Файл: Информационные процессы создание, сбор, хранение, поиск.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время многие ученые и педагоги-практики сосредоточились на решении проблемы внедрения современных информационных технологий в сферу гуманитарных исследований и образования. Процесс этот необходимо начинать как можно раньше - со студенческой скамьи, а, возможно, и в старших классах средних учебных заведений гуманитарной ориентации.
Для формирующегося поколения специалистов использование электронных документов, телекоммуникационных систем и т.п. технологий должно быть столь же естественным, как для их предшественников работа с информацией, записанной на традиционных носителях. Добиться этой естественности поможет их погружение на этапе обучения в особую среду, основанную на активном использовании новых информационных технологий.
Подобные среды создаются в результате активного взаимодействия, сотворчества обучающего и обучаемых, с учетом их личностных качеств, интересов, профессиональной готовности и ряд других параметров. Данные среды принято называть дидактическими компьютерными средами (ДКС)[4]. Их особенности, состав, принципы построения детально разработаны А.В. Петровым, А.М. Коротковым, Е.А. Локтюшиной и рядом других исследователей.
Выделяют особую группу ДКС, специально предназначенную для подготовки специалиста-гуманитария. Основное их назначение - обеспечение свободного доступа к информации, предоставление инструментов для ее получения, обработки, хранения и использования, а также создание условий для самореализации, творческой деятельности в избранной области и презентации результатов интеллектуального труда. Отвечая в целом общим параметрам ДКС, они имеют и ряд характерных особенностей.
В то же время, в системе образования сложилась ситуация, когда в области гуманитарной информатики нет специалистов. В России лишь начинаются фундаментальные исследования в области информатизации социальной сферы, практически не изучаются закономерности развития информационного общества, не исследуется в историческом развитии и философском осмыслении понятие информационная культура. И это обстоятельство, прежде всего, сказывается на образовании. Техническое совершенство в области информационных технологий сводится практически на "нет" в отсутствие соответствующих педагогических средств. А создать такие средства можно только на основе новых методологических принципов из области гуманитарных наук.[5]
Для решения этих проблем необходимы специалисты-гуманитарии, которые помогут развивать информатику как науку, определяющую во всех отношениях развитие современного общества. Необходимо создать систему подготовки кадров - специалистов в области гуманитарной информатики, как науки, изучающей закономерности возникновения и развития информации в обществе, закономерности и последствия информационных процессов в обществе, философию и методологию информационного общества, и самой информатизации как социального явления. Необходима организация и постановка научных исследований в области информатизации путем объединения усилий специалистов в различных гуманитарных областях и в области информатики.
Решение проблем современного гуманитарного образования связано с построением концепции гуманитарного образования в информационном обществе, обоснованием информатизации как нового качества системы образования в информационном обществе, а также с разработкой концепции гуманитарной информатики как междисциплинарной науки, направленной на развитие личности в условиях информационного общества. Конкретный механизм решения этих проблем заключается в создании в университетах кафедр гуманитарных проблем информатики, что позволит развивать новое направление в образовании, создавать современное научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение образовательных программ. Это будет являться одной из форм реализации научно-образовательной модели гуманитарного образования в условиях информационного общества.
Общность информационных процессов в живой природе, технике, обществе
Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы.
Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир.
Информация в обществе. Человек - существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни понятие «информация» применяется как синоним слов: сведения, сообщение, осведомленность о положении дел
Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе. Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава? Это все результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды и реагирует на них.
Генетическая информация во многом определяет строение и развитие живых организмов и передается по наследству. Хранится генетическая информация в структуре молекул ДНК. Молекулы ДНК состоят из четырех различных составляющих (нуклеотидов), которые образуют генетический алфавит.[6]
Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов - управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи - информация о состоянии управляемого объекта.
Рассмотрим в качестве примера регулирование температуры в помещении с использованием кондиционера. Управляющим объектом является человек, а управляемым - кондиционер. В помещении может быть размещен термометр, который сообщает человеку о температуре в помещении (канал обратной связи). При повышении или понижении температуры в помещении за определенные пределы человек включает кондиционер (работает канал прямой связи). Таким образом, температура в помещении поддерживается в определенном температурном интервале.
Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом). Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.
Общая информация об информационных процессах
Рассмотрим этот термин более подробно, начиная с определения информационного процесса. С одной стороны, это центральное звено объекта информатизации (что, в свою очередь, подразумевает автоматизацию и компьютеризацию как первый этап); с другой стороны, информационные процессы составляют основу информационных технологий, поскольку являются их неотъемлемой и конструктивной составляющей.
Помните, что функциональные информационные процессы должны быть синхронизированы с основными функциональными процессами по деятельности и ресурсам. Кроме того, с ними синхронизированы процессы принятия решений и управленческого воздействия. Таким образом, можно говорить о ноутбуке, синхронизированной с точки зрения ее функционирования: функционального процесса принятия решений, информационного процесса управления воспроизведением воздействий.
Рассмотрим сущность выделенных информационных процессов, наиболее существенных из них, из которых в свою очередь могут быть сформированы технологии по обработке информации в широком смысле. Таким образом, мы предполагаем, что информационные процессы от отдельных операций находятся в стадии строительства (разработки). Здесь под операцией не понимается комплекс простейших действий с информацией, которые выполняются на рабочем месте специалиста (возможно, с помощью оргтехники).
Информационный процесс может быть реализован несколькими способами: путем выполнения отдельных операций, путем объединения элементарных операций в наборе, использования этих наборов или комбинации рассмотренных вариантов. Таким образом, по организации информационные процессы схожи с процессами в промышленности, поэтому по отношению к ним можно говорить о технологиях. Главной отличительной чертой является то, что информация (данные) выступает в качестве субъектов и продуктов труда.
В рамках конкретного информационного процесса операции могут быть сгруппированы по ролевым компонентам и функциям. В этом отношении они могут быть разделены на три группы: Приобретение, преобразование и потребление информации, соотнесенной с до-, после- и компьютерной фазами реализации.
Благодаря операциям первой группы, исходные данные собираются, регистрируются, накапливаются и передаются для дальнейшей обработки. Целью здесь является получение информации, отражающей производственную деятельность того или иного объекта. Она также включает в себя операции по приему, фиксации, накоплению, первичному контролю вводимой информации, а также ее передаче на физические носители.
Операции второй группы позволяют осуществлять непосредственную обработку информации. Обычно они выполняются с использованием технических средств, из которых в настоящее время наиболее часто используется персональный компьютер. Они также включают в себя такие операции, как логическое управление входными и выходными данными, организацию их хранения и выдачу результирующей информации. Работа в этой группе также предполагает более глубокое преобразование информации, для чего используются методы анализа и синтеза, состава и разложения, моделирования и математической статистики.
Деятельность третьей группы включает в себя получение информации, ее восприятие, изучение, понимание, синтез и интерпретацию. С этой целью используются различные техники, методы и средства, в том числе относящиеся к предыдущей группе. Следует отметить, что все вышеперечисленные операции являются прерогативой человека и используются в процессе разработки и принятия решений, на основе которых осуществляется регулирующее воздействие.
Состав операций, участвующих в информационном процессе может варьироваться в зависимости от используемых технических и вычислительных средств и требований технологии обработки данных. Например, для машинной реализации экономических задач на персональном компьютере требуется получение информации с учетом ее большого объема на обработку или на физических носителях, либо передача непосредственно по каналам связи из мест ее создания и концентрации.
Для достижения точности и полноты преобразования информации на всех технологических уровнях необходимо включить максимальное количество контрольно-проверочных операций.
Давайте сделаем некоторые дополнительные пояснения и уточнения по использованию терминов «операция» и «информационный процесс» в контексте проблемы компьютеризации. В технической литературе они часто рассматриваются как синонимы, которые могут быть приняты с некоторыми оговорками. Но есть фундаментальные различия в более строгом подходе.
Термин «операция» используется, когда речь идет о локальном действии, результат которого четко интерпретируется. В большинстве случаев он характеризуется местом исполнения, ограниченным временем его исполнения и уверенностью в результате. Поэтому использование термина «операция» при описании технологических процессов (в том числе информационных) более уместно, когда речь идет о его неделимом элементе.
Двойной (синонимичный) подход в употреблении терминов «операция» и «процесс» объясняется схожестью концептуального уровня двух близких по своей природе явлений. То, что можно считать операцией в одном случае, можно охарактеризовать как процесс в другом. Более того, сами операции и процессы обозначаются словами, которые соответствуют символической точности, даже если их семантика значительно отличается. Другими словами: мы имеем дело с одними и теми же названиями, идентифицирующими различные явления (операции и/или процессы). С учетом сделанных оговорок в будущем мы будем использовать эти термины в равной степени, но в тех случаях, когда разногласия важны, мы будем уделять им особое внимание.