Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 613
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 1 «Предмет и задачи теории государства и права»
Наука есть ясное познание истины,
просвещение разума…
М. В. Ломоносов
Лекция- 2часа.
План лекции:
3. Функции теории государства и права. Ее значение в подготовке высококвалифицированных работников органов внутренних дел.
4. Задачи курса теории государства и права.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия:
Методические указания
При изучении данной темы необходимо уяснить, что теория права и государства, оставаясь целостной наукой подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части теорию государства и теорию права. Именно такое единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право – в его государственном обеспечении, гарантировании.
Следует также обратить внимание на основные принципы изучения государственно-правовых явлений: историзм, объективность, конкретность, всесторонность и комплексность исследования, плюрализм.
Необходимо уделить внимание Функциям, которые выполняет теория права и государства как Фундаментальная наука – онтологической, гносеологической, эвристической, методологической, политико-управленческой и прогностической.
Рассмотрение данной темы целесообразно заканчивать изучением вопроса о соотношении теории права и государства с другими гуманитарными и юридическими науками и задачами теории права и государства как учебной дисциплины.
Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию
Темы докладов:
Тема № 2 «Юридические понятия и термины»
Лекция- 2часа.
План лекции:
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия:
Методические указания
Обучаемые должны уяснить, что развитие права неизбежно включает в себя и развитие юридической терминологии. В связи с внедрением многочисленных новаций в области тактики и техники построения закона и увеличением нормативного массива существенно возросло значение формы и содержания юридического текста и его основного инструментария – правовой терминологии.
Терминология характеризует особенность законодательного стиля, а терминологическая развитость законодательства свидетельствует об уровне культуры законотворчества. Чем богаче терминологический фонд
, подробнее
отработана и шире используется законодательная терминология, тем в большей мере достигается устойчивость, эффективность и лаконичность закона.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что юридические понятия включают в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей и отношений, характеризующих институты и явления государственно-правовой реальности.
Следует также обратить внимание на то, чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной речи: словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование.
Необходимо уделить внимание терминологической унификации, которая важна для категорий, понятий и терминов в праве. Терминологическая унификация приводит к определенности и четкости в изложении нормативного материала и не искажает смысла, заложенного в юридическую норму законодателем. Данный процесс строится на принципах: однозначности, общепризнанности, стабильности, доступности.
Рассмотрение данной темы целесообразно заканчивать изучением вопроса о типологии юридических понятий. В современном праве, представляется очевидным выделение следующих групп понятий: а) юридические понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл; б) юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании; в) юридические понятия, которые не изменяли содержания, всегда адекватно соответствуя своему значению; г) юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения; д) юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей; е) устаревшие юридические понятия, которые уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.
Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию
При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: юридические понятия, юридический термин, словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование, терминологическая унификация.
Темы докладов:
Тема № 3 «Государство и его механизм»
Государство возникает…когда каждый
из нас не может удовлетворить сам себя,
но во многом еще нуждается…
Платон
Лекция- 2часа.
План лекции:
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий
План семинарского занятия
Методические указания
На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран являлось государство, которое как институт или организация всегда отличалось от негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками и чертами, выявление и изучение которых открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только государства и политического прошлого нашей и других стран, но и их настоящего. Проанализируйте такие признаки государства, как наличие аппарата принуждения, аппарата управления, сбор налогов, суверенитет, территория, население, публичная власть.
Далее, Вам необходимо уяснить современное определение государства и сравнить его с пониманием государства классиками марксизма-ленинизма.
Вопрос о сущности государства следует начать с освоения понятия власть, выделив ее основные признаки. Особое внимание необходимо уделить методам осуществления государственной власти – государственному убеждению и государственному принуждению.
Также необходимо знать, что социальное назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества.
При изучении данной темы следует раскрыть понятие механизма государства, его структуру, дать характеристику государственного органа, государственного учреждения, государственного предприятия. Необходимо рассмотреть структуру и принципы формирования государственного аппарата, уяснив понятие государственной власти.
Важно знать, что под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. К таким принципам относятся: принцип законности и конституционности, профессионализма и этики, подотчетности, а также принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в деятельности государственного аппарата.
Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Правительство, Парламент и суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей.
При подготовке к самостоятельной работе следует изучить исторический аспект теории разделения властей, в том числе и применительно к российскому государству.
Темы докладов:
1. Сущность теории разделения властей.
2. Президент РФ - глава российского государства.
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектировать вопрос: классификация органов, образующих механизм современного Российского государства.
Обучаемые должны знать, что механизм современного Российского государства образуют представительные (законодательные) органы государственной власти; исполнительно-распорядительные органы власти -глава государства; правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения; суд, правоохранительные органы и органы местного самоуправления. Кроме того, обучаемые должны знать понятие, структуру и компетенцию каждого органа механизма современного Российского государства.
Наука есть ясное познание истины,
просвещение разума…
М. В. Ломоносов
Лекция- 2часа.
План лекции:
-
Предмет науки теории государства и права. -
Место теории государства и права в системе юридических и общественных наук.
3. Функции теории государства и права. Ее значение в подготовке высококвалифицированных работников органов внутренних дел.
4. Задачи курса теории государства и права.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия:
-
Объект и предмет теории государства и права. -
Функции теории государства и права. -
Связь теории государства и права с неюридическими гуманитарными науками. -
Место теории государства и права в системе юридических наук. -
В чем проявляется роль науки теория государства и права в формировании будущего юриста.
Методические указания
При изучении данной темы необходимо уяснить, что теория права и государства, оставаясь целостной наукой подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части теорию государства и теорию права. Именно такое единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право – в его государственном обеспечении, гарантировании.
Следует также обратить внимание на основные принципы изучения государственно-правовых явлений: историзм, объективность, конкретность, всесторонность и комплексность исследования, плюрализм.
Необходимо уделить внимание Функциям, которые выполняет теория права и государства как Фундаментальная наука – онтологической, гносеологической, эвристической, методологической, политико-управленческой и прогностической.
Рассмотрение данной темы целесообразно заканчивать изучением вопроса о соотношении теории права и государства с другими гуманитарными и юридическими науками и задачами теории права и государства как учебной дисциплины.
Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию
-
При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: наука, предмет науки, функции Теории государства и права, закономерность, задачи теории государства и права, , объект теории государства и права, принципы теории государства и права, отраслевые юридические науки. -
Провести сравнительный анализ закономерностей становления и развития науки о государстве и праве в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли. -
Сгруппировать и проанализировать различные подходы, имеющие место в современной литературе, к определению предмета теории государства и права. -
Общее и отличное теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
Темы докладов:
-
Классификация юридических наук. -
Место Теории государства и права в системе гуманитарных наук.
Тема № 2 «Юридические понятия и термины»
Лекция- 2часа.
План лекции:
-
Функции и значение терминологического аппарата юридической теории. -
Общая характеристика понятийно-категориального аппарата юриспруденции. -
Типология юридических понятий.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-беседа.
План семинарского занятия:
-
Содержание понятия юридические термины. -
Аспекты использования юридической терминологии как средства законодательной техники. -
Назовите принципы терминологической унификации. -
Охарактеризуйте группы понятий, закрепленных современным правом. -
Единство контекстов понятия права. -
Единство контекстов понятия государства.
Методические указания
Обучаемые должны уяснить, что развитие права неизбежно включает в себя и развитие юридической терминологии. В связи с внедрением многочисленных новаций в области тактики и техники построения закона и увеличением нормативного массива существенно возросло значение формы и содержания юридического текста и его основного инструментария – правовой терминологии.
Терминология характеризует особенность законодательного стиля, а терминологическая развитость законодательства свидетельствует об уровне культуры законотворчества. Чем богаче терминологический фонд
, подробнее
отработана и шире используется законодательная терминология, тем в большей мере достигается устойчивость, эффективность и лаконичность закона.
При изучении данной темы необходимо уяснить, что юридические понятия включают в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей и отношений, характеризующих институты и явления государственно-правовой реальности.
Следует также обратить внимание на то, чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной речи: словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование.
Необходимо уделить внимание терминологической унификации, которая важна для категорий, понятий и терминов в праве. Терминологическая унификация приводит к определенности и четкости в изложении нормативного материала и не искажает смысла, заложенного в юридическую норму законодателем. Данный процесс строится на принципах: однозначности, общепризнанности, стабильности, доступности.
Рассмотрение данной темы целесообразно заканчивать изучением вопроса о типологии юридических понятий. В современном праве, представляется очевидным выделение следующих групп понятий: а) юридические понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл; б) юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании; в) юридические понятия, которые не изменяли содержания, всегда адекватно соответствуя своему значению; г) юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения; д) юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей; е) устаревшие юридические понятия, которые уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.
Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию
При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: юридические понятия, юридический термин, словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование, терминологическая унификация.
Темы докладов:
-
Функции терминологического аппарата юридической теории. -
Проблемы юридической терминологии в российском праве. -
Типология ошибок в юридической терминологии.
Тема № 3 «Государство и его механизм»
Государство возникает…когда каждый
из нас не может удовлетворить сам себя,
но во многом еще нуждается…
Платон
Лекция- 2часа.
План лекции:
-
Понятие и особенности государственной власти. -
Сущность государства: различные подходы. -
Понятие и основные признаки государства. -
Механизм государства: понятие и структура. -
Государственный аппарат: структура и принципы формирования. -
Государственные органы: их признаки и характеристика.
Семинарское занятие
Время: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория.
Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий
План семинарского занятия
-
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. -
Легитимность и легальность государственной власти. -
Что составляет сущность государства. -
Что понимается под государством, каковы его признаки. -
Какова связь «механизма государства» с «государственным аппаратом»? -
Структура механизма государства. -
Какие принципы организации и деятельности государственного аппарата Вы знаете? -
Какие специфические признаки государственных органов Вы знаете? -
Классификация органов государства. -
Органы государства и органы местного самоуправления.
Методические указания
На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран являлось государство, которое как институт или организация всегда отличалось от негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками и чертами, выявление и изучение которых открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только государства и политического прошлого нашей и других стран, но и их настоящего. Проанализируйте такие признаки государства, как наличие аппарата принуждения, аппарата управления, сбор налогов, суверенитет, территория, население, публичная власть.
Далее, Вам необходимо уяснить современное определение государства и сравнить его с пониманием государства классиками марксизма-ленинизма.
Вопрос о сущности государства следует начать с освоения понятия власть, выделив ее основные признаки. Особое внимание необходимо уделить методам осуществления государственной власти – государственному убеждению и государственному принуждению.
Также необходимо знать, что социальное назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества.
При изучении данной темы следует раскрыть понятие механизма государства, его структуру, дать характеристику государственного органа, государственного учреждения, государственного предприятия. Необходимо рассмотреть структуру и принципы формирования государственного аппарата, уяснив понятие государственной власти.
Важно знать, что под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. К таким принципам относятся: принцип законности и конституционности, профессионализма и этики, подотчетности, а также принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в деятельности государственного аппарата.
Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Правительство, Парламент и суды Российской Федерации. Государственная власть реализуется на основе принципа разделения властей.
При подготовке к самостоятельной работе следует изучить исторический аспект теории разделения властей, в том числе и применительно к российскому государству.
Темы докладов:
1. Сущность теории разделения властей.
2. Президент РФ - глава российского государства.
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектировать вопрос: классификация органов, образующих механизм современного Российского государства.
Обучаемые должны знать, что механизм современного Российского государства образуют представительные (законодательные) органы государственной власти; исполнительно-распорядительные органы власти -глава государства; правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения; суд, правоохранительные органы и органы местного самоуправления. Кроме того, обучаемые должны знать понятие, структуру и компетенцию каждого органа механизма современного Российского государства.