ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17 определяется противоречиями, присущими современному состоянию теоретических представлений об объекте исследования.
Актуальность бывает теоретическая и практическая. Теоретическая актуальность определяется степенью изученности проблемы, она зависит от того, что сделано в данном направлении предшественниками и что осталось ими неразрешенным. Практическая актуальность для исследователя- зарубежника определяется связью выбранной темы с актуальными на сегодняшний день общественными, политическими, международными, социальными или культурными процессами региона его изучения.
Цель курсовой работы.
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели исследования во введении к курсовой работе. В свою очередь цель
определяет тактику исследования – последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), посредством которых проблема может быть решена.
Цель исследования – обязательно одна. Формулировка цели совпадает по содержанию с темой, но ни в коем случае не дублирует её формулировку слово в слово.
Пример формулировки цели:
Тема: «Эволюция стратегических приоритетов БРИКС в 2006-2016 гг.»
Цель работы – определить стратегии приоритетных направлений сотрудничества стран БРИКС.
Задачи курсовой работы.
Задачи – это то, что необходимо проанализировать, изучить, исследовать, дать комплексный анализ для того, чтобы достичь поставленной цели.
Формулируя задачи, студент определяет, каким образом он собирается решить проблему, раскрывает структуру и технологию получения достоверного знания. Решению каждой задачи соответствует одна из глав или один из разделов.
Пример формулировки задач:
Тема: «Эволюция стратегических приоритетов БРИКС в 2006-2016 гг.»
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)
Исследовать влияние международных интеграционных объединений на глобальные процессы.
18 2) Определить место международному интеграционному объединению
БРИКС в системе международных отношений.
3) Установить соотношение глобальных и национальных интересов в современном мире с позиций стран, входящих в БРИКС.
4) Определить роль БРИКС в реформировании мировой финансовой архитектуры.
5) Рассмотреть взаимодействие стран БРИКС в обеспечении международной безопасности.
Источниковая база курсовой работы.
Очень важно различать источники и литературу. Как писал Умберто
Эко: «Имейте в виду: в исследованиях сплошь и рядом приведены отрывки из источников, но для вас…это уже вторичные источники. В том-то и опасность, что при спешном и беспорядочном подборе материала недалеко до перемешивания источников и критической литературы»
9
Источниками для написания курсовой работы по зарубежному регионоведению могут быть:
1. Документы законодательного характера;
2. Документы государственного происхождения;
3. Официальные документы международных организаций;
4. Документы межправительственной деятельности;
5. Официальные дипломатические документы;
6. Документы статистики;
7. Документы личного происхождения (письма, мемуары, дневники, интервью);
8. Документы общественно-политического и идеологического характера
(средства массовой информации);
9. Визуальные (аудиовизуальные) источники (например, карикатуры, комиксы, плакаты, слоганы, граффити).
Среди разнообразных источников следует, прежде всего, выделить большую группу материалов официального характера, по своему происхождению так или иначе связанных с деятельностью государства – законы, постановления, государственные концепции и т.п.
Сегодня одной из важнейших функций любого государства является выполнение его внешнеполитических функций.
Современная международная деятельность государства является постоянной и разносторонней. Поэтому официальная дипломатическая документация так же является весьма разнообразной и может служить для студента-
9
Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие /
Пер. с ит. Е. Костюкович. – М.: Книжный дом «Университет», 2003. – 2 изд. – С. 59.
19 зарубежника весьма важной группой источников при написании курсовой работы.
Государству всегда требуются определённые количественные данные о населении, уровне экономического развития, особенностях транспортной инфраструктуры и т.п. – элементарные формы статистического учета. В современных условиях статистика нужна в очень широких масштабах, в том числе и для оценки хозяйственной деятельности. Поэтому в любой стране создаются специальные государственные органы, регулярно собирающие и публикующие различные статистические сведения. Материалы статистики составляют, важную группу источников.
Отдельный вид источников – источники личного происхождения: мемуары, письма, дневники, интервью и т.п. В современных условиях интерес к роли личности резко возрос. Человеческая личность и её свидетельства о пережитом становятся предметом куда более значительного общественного интереса, чем раньше, и есть практическая возможность донести эти свидетельства до широкого круга читающей публики.
Еще одну большую группу источников составляют документы агитационно-политического характера. Деятельность политических партий и общественных организаций порождает многообразную документацию – протокольные, стенографические отчеты общенациональных съездов, программы и уставы, резолюции, политические манифесты, воззвания и т.п.
Все эти документы являются для исследователя-зарубежника важной группой источников.
Пример описания источниковой базы исследования:
Тема: «Эволюция стратегических приоритетов БРИКС в 2006-2016 гг.»
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
Источники официального происхождения – ряд официальных документов, таких, как Всеобщая декларация прав человека
10
, Устав ООН
11
, которые помогли сформулировать определение деятельности международных объединений. Также за основу были взяты декларации по итогам работы саммитов БРИКС
12
, которые отражают позицию стран- участников на происходящие международные процессы.
10
Всеобщая декларация прав человека
ООН.
[Электронный ресурс]
URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
(дата обращения: 11.03.2019).
11
Устав ООН.
Электронный ресурс
URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/
(дата обращения: 11.03.2019).
12
Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) 14 апреля 2011 года.
Электронный ресурс
URL: http://kremlin.ru/supplement/907
(дата обращения: 11.03.19); Делийская декларация. 29 марта 2012 года.
Электронный ресурс
URL:
20
Важно! При описании источниковой базы исследования, как и степени изученности, рекомендуется давать сноски, в которых указываются наиболее важные источники и исследования, как это сделано в приведённом примере.
Степень изученности проблемы.
При рассмотрении степени изученности проблемы нужно перечислить прошлых и современных отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место.
Недостаточная исследованность темы или обилие в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме, который, с вашей точки зрения, следовало бы ввести в научный оборот, могут быть обоснованием обращение именно к этой теме.
При анализе степени изученности темы нужно продемонстрировать, что вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, можете верно оценить вклад ваших предшественников и современников в решении данной проблемы.
Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Основные труды отечественных и зарубежных исследователей, относящихся к теме исследования, нужно указать в подстрочных сносках.
Объект и предмет курсовой работы.
Объект и предмет курсовой работы соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы.
Объект исследования – тот или иной общий контекст, в который вы вписываете свою тему. Предмет исследования – ракурс исследования объекта. Он уже, чем сам объект, тесно связан с ним и вытекает из объекта.
1 2 3 4
Пример формулировки объекта и предмета исследования:
Тема: «Эволюция стратегических приоритетов БРИКС в 2006-2016 гг.» http://kremlin.ru/supplement/1189
(дата обращения: 11.03.19); Этеквинская декларация и
Этеквинский план действий 27 марта 2013 года.
Электронный ресурс
URL: http://kremlin.ru/supplement/1430
(дата обращения: 11.03.19); Документы, принятые по итогам саммита БРИКС. 9 июля 2015 года.
Электронный ресурс
URL: http://kremlin.ru/supplement/5002
(дата обращения: 11.03.19).
21
Объект
исследования
– международные интеграционные объединения и их деятельность в начале XXI в.
Предметом исследования является деятельность БРИКС и ее влияние на международные процессы.
Методологические основы исследования.
Во введении студент должен показать, какие научные методы были использованы им в курсовой работе. В наиболее общем виде метод – это
орудие, приёмы и способы достижения определённых результатов, используемы студентом при написании его курсовой работы.
Во введении нужно указать обязательные общенаучные методы, которые применялись при написании курсовой работы по зарубежному регионоведению. Поскольку исследователь-зарубежник рассматривает изучаемые им явления в определенной исторической перспективе, поэтому к числу основных методов научного исследования студентов-зарубежников можно отнести:
историко-генетический;
историко-сравнительный;
историко-типологический;
историко-системный.
Историко-генетический метод (описательный) относится к числу наиболее распространённых в научных исследованиях. Он состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воссозданию развития объекта изучения.
Сравнительный метод также давно применяется в научных исследованиях. Сравнение – важный и, пожалуй, самый широко распространённый метод научного познания. Логической основой сравнительного метода в том случае, когда устанавливается сходство сущностей, является аналогия. Аналогия – это общенаучный метод познания, который состоит в том, что на основе сходства одних признаков сравниваемых объектов делается заключение о сходстве других признаков.
Типологический метод состоит в определении особенного и общего в процессе развития. Типологический метод предполагает определение вектора движения, на основании которого дают определение тому или иному явлению. Например – эпоха холодной войны или период национально-освободительной борьбы.
Системный подход – один из основных методов, который используется в науках об обществе, так как общество является сложно организованной системой. В данном случае предметом исследования
22 становятся связи и отношения между элементами целого. В данном случае устанавливаются постоянно повторяющиеся связи между элементами целого (закономерности) и такие же связи между системой и её окружением.
При использовании того или иного исторического метода применяются и другие общенаучные методы, которые выступают в качестве конкретных познавательных средств:
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
описание и измерение;
объяснение и т.д.
Анализ и синтез – логические операции, без которых невозможно классификация и систематизация. Анализ – разделение объекта на части.
Синтез – обобщение, установление сущностных признаков объекта исследования.
Индукция и дедукция – также логические приёмы, при которых исследователь ведёт свои рассуждения либо от частного к общему
(индукция), либо от общего к частному (дедукция).
Описание предполагает ответ на вопросы: Что? Где? Когда? Описание необходимо для создания модели изменения объекта исследования во времени и в пространстве. Измерение необходимо для точного сравнения величин объектов исследования на основе тех или иных эталонов.
Применяется в социальных дисциплинах для оценки тех факторов общественного процесса, которые можно измерить (в зарубежном регионоведении, социологии, экономике, политологии).
При изучении политических или международных процессов, происходящих в регионе (или стране), выбранном студентом-зарубежником в качестве объекта своего исследования, автор курсовой работы может использовать методы, выработанные в рамках политологии. В политологии как молодой дисциплине методологический аппарат находится в процессе становления, но уже сейчас можно выделить институциональный и сравнительный методы.
Институциональный метод, по сути, является разновидностью системного метода и основан на определении предназначения и места политических институтов в жизни общества как сложно организованной системы. Данный метод предполагает установление порядка соподчинения политических институтов, горизонтальных и вертикальных связей между ними.
Сравнительный метод в данном случае лежит в основе проверки любой политической модели на эффективность. Также сравнение лежит в основе проверки теоретических обобщений.
23
Помимо этого в политологии используются и все вышеперечисленные методы, заимствованные из исторической науки
13
Важно! В курсовой работе могут быть использованы как общие для всех наук методы, так и методы присущие отдельным направлениям научных исследований. Это:
описательный (историко-генетический);
сравнительный (компаративный);
типологический;
системный.
Частные методы применяются в зависимости от предмета исследования. К частным методам относят:
институциональный;
картографический;
экономико-географического исследования;
статистические методы;
социологические методы.
Пример
описания
теоретико-методологической
базы
исследования:
Тема: «Эволюция стратегических приоритетов БРИКС в 2006-2016 гг.»
Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: описательный
(историко-генетический), сравнительный, типологический и системный методы. Описательный метод позволяет реконструировать процесс формирования БРИКС в контексте современных международных отношений. Типологический метод позволяет выявить ведущие тенденции изменений. Сравнительный метод позволяет выявить общее и особенное в деятельности современных международных объединений, и таким образом определить роль БРИКС в современном мире. Системный метод позволяет рассмотреть деятельность БРИКС как единого целого и выявить взаимосвязь составляющих его частей.
Хронологические рамки курсовой работы.
При написании курсовой работы студент-зарубежник, так или иначе, сталкивается с проблемами хронологии и периодизации. Исследователь должен фиксировать изменения общественных явлений во времени.
13
См.: Мангейм Д.Б., Политология методы исследования. М.: Весь Мир, 1999. 544 с.; Гузенкова
Т.С., Этнополитологическое исследование. [Учеб.-метод. исслед.]. М.: Рос. гос. гуманитар. Ун-т,
2000. 105 с.; Конеген Н. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М.: РОССПЭН, 2004. 220 с.: Кокошин А.А. О системно-структурном и ментальном подходах к мирополитическим исследованиям. Москва:
URSS [и др.], 2006. 46 с.