Файл: Лекции 10. Основы электронной педагогики. План темы Электронная педагогика как современная отрасль педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В работах многих современных авторов рассматриваются проблемы развития дистанционного обучения в России, но, наверное, каждый из них, прежде чем приступить к изучению проблем, исследовал вопрос целесообразности и эффективности такой формы обучения. Сделаем небольшой обзор, а также приведём свои соображения по данному вопросу.
Итак, аргументы «за»:
1) большинство исследователей первым «плюсом» дистанционного обучения называет возможность для студентов получать образование без отрыва от трудовой деятельности [1, 2]. Это, действительно, очень важный аргумент в пользу выбора такой формы обучения, особенно для тех, кто решил получить высшее образование уже в зрелом возрасте;
2) нет необходимости выезжать в учебное заведение, по крайней мере, делать это часто. Особенно актуально это для студентов с периферии: ведёт к сокращению финансовых затрат, даёт возможность получить диплом столичных или зарубежных вузов
3) у тех, кто физически не может находиться в учебной аудитории по причине инвалидности, также есть возможность получить образование. У нашего вуза и лично у автора имеется опыт дистанционной работы с такими студентами;
4) в нашем обществе всегда были и есть люди, способные «образовывать себя сами», т.е. занимающиеся самообразованием, но по тем или иным причинам не имеющие официально признанного результата такого образования – диплома. Дистанционная форма обучения позволяет в некоторой степени уменьшить зависимость человека, желающего и умеющего добывать знания самостоятельно, от образовательных учреждений и наравне с другими иметь возможность получить диплом о высшем образовании;
5) возможность для обучающихся участвовать в организации своего учебного процесса: выбирать время и место для работы с учебным материалом, определять скорость изучения материала, соответствующую особенностям своего мышления;
6) у студентов повышается уровень осознанного отношения к учёбе, они начинают чувствовать ответственность за результат своего обучения, учатся рационально распределять время и силы;
7) для вуза дистанционное обучение позволяет охватить большее число студентов, т.е. увеличить целевую аудиторию.
Безусловно, у дистанционного обучения есть и свои «минусы»:
1) у студента нет возможности для консультации обратиться лично к преподавателю;
2) нет возможности учиться «вживую» строить отношения в коллективе (с преподавателями, одногруппниками, администрацией вуза), выступать перед аудиторией;
3) не любую профессию можно освоить дистанционно (врач, ветеринар);
4) не каждый студент умеет поддерживать у себя мотивацию к самостоятельной работе. К тому же сказывается отсутствие такого эффективного мотиватора учебной деятельности как постоянный контроль со стороны преподавателя. Те преподаватели, которые работают с 1-м курсом в вузах, знают, насколько важно у первокурсников, особенно в первое время, проверять домашнее задание и регулярно организовывать проверочные и контрольные работы. Очень низок процент студентов, которым такой контроль не нужен, они и так осознают, что самостоятельная работа над предметом необходима;
5) у студента нет возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения и других студентов, причём сравнивать «вживую»: при работе у доски, выступлениях на конференциях и т.д.
6) отсутствие рядом человека, который подаёт материал с эмоциональной окраской, что влияет на степень его понимания (вспомним фрагмент кинофильма «Большая перемена», в котором Нестор Петрович читает лекцию об императоре Нероне, приказавшем поджечь Рим, что вдохновило бы его на написание стихов о пожаре – никто из слушателей не остался равнодушным).
7) для преподавателя при аудиторном ведении занятия важно чувствовать, насколько студенты понимают материал (по их взглядам, по задаваемым вопросам, по ответам на свои вопросы) и оперативно скорректировать учебный процесс: ещё раз повторить сложные моменты, дать дополнительные разъяснения по некоторым вопросам, изменить темп изложения. При дистанционном обучении такая связь теряется;
8) у студента есть соблазн и достаточно возможностей для «несамостоятельного» обучения, а у преподавателя нет возможности для качественного контроля подобных издержек дистанционных технологий;
9) для вуза введение дистанционного обучения связано с большими материальными затратами: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д.
Но в то же время следует отметить моменты, которые в некоторой степени компенсируют часть перечисленных недостатков: невозможно получить очную консультацию – можно проконсультироваться с помощью сообщений или скайпа; нет «живых» отношений – но для части студентов это обеспечивает более комфортную психологическую обстановку для обучения и т.д. К тому же,
традиционную форму обучения никто не отменял, у студентов всегда есть возможность выбора: обычное дневное обучение, заочное или дистанционное
Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:
1. Дайте определение понятия «дидактика».
2. Охарактеризуйте становление и развитие дидактики.
3. Назовите предмет и объект дидактики.
4. Назовите задачи и функции дидактики.
5. Дайте определения основных категорий дидактики.
6. Назовите основные дидактические теории, концепции.
7. В чем сущность традиционной концепции (теории) Гербарта?
8. В чем сущность прогрессивистской концепции Дьюи?
9. Что такое педагогическая парадигма?
10. Какие цели ставит перед образованием каждая парадигма?
11. Какими свойствами обладает традиционная модель образования?
12. Опишите основные парадигмы (модели) образования.
13. Что представляет собой процесс обучения?
14. Дайте характеристику структуре (этапам) усвоения знаний.
15. Что такое принцип обучения?
16. На какой вопрос отвечают содержательные принципы обучения? Назовите и охарактеризуйте их.
17. В чем сущность организационно-методических принципов? Назовите и охарактеризуйте их.
18. Дайте анализ правилам и принципам обучения, которые сформулировали мыслители Востока эпохи Восточного Возрождения (Хорезми, Фараби, Беруни, Ибн Сино).
19. Цель электронной педагогики?
20. Что является предметом электронной педагогики?
21. Какие концептуальные принципы создание электронных средств образовательного назначения должно быть?