Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 613

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ

Тема № 1 «Предмет и задачи теории государства и права»

Наука есть ясное познание истины,

просвещение разума…

М. В. Ломоносов

Лекция- 2часа.

План лекции:

  1. Предмет науки теории государства и права.

  2. Место теории государства и права в системе юридических и общественных наук.

3. Функции теории государства и права. Ее значение в подготовке высококвалифицированных работников органов внутренних дел.

4. Задачи курса теории государства и права.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа.

План семинарского занятия:

  1. Объект и предмет теории государства и права.

  2. Функции теории государства и права.

  3. Связь теории государства и права с неюридическими гуманитарными науками.

  4. Место теории государства и права в системе юридических наук.

  5. В чем проявляется роль науки теория государства и права в формировании будущего юриста.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо уяснить, что теория пра­ва и государства, оставаясь целостной наукой подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части теорию госу­дарства и теорию права. Именно такое единство и дифференциация позволяют изучать государство в его правовом оформлении и юриди­ческом закреплении, а право – в его государственном обеспечении, гарантировании.

Следует также обратить внимание на основные принципы изуче­ния государственно-правовых явлений: историзм, объективность, конкретность, всесторонность и комплексность исследования, плюра­лизм.

Необходимо уделить внимание Функциям, которые выполняет тео­рия права и государства как Фундаментальная наука – онтологичес­кой, гносеологической, эвристической, методологической, полити­ко-управленческой и прогностической.

Рассмотрение данной темы целесообразно заканчивать изуче­нием вопроса о соотношении теории права и государства с другими гуманитарными и юридическими науками и задачами теории права и государства как учебной дисциплины.

Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию



  1. При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: наука, предмет науки, функции Теории государства и права, закономерность, задачи теории государства и права, , объект теории государства и права, принципы теории государства и права, отраслевые юридические науки.

  2. Провести сравнительный анализ закономерностей становления и развития науки о государстве и праве в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли.

  3. Сгруппировать и проанализировать различные подходы, имеющие место в современной литературе, к определению предмета теории государства и права.

  4. Общее и отличное теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

Темы докладов:

  1. Классификация юридических наук.

  2. Место Теории государства и права в системе гуманитарных наук.

Тема № 2 «Юридические понятия и термины»

Лекция- 2часа.

План лекции:

    1. Функции и значение терминологического аппарата юридической теории.

    2. Общая характеристика понятийно-категориального аппарата юриспруденции.

    3. Типология юридических понятий.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа.

План семинарского занятия:

  1. Содержание понятия юридические термины.

  2. Аспекты использования юридической терминологии как средства законодательной техники.

  3. Назовите принципы терминологической унификации.

  4. Охарактеризуйте группы понятий, закрепленных современным правом.

  5. Единство контекстов понятия права.

  6. Единство контекстов понятия государства.

Методические указания

Обучаемые должны уяснить, что развитие права неизбежно включает в себя и развитие юридической терминологии. В связи с внедрением многочисленных новаций в области тактики и техники построения закона и увеличением нормативного массива существенно возросло значение формы и содержания юридического текста и его основного инструментария – правовой терминологии.

Терминология характеризует особенность законодательного стиля, а терминологическая развитость законодательства свидетельствует об уровне культуры законотворчества. Чем богаче терминологический фонд

, подробнее

отработана и шире используется законодательная терминология, тем в большей мере достигается устойчивость, эффективность и лаконичность закона.

При изучении данной темы необходимо уяснить, что юридические понятия включают в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей и отношений, характеризующих институты и явления государственно-правовой реальности.

Следует также обратить внимание на то, чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной речи: словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование.

Необходимо уделить внимание терминологической унификации, которая важна для категорий, понятий и терминов в праве. Терминологическая унификация приводит к определенности и четкости в изложении нормативного материала и не искажает смысла, заложенного в юридическую норму законодателем. Данный процесс строится на принципах: однозначности, общепризнанности, стабильности, доступности.

Рассмотрение данной темы целесообразно заканчивать изуче­нием вопроса о типологии юридических понятий. В современном праве, представляется очевидным выделение следующих групп понятий: а) юридические понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл; б) юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании; в) юридические понятия, которые не изменяли содержания, всегда адекватно соответствуя своему значению; г) юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения; д) юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей; е) устаревшие юридические понятия, которые уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.

Задания для самостоятельной работы обучаемых и подготовки к следующему занятию
При подготовке к семинарскому занятию обратить внимание на содержание понятий: юридические понятия, юридический термин, словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование, терминологическая унификация.

Темы докладов:

    1. Функции терминологического аппарата юридической теории.

    2. Проблемы юридической терминологии в российском праве.

    3. Типология ошибок в юридической терминологии.


Тема № 3 «Государство и его механизм»

Государство возникает…когда каждый

из нас не может удовлетворить сам себя,

но во многом еще нуждается…

Платон

Лекция- 2часа.

План лекции:

  1. Понятие и особенности государственной власти.

  2. Сущность государства: различные подходы.

  3. Понятие и основные признаки государства.

  4. Механизм государства: понятие и структура.

  5. Государственный аппарат: структура и принципы формирования.

  6. Государственные органы: их признаки и характеристика.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий

План семинарского занятия

  1. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

  2. Легитимность и легальность государственной власти.

  3. Что составляет сущность государства.

  4. Что понимается под государством, каковы его признаки.

  5. Какова связь «механизма государства» с «государственным аппаратом»?

  6. Структура механизма государства.

  7. Какие принципы организации и деятельности государственного аппарата Вы знаете?

  8. Какие специфические признаки государственных органов Вы знаете?

  9. Классификация органов государства.

  10. Органы государства и органы местного самоуправления.

Методические указания

На протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран являлось государство, которое как институт или организация всегда отличалось от негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками и чертами, выявление и изучение которых открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только государства и политического прошлого нашей и других стран, но и их настоящего. Проанализируйте такие признаки государства, как наличие аппарата принуждения, аппарата управления, сбор налогов, суверенитет, территория, население, публичная власть.

Далее, Вам необходимо уяснить современное определение государства и сравнить его с пониманием государства классиками марксизма-ленинизма.


Вопрос о сущности государства следует начать с освоения понятия власть, выделив ее основные признаки. Особое внимание необходимо уделить методам осуществления государственной власти – государственному убеждению и государственному принуждению.

Также необходимо знать, что социальное назначение государства раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества.

При изучении данной темы следует раскрыть понятие механизма государства, его структуру, дать характеристику государственного органа, государственного учреждения, государственного предприя­тия. Необходимо рассмотреть структуру и принципы формирования го­сударственного аппарата, уяснив понятие государственной власти.

Важно знать, что под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, клю­чевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и фун­кционирования. К таким принципам относятся: принцип законности и конституционности, профессионализма и этики, подотчетности, а также принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в деятельности государственного аппарата.

Согласно Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Правительство, Парламент и суды Российской Федерации. Государственная власть реали­зуется на основе принципа разделения властей.

При подготовке к самостоятельной работе следует изучить ис­торический аспект теории разделения властей, в том числе и приме­нительно к российскому государству.

Темы докладов:

1. Сущность теории разделения властей.

2. Президент РФ - глава российского государства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать вопрос: классификация органов, образующих механизм современного Российского государства.

Обучаемые должны знать, что механизм современного Российского государства образуют представительные (законодательные) органы государственной власти; исполнительно-распорядительные органы власти -глава государства; правительство, министерства, ведомства и другие центральные учреждения; суд, правоохранительные органы и органы местного самоуправления. Кроме того, обучаемые должны знать понятие, структуру и компетенцию каждого органа механизма современного Российского государства.