Файл: Министерство Внутренних Дел российской федерации краснодарский университет кафедра теории и истории права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 608

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3) ____________ правомерное поведение основано на состоянии правосознания индивида, готового к совершению правонарушений, но опасающегося наказания.

4) Признаки ____________ правомерного поведения: строгое соблюдение юридических норм, стремление к полному использованию субъективных прав, инициативность личности в укреплении правопорядка.

5) ____________ - общественно опасное (вредное), виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее юридическую ответственность.

6) Причинно-следственная связь - это элемент ___________ стороны правонарушения.

7) Преступившие закон деликтоспособное лицо или организация - это ________________ правонарушения как элемент его состава.

8) __________ лица - юридическое обозначение психического болезненного состояния индивида, исключающего возможность признания его субъектом правонарушения.

9) ____________ сторона правонарушения - внутренние его признаки, характеризующие психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

10) ___________ - основной элемент содержания субъективной стороны правонарушения.

11) Необходимый для признания лица правонарушителем элемент субъективной стороны правонарушения - _______________ правонарушителя.

12) ____________ умысел - разновидность вины в случае осознавания субъектом противоправности своего деяния, предвидения и желания его результатов.

13) Совокупность необходимых признаков деяния для признания его правонарушением называется _______________ .

14) Проявление правонарушения вовне охватывается элементом его состава - ________________.

15) Форма вины при вполне осознанном совершении субъектом противоправного деяния с вредными последствиями вне зависимости от желания их наступления - _______________ .

16) Форма вины при совершении субъектом вопреки своему желанию противоправного деяния с предвидением его возможности или без такового охватывается понятием _____________.

18) Способность лица отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения правонарушения обозначается юридическим термином ________________.

19) Вина в форме ____________ характеризуется осознаванием субъектом противоправности своего поведения и возможности его вредных последствий с легкомысленным расчетом избежать их

20) Представление субъекта о желаемом результате своего противоправного деяния - это ____________ правонарушения.

21) _____________ - это общественно опасное, виновное, наказуемое деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

22) Теория государства и права различает виды проступков: гражданско-правовые деликты, процессуальные правонарушения, административные и ____________ проступки.

23) Непреступное противоправное посягательство на установленный государством порядок управления - это ______________ проступок.

25) Побуждение субъекта как руководство к действию при совершении правонарушения - это его _______________ .

26) Невиновное причинение противоправного вреда при невозможности предвидеть и предотвратить его называется ___________________ .

27) Не предусмотренные Уголовным кодексом РФ противоправные посягательства на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношение являются ________________.

28) Не достигающие степени общественной опасности преступлений правонарушения имеют видовое обозначение _________________ .

29) Гражданское право запрещает нарушения в сфере имущественных и связанных с ними _____________ неимущественных отношений

30) Гражданско-правовое нарушение в сфере имущественных и личных неимущественных отношений называется также _____________ .

Примерная тематика курсовых работ



Тема № 4 «Форма государства»

Лекция- 2часа.

План лекции:

  1. Понятие и структура формы государства.

  2. Форма правления: понятие и виды.

  3. Форма государственного устройства.

  4. Политический режим: понятие и признаки.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий

План семинарского занятия

  1. Понятие и элементы формы государства.

  2. Монархия: признаки и виды.

  3. Республика: признаки и виды.

  4. Унитарное государство.

  5. Федеративное государство. Особенности федеративного устройства в современной России.

  6. Межгосударственные образования.

  7. Политический режим и его виды.

Методические указания

Изучая тему следует уяснить, что категория форма государства раскрывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений органов государства друг с другой и с населением, а также методы, которые используется для осуществления организующей и уп­равленческой деятельности.

Научное исследование различных аспектов Формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтвержде­ние служит современное государственное строительство в России.

Далее, следует более подробно остановится на изучении эле­ментов формы государства: форме правления, форме государственно­го устройства и политическом режиме, показать их основные разно­видности.

При изучении вопроса о форме правления важно знать, что в зависимости от того, кому принадлежит государственная власть, го­сударства подразделяются на монархии и республики, в связи с чем необходимо на основе Конституции России определить форму правле­ния в России.

При рассмотрении формы государственного устройства следует остановиться на общепринятой классификации государств, их разде­лении на форму внутреннего и внешнего устройства, определить раз­личия между унитарными и федеративными государствами.

Изучая политические режимы, важно уяснить основные черты де­мократических и антидемократических режимов.


Темы докладов:

1. Нетипичные формы правления: теократия, диктатура, деспотия.

2. Форма государственного устройства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить сравнительную таблицу: соотношение демократических и антидемократических режимов.

2. Найти в Конституции РФ и законспектировать статьи характеризующие форму правления, государственно-территориального устройства и политического режима Российского государства.

Тема № 5 «Признаки и определение права»

Право состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит...

Г. Гроций

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Понятие и признаки права.

  2. Содержание права.

  3. Ценность права. Правовые ценности.

  4. Определение права.

  5. Право и государство. Право как государственный регулятор общественных отношений.

Семинарское занятие

Время: 2часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-опрос; решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.

  2. Назовите основные признаки права.

  3. Что такое право в объективном и субъективном смысле?

  4. Право – институциональное образование.

  5. Каково соотношение экономики, политики и права?

  6. Социальное назначение права.

  7. Перспективы разработки общего понятия права.

Методические указания

Изучая тему, следует уяснить, что право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, следует выделять право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.). Во-вторых, можно выделить право в специально-юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в этом сугубо юридическом смысле) – это система общеобязательных

, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Подразделение право на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Изучение вопроса о понятии права необходимо начать с анализа его основных признаков, среди которых следует выделить нормативность, формальную определенность, неперсонифицированность адресата, системность, властно-волевой характер, обеспеченность государством.

Также важно уяснить тот фундаментальный факт, выражающий специфику права как юридического явления, заключается в том, что последнее как раз потому, что формируется и функционирует в противоречивом обществе, и имеет политическую сущность, конституируется в виде объективного права – институционного нормативного регулятора. Причем субъективные юридические права, неотделимые от юридических обязанностей, понимаются здесь уже как феномен, производный или, во всяком случае, зависимый от объективного права, входящий в его орбиту.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведения людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм.

Темы докладов:

  1. Право и закон.

  2. Право и государство.

  3. Право и экономика.

  4. Право и политика.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектировать вопрос: право и закон.

  2. Постройте терминологическую модель, разъясняющую понимание права.


Тема № 6 «Механизм правового регулирования»

Лекция- 2 часа.

План лекции:

  1. Правовое регулирование: понятие, цели, способы, типы.

  2. Стадии правового регулирования.

  3. Механизм правового регулирования.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Понятие и цель механизма правового регулирования.

  2. Структура механизма правового регулирования.

  3. Стадии механизма правового регулирования.

  4. Способы и методы правового регулирования.

  5. Типы правового регулирования.

  6. Правовое регулирование и правовое воздействие.

  7. Проблемы эффективности правового регулирования.

Методические указания

Следует уяснить понятия механизма правового регулирования общественных отношений (МПР), его структуру, уметь выделять различные аспекты исследования данной проблемы. Необходимо акцентировать внимание на юридическом аспекте, и в частности на анализе и основных элементах правового блока МПР.

Целесообразно обратить внимание на место и роль правоотношений в механизме правового регулирования, анализ содержания и структуры реально существующих правоотношений (особенно тех, которые возникают в практической деятельности органов внутренних дел). Надо научится выделять основания их возникновения, изменения и прекращения (юридические факты и фактические составы), субъекты и объекты правоотношений, содержание субъективных прав и юридических обязанностей, акты реализации прав и обязанностей на примерах типичных правоотношений из практики работы органов внутренних дел.

Следует понимать, что в юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа правового регулирования. Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен обще-дозволительный тип правового регулирования, вторая формула: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Этот тип правового регулирования называют разрешительным.

Необходимо иметь в виду, что органы внутренних дел принимают участие в создании тех нормативных актов, в которых они не являются субъектами правотворчества. Но в большей степени они вносят вклад в решение противоречий социального развития там, где сами полномочны издавать нормативные акты и выносить правоприменительные решения.


Темы докладов:

1. Режим наибольшего благоприятствования.

2. Пути повышения правового воздействия в современной России.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить схему: виды правовых поощрений и правовых ограничений.

2. Законспектировать вопрос: роль органов внутренних дел в повышении эффективности правового регулирования.

3. Составить таблицу правовых средств, используя различные критерии классификации. Составить схему способов правового регулирования. Подобрать примеры из практической деятельности таких способов регулирования, как дозволение, обязательство, запрет, рекомендация, поощрение и т.д.

Тема №7 «Нормы права»

Веление юридической нормы может быть или положительное, или отрицательное…

Н.М. Коркунов

Лекция-2 часа.

План лекции:

  1. Понятие и признаки правовой нормы.

  2. Структура правовой нормы.

  3. Классификация элементов структуры правовой нормы.

    1. Виды гипотез.

    2. Виды диспозиций.

    3. Виды санкций.

  4. Классификация правовых норм.

  5. Способы изложения правовых норм в нормативных актах государства.

Семинарское занятие

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика проведения: семинар-беседа, решение тестовых заданий.

План семинарского занятия

  1. Что такое норма права?

  2. Назовите признаки нормы права.

  3. В чем суть такого признака нормы права, как ее представительно-обязывающий характер?

  4. Из каких элементов состоит структура нормы права? Механизм образования структуры правовой нормы.

  5. Каково соотношение нормы права и статьи нормативного акта?

  6. Каковы способы изложения норм права в статьях нормативных актов?

  7. Классификация правовых норм, ее практическая и научная значимость. Виды правовых норм.

Методические указания

Для понимания права и правового регулирования необходимо прежде всего уяснить, что представляет собой норма права в современных условиях развития российского государства и общества, а также в других государственных современных цивилизаций. Норма права есть первоначальный, основной элемент содержания права, поэтому в ней выражены прежде всего основные черты содержания всего права в целом. Нормы права являются разновидностью социальных норм, но им присущи специфические признаки, к которым относятся: общий характер нормы: многократность применения: формальная определенность: общеобязательность и т.п. Нормы права имеют свою логическую структуру, и Ваша задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах охарактеризовать ее элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию и их виды.