения научной работы.
Автор в ходе работы должен руководствоваться следующими требованиями:
- курсовая работа должна быть написана грамотным литературным языком;
- работа должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер;
- работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения, цитат и т.п.;
- в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.
В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера. Весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя развивать новые взгляды иначе как полемически, без этого невозможно представить развитие научного мышления. Поэтому из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, а затем анализируют, подкрепляют аргументами и примерами и вырабатывают собственную позицию, делая необходимые выводы.
На этом этапе уточняется материал и откладывается в сторону второстепенная или не имеющая отношение к теме исследовательская информация. Курсантам (студентам, слушателям) в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно определить узловые, наиболее важные аспекты темы, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.
При написании текста курсовой работы следует исходить из того
, что каждый пункт плана раскрывает отдельный аспект избранной темы. Не допускается повторения названия темы работы в названии отдельных ее разделов. Структурные части работы должны носить логически взаимосвязанный, непротиворечивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме.
Курсовая работа должна иметь следующую структуру:
- титульный лист (приложение № 1);
- содержание (приложение № 2);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложение.
Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, где подчеркивается актуальность темы, показывается степень ее научной разработанности, ее место в курсе теории государства и права, указываются мотивы избрания данной темы, определяются цели и задачи исследования, предлагаются методологические подходы к достижению обозначенных целей и решению поставленных задач.
Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2-3 страницы).
В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Для этого используют основные способы – от общего к частному (дедуктивное умозаключение) или от частного к общему (индуктивное умозаключение). Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части. Завершать изложение материала в каждом из разделов следует выводами частного характера. В первом вопросе особое внимание обращается на понятие и категории, которые рассматриваются в данной теме. В остальных вопросах в зависимости от плана темы раскрываются признаки, качественные характеристики, виды, стадии, системные связи и т.п. государственно-правовых явлений.
Автору следует постараться с максимальной эффективностью использовать имеющиеся теоретические знания и практические навыки, полученные в процессе изучения курса теории государства и права. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью государства и общества, обозначить точки соприкосновения проблемных положений курсовой работы с вопросами практической деятельности органов внутренних дел.
Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнения авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.
Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения курсантами (студентами, слушателями) избранной темы, она должна содержать необходимые личные обобщения и выводы.