Файл: Лекции Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на ее основные понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средний продукт
(Average product, AP) — величина, показывающая количество объема продукции, приходящееся на единицу переменного фактора производства. Определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменого фактора L:
AP
L
= Q / L
• где Q — объем выпускаемой продукции;
L — количество переменного фактора производства L.
• Средний продукт характеризует производительность переменного фактора производства, поэтому очень часто средний продукт труда называют производительностью труда.

Общий, предельный и средний продукт

• На графиках по горизонтальной оси откладывается количество фактора производства
(количество труда L в данном случае), а по вертикальной —
количество общего, предельного и среднего продуктов фактора
L. На кривых общего и предельного продукта откладываются три точки
(A, B, C) иллюстрирующие три стадии в их тенденции.
• На отрезке ОА происходит ускорение роста общего продукта, т.к. на этой стадии предельный продукт имеет тенденцию к увеличению. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на еще большую величину чем предыдущая.
Точка А иллюстрирует максимальную величину предельного продукта.

• На отрезке АС происходит замедление роста общего продукта, т.к. предельный продукт начинает снижаться, но еще в пределах положительного значения. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на меньшую величину чем предыдущая. Поэтому на данном отрезке происходит снижение в росте общего продукта. Точка В
показывает такую величину общего продукта, при котором
предельный продукт равен среднему продукту (MP = AP).
Точка С иллюстрирует такую ситуацию, когда общий продукт
достигает своего максимума, а каждая дополнительная
единица труда не оказывает воздействие на объем
производства, т.е. предельный продукт равен 0 (MP
L
= 0). Так как после точки С предельный продукт продолжая снижаться принимает отрицательное значение, то общий продукт соответственно начинает сокращаться.
• Рассмотренная выше тенденция кривых общего и предельного продукта называется
законом убывающей предельной
производительности факторов производства.


8
Краткосрочный и долгосрочный период.
• Как показывает практика, в своей деятельности фирма сталкивается с различными ситуациями, которые диктуют ей принятие управленческих решений. Иногда ей приходится решать, как наилучшим образом использовать действующее капитальное оборудование. Промежутки времени, в течение которых фирме приходится делать подобный выбор, относятся к краткосрочным периодам.
Краткосрочный период
– это промежуток времени, в течение
которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя
количества некоторых вводимых факторов производства.
• Неизменяемые факторы производства называются постоянными; в их число, как правило, включают капитальное оборудование, а также землю; услуги высококвалифицированных специалистов. Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются
переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п.
• Принципиально иное решение должна принимать фирма, когда реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации заставляют ее заменять и капитальное оборудование. Подобные вопросы решаются в течение долгосрочного периода.

Под
долгосрочным периодом
понимают такой промежуток
времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех
используемых факторов производства.
• Особое значение этого периода в экономической теории состоит в том, что в течение него фирма сталкивается с ситуациями, в которых она должна решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.
• Отметим, что краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с длительностью периода времени, например, краткосрочный – до полугода, а долгосрочный –
свыше этого интервала. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг.
• В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года.

9
.
Связь между средним и предельным продуктом
Между совокупным, предельным и средним продуктом существует определенная взаимосвязь (см.рис.). Совокупный продукт растет, пока
не достигнет максимума в точке С, а в дальнейшем снижается. После точки С кривая совокупного продукта обозначена пунктиром, чтобы показать, что дальнейшее использование труда неэффективно.
Предельный продукт труда при этом равен нулю.


Взаимосвязь между средним и
предельным продуктами можно
сформулировать следующим образом:
когда кривая предельного продукта находится над кривой среднего продукта, кривая среднего продукта должна повышаться, а когда кривая предельного продукта находится ниже кривой среднего продукта, кривая среднего продукта должна снижаться.

10. Эффект масштаба
В долгосрочном периоде действует закон экономии
ресурсов за счет масштабов производства.
• Первоначально с увеличением размеров производства в течение какого-то времени растет производительность труда и снижаются средние издержки производства.

Эффект масштаба
• Когда средние совокупные издержки в долгосрочном периоде убывают при возрастании объема производства, говорят, что присутствует экономия, обусловленная ростом масштабов производства (экономия от масштаба).
• Когда с ростом объема производства средние совокупные издержки в долгосрочном периоде возрастают, говорят, что имеет место увеличение затрат, обусловленное масштабом производства
(затраты, связанные с увеличением масштаба).
• Если же средние совокупные издержки в долгосрочном периоде остаются неизменными, вне зависимости от объема производства, имеет место
постоянная отдача от масштаба.

Получению экономии за счет роста масштабов
производства содействуют следующие факторы:
• а) специализация труда;
• б) специализация управленческого персонала;
• в) эффективное использование капитала;
• г) производство побочных продуктов.
• Начиная с определенного момента все больше растущие размеры предприятий обусловливают повышение средних общих издержек. Основная причина отрицательного эффекта масштабов производства связана с определенными управленческими трудностями.
• Трудности эти возникают при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя, т.е. из-за сложности управления крупномасштабным производством.

• При «нулевом» объеме производства (когда фирма ничего не производит) ТС=FС, т.о. при незначительном объеме производства ТС зависят от FС.
• При увеличении объема производства в структуре ТС преобладают переменные издержки, т.е. ТС зависит от VС.
• Доля FС будет снижаться в составе валовых издержек ТС.
• В этом проявляется «эффект масштаба»: при незначительном объеме производства появляется возможность экономии на постоянных издержках.


Для достижения максимально возможной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска товаров. Инструментом экономического анализа служит категория предельных издержек.
Предельные издержки
представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции но сравнению с данным объемом выпуска:
С увеличением объема производства предельные издержки типичной фирмы возрастают.

Спасибо за внимание!