Файл: 1. Понятие и классификация маркетинговых исследований 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассматривая эффективность проведения маркетингового исследования, целесообразно определить и проанализировать факторы, непосредственно влияющие на качество проведения данного вида работ:

  1. Человеческий фактор. Поскольку маркетинговое исследование - это процесс, который не способен реализовываться без участия людей, которые могут отличаться уровнем квалификации, навыками и опытом проведения подобного типа работ, соответственно степень достижения поставленной цели будет зависеть от качества самих трудовых ресурсов, задействованных в этом процессе [Джонс, Вумек 2020].

  2. Широкий выбор инструментов сбора и оценки данных. Используемый инструментарий является индивидуальным для каждого вида исследований.

  3. Качество самих инструментов сбора информации. Например, правильно разработанный опросный лист, правильно проведенные аналитические процедуры и т.д.

Таким образом, на основе представленной теоретической информации можно сказать, что качество и эффективность маркетинговых исследований заключается в полноте и точности полученной информации, их соответствии поставленной цели и определяется принципами и факторами, влияющими на процесс.

2. Стандарты процессного подхода и инструменты бережливого производства, применяемые для повышения качества маркетинговых исследований



Поскольку маркетинговое исследование - это процесс, соответственно, как и любой процесс, для обеспечения эффективности, он должен строиться с учетом требований и стандартов. Законодательство РФ регулирует данные требования перечнем основополагающих документов:

  • ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества;

  • ГОСТ Р ИСО 13053-1—2013. Статистические методы. Методология улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 1. Методология DMAIC;

  • ГОСТ Р ИСО 13053-2 2013. Статистические методы. Методология улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 2. Методы и приемы;

  • ГОСТ Р 56907-2016 «Бережливое производство. Визуализация»;

  • ГОСТ Р 56908-2016 «Бережливое производство. Стандартизация работы»;

  • ГОСТ Р 57524-2017 «Бережливое производство. Поток создания ценности».

В указанных нормативных документах приводится ряд мероприятий, направленных на выявление и сокращение потерь в ходе выполнения того или иного процесса. Концепция бережливого производства описывает термин «потери» как любое действие на всех уровнях организации процесса, при осуществлении которого потребляются ресурсы
, но не создаются ценности.

Согласно указанной концепции сокращение потерь является основным способом снижения затрат. Виды потерь представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Категории потерь предприятия по видам потребляемых ресурсов

Ресурс

Недостатки (издержки)

Избытки (опережения)

Пространство

1) Узкое место, перегрузка (узких вход, недостаток емкости, медленно или периодически)

2) Избыточное пространство, площади и оборудования

Время

3) Задержка на перемещение, движение

4) Транспортировка

5) Медленная переналадка

6) Неоптимальные партии запуска

Материя

7) Дефицит, недопоставка (сырья, комплектующих, услуг)

8) Запасы сырья, перепроизводство ГП, НЗП

Энергия

9) Ожидание, холостой ход

10) Избыточная обработка, мощность

Информация

11) Контроль

12) Дефектный продукт, переналадка

13) Малые запасы мощности ресурса

14) Высокий уровень вариабельности процессов

Сознание

15) Недостаток кадров

(квалификации,

ответственности)

16) Избыточный, неиспользуемый человеческий потенциал


Инструментарий бережливого производства достаточно широк, для выявления и устранения любого из представленных видов потерь. Однако в рамках данной бакалаврской работы будет рассмотрена лишь часть инструментов, наиболее подходящих для обеспечения эффективности реализации процесса маркетинговых исследований.

Визуальное моделирование процесса с помощью нотации IDEF0. Данный инструмент используется для описания и определения ключевых подсистем и взаимосвязей внутри процесса. Ключевое преимущество этой нотации - относительная простота и сбалансированность с точки зрения отображения функциональных взаимодействий в системе. Так, в отличие от других описательных средств в формате IDEF0 на схеме отображается небольшое число функциональных объектов, так называемых блоков.

Анализ шагов процесса. Применяется на этапе анализа после построения визуальной модели процесса. В ходе использования данного инструмента каждый шаг рассматривается с точки зрения потерь, что позволяет выявить и сократить их в дальнейшем.



Цикл совершенствования бизнес-процессов DMAIC. Он основан на применении трех основных типов работ: улучшение существующих процессов, проектирование новых и реализация разработок.

Суть цикла DMAIC заключается в последовательном выполнении определенных шагов по выявлению проблем на каждом этапе и их последующем устранении, и (или) созданию нового процесса. Рассмотрим более детально его основные элементы.

Define (D) - определение проблемы. На первом этапе определяется перечень ключевых задач, соответствующим целям компании и потребностям потребителей. В соответствии с выбранными задачами, находятся критические контрольные точки показателей, непосредственно влияющие на качество выполнения работ. Основной инструментарий данного этапа составляют схемы, контрольные карты, причинно-следственные матрицы и анализ Кано.

Measure (M) - измерение. В результате проведения данного этапа оптимизации процесса определяется перечень показателей, влияющих на качество выполнения работ в подпроцессах. Собранные данные оформляются в удобном, для дальнейшего анализа, виде. Инструментарий составляют: план выборки и план сбора данных.

Analyze (A) - анализ. В ходе данного шага выявляется основная проблема, главная причина ее возникновения и все факторы, влияющие на нее. Собранные ранее данные могут анализироваться в графическом виде (используя схемы, графики, диаграмму Парето, частотные графики, диаграммы разброса) или в статистическом виде (с помощью использования методов дисперсионного анализа, регрессионного анализа, FMEA). В ходе поиска причинно-следственных факторов, используются инструменты бережливого производства: диаграмма Исикавы и «5 Почему».

Improve (I) - совершенствование. Разработка и проведение мероприятий по устранению факторов, влияющих на образование простоя (дефекта, несоответствия). Для проведения данного этапа используется ряд инструментов бережливого производства: уход за оборудованием, план контроля реализаций изменений, 5S и другие.

Control (C) - контроль. В ходе проведения данного этапа разрабатываются методики сохранения стабильной работы процесса с учетом внедренных совершенствований на предыдущем этапе. Основными инструментами выступают контрольные карты, карта процесса, стандартизация и обучение сотрудников [Кондратьев 2018].


Таким образом, организовав работу по анализу потерь в процессе проведения маркетингового исследования, компания имеет возможность обнаружить, устранить (сократить) лишние затраты, не приносящие ценности конечному потребителю.

Рассмотрев сущность и требования к проведению маркетинговых исследований с точки зрения обеспечения их эффективности, общепринятых практик и стандартов управления процессами, можно сделать вывод, что наиболее эффективными инструментами повышения качества выполняемых операций являются следующие инструменты бережливого производства:

  • нотация IDEF0;

  • анализ шагов процесса;

  • цикл совершенствования бизнес-процессов DMAIC.


Заключение



Таким образом, в работе было исследовано понятие «маркетинговых исследований, а также рассмотрены основные этапы проведения подобных исследований.

Как правило, в определениях данного термина выделяют несколько основных аспектов:

  • четкое понимание сути проведения данного типа исследований как процесса сбора, анализа и обработки данных, имеющих отношение к маркетингу;

  • инструмент поддержки в принятии маркетинговых решений.

Процесс проведения маркетингового исследования состоит из четырех основных этапов: определение проблемы и целей маркетингового исследования, разработка плана проведения мероприятий, реализация плана и оценка полученных в ходе исследования результатов, доведение результатов до руководства. В свою очередь каждый из этапов имеет собственные подзадачи.

Качество и эффективность маркетинговых исследований заключается в полноте и точности полученной информации, их соответствии поставленной цели и определяется принципами и факторами, влияющими на процесс.

Рассмотрев сущность и требования к проведению маркетинговых исследований с точки зрения обеспечения их эффективности, общепринятых практик и стандартов управления процессами, можно сделать вывод, что наиболее эффективными инструментами повышения качества выполняемых операций являются следующие инструменты бережливого производства:

  • нотация IDEF0;

  • анализ шагов процесса;

цикл совершенствования бизнес-процессов DMAIC.

Список использованных источников и литературы





  1. Бабич Т. Н. Вертакова Ю. В. Планирование на предприятии: учебник. Москва: КноРус, 2018. – 344 с.

  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство «Финпресс», 1998. – 416 с.

  3. Джонс Д. Т. Вумек Д. П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 472 c.

  4. Кондратьев З. В. Развитие бережливых производственных систем в России. От истории к современности. Москва: Академический Проект, 2018. – 226 c.

  5. Котлер Ф. Коллер К. Л. Маркетинг. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 c.

  6. Рожков Н.Н. Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели. М: Фолиант, 2020. – 168 c.

  7. Рожков Н.Н. Статистические методы контроля и управления качеством продукции. Москва: Юрайт, 2018. – 154 с.

  8. Sherman A. Sherman M. Things We Wish Someone Had Told Us About Customer Analytics. Dallas: Independently published, 2018. – 214 p.

  9. Shewhart A.W. Economic Control of Quality Of Manufactured Product. Denver: Martino Fine Books, 2015. – 516 p.

  10. Paul A.A. Nation of Numbers: The Development of Marketing Research in America. Montclair: Quirk's Marketing Research Media, 2015. – 546 p.