Файл: 1. Понятие и классификация маркетинговых исследований 5.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривая эффективность проведения маркетингового исследования, целесообразно определить и проанализировать факторы, непосредственно влияющие на качество проведения данного вида работ:
-
Человеческий фактор. Поскольку маркетинговое исследование - это процесс, который не способен реализовываться без участия людей, которые могут отличаться уровнем квалификации, навыками и опытом проведения подобного типа работ, соответственно степень достижения поставленной цели будет зависеть от качества самих трудовых ресурсов, задействованных в этом процессе [Джонс, Вумек 2020]. -
Широкий выбор инструментов сбора и оценки данных. Используемый инструментарий является индивидуальным для каждого вида исследований. -
Качество самих инструментов сбора информации. Например, правильно разработанный опросный лист, правильно проведенные аналитические процедуры и т.д.
Таким образом, на основе представленной теоретической информации можно сказать, что качество и эффективность маркетинговых исследований заключается в полноте и точности полученной информации, их соответствии поставленной цели и определяется принципами и факторами, влияющими на процесс.
2. Стандарты процессного подхода и инструменты бережливого производства, применяемые для повышения качества маркетинговых исследований
Поскольку маркетинговое исследование - это процесс, соответственно, как и любой процесс, для обеспечения эффективности, он должен строиться с учетом требований и стандартов. Законодательство РФ регулирует данные требования перечнем основополагающих документов:
-
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества; -
ГОСТ Р ИСО 13053-1—2013. Статистические методы. Методология улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 1. Методология DMAIC; -
ГОСТ Р ИСО 13053-2 2013. Статистические методы. Методология улучшения процессов «Шесть сигм». Часть 2. Методы и приемы; -
ГОСТ Р 56907-2016 «Бережливое производство. Визуализация»; -
ГОСТ Р 56908-2016 «Бережливое производство. Стандартизация работы»; -
ГОСТ Р 57524-2017 «Бережливое производство. Поток создания ценности».
В указанных нормативных документах приводится ряд мероприятий, направленных на выявление и сокращение потерь в ходе выполнения того или иного процесса. Концепция бережливого производства описывает термин «потери» как любое действие на всех уровнях организации процесса, при осуществлении которого потребляются ресурсы
, но не создаются ценности.
Согласно указанной концепции сокращение потерь является основным способом снижения затрат. Виды потерь представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Категории потерь предприятия по видам потребляемых ресурсов
Ресурс | Недостатки (издержки) | Избытки (опережения) |
Пространство | 1) Узкое место, перегрузка (узких вход, недостаток емкости, медленно или периодически) | 2) Избыточное пространство, площади и оборудования |
Время | 3) Задержка на перемещение, движение | 4) Транспортировка |
5) Медленная переналадка | 6) Неоптимальные партии запуска | |
Материя | 7) Дефицит, недопоставка (сырья, комплектующих, услуг) | 8) Запасы сырья, перепроизводство ГП, НЗП |
Энергия | 9) Ожидание, холостой ход | 10) Избыточная обработка, мощность |
Информация | 11) Контроль | 12) Дефектный продукт, переналадка |
13) Малые запасы мощности ресурса | 14) Высокий уровень вариабельности процессов | |
Сознание | 15) Недостаток кадров (квалификации, ответственности) | 16) Избыточный, неиспользуемый человеческий потенциал |
Инструментарий бережливого производства достаточно широк, для выявления и устранения любого из представленных видов потерь. Однако в рамках данной бакалаврской работы будет рассмотрена лишь часть инструментов, наиболее подходящих для обеспечения эффективности реализации процесса маркетинговых исследований.
Визуальное моделирование процесса с помощью нотации IDEF0. Данный инструмент используется для описания и определения ключевых подсистем и взаимосвязей внутри процесса. Ключевое преимущество этой нотации - относительная простота и сбалансированность с точки зрения отображения функциональных взаимодействий в системе. Так, в отличие от других описательных средств в формате IDEF0 на схеме отображается небольшое число функциональных объектов, так называемых блоков.
Анализ шагов процесса. Применяется на этапе анализа после построения визуальной модели процесса. В ходе использования данного инструмента каждый шаг рассматривается с точки зрения потерь, что позволяет выявить и сократить их в дальнейшем.
Цикл совершенствования бизнес-процессов DMAIC. Он основан на применении трех основных типов работ: улучшение существующих процессов, проектирование новых и реализация разработок.
Суть цикла DMAIC заключается в последовательном выполнении определенных шагов по выявлению проблем на каждом этапе и их последующем устранении, и (или) созданию нового процесса. Рассмотрим более детально его основные элементы.
Define (D) - определение проблемы. На первом этапе определяется перечень ключевых задач, соответствующим целям компании и потребностям потребителей. В соответствии с выбранными задачами, находятся критические контрольные точки показателей, непосредственно влияющие на качество выполнения работ. Основной инструментарий данного этапа составляют схемы, контрольные карты, причинно-следственные матрицы и анализ Кано.
Measure (M) - измерение. В результате проведения данного этапа оптимизации процесса определяется перечень показателей, влияющих на качество выполнения работ в подпроцессах. Собранные данные оформляются в удобном, для дальнейшего анализа, виде. Инструментарий составляют: план выборки и план сбора данных.
Analyze (A) - анализ. В ходе данного шага выявляется основная проблема, главная причина ее возникновения и все факторы, влияющие на нее. Собранные ранее данные могут анализироваться в графическом виде (используя схемы, графики, диаграмму Парето, частотные графики, диаграммы разброса) или в статистическом виде (с помощью использования методов дисперсионного анализа, регрессионного анализа, FMEA). В ходе поиска причинно-следственных факторов, используются инструменты бережливого производства: диаграмма Исикавы и «5 Почему».
Improve (I) - совершенствование. Разработка и проведение мероприятий по устранению факторов, влияющих на образование простоя (дефекта, несоответствия). Для проведения данного этапа используется ряд инструментов бережливого производства: уход за оборудованием, план контроля реализаций изменений, 5S и другие.
Control (C) - контроль. В ходе проведения данного этапа разрабатываются методики сохранения стабильной работы процесса с учетом внедренных совершенствований на предыдущем этапе. Основными инструментами выступают контрольные карты, карта процесса, стандартизация и обучение сотрудников [Кондратьев 2018].
Таким образом, организовав работу по анализу потерь в процессе проведения маркетингового исследования, компания имеет возможность обнаружить, устранить (сократить) лишние затраты, не приносящие ценности конечному потребителю.
Рассмотрев сущность и требования к проведению маркетинговых исследований с точки зрения обеспечения их эффективности, общепринятых практик и стандартов управления процессами, можно сделать вывод, что наиболее эффективными инструментами повышения качества выполняемых операций являются следующие инструменты бережливого производства:
-
нотация IDEF0; -
анализ шагов процесса; -
цикл совершенствования бизнес-процессов DMAIC.
Заключение
Таким образом, в работе было исследовано понятие «маркетинговых исследований, а также рассмотрены основные этапы проведения подобных исследований.
Как правило, в определениях данного термина выделяют несколько основных аспектов:
-
четкое понимание сути проведения данного типа исследований как процесса сбора, анализа и обработки данных, имеющих отношение к маркетингу; -
инструмент поддержки в принятии маркетинговых решений.
Процесс проведения маркетингового исследования состоит из четырех основных этапов: определение проблемы и целей маркетингового исследования, разработка плана проведения мероприятий, реализация плана и оценка полученных в ходе исследования результатов, доведение результатов до руководства. В свою очередь каждый из этапов имеет собственные подзадачи.
Качество и эффективность маркетинговых исследований заключается в полноте и точности полученной информации, их соответствии поставленной цели и определяется принципами и факторами, влияющими на процесс.
Рассмотрев сущность и требования к проведению маркетинговых исследований с точки зрения обеспечения их эффективности, общепринятых практик и стандартов управления процессами, можно сделать вывод, что наиболее эффективными инструментами повышения качества выполняемых операций являются следующие инструменты бережливого производства:
-
нотация IDEF0; -
анализ шагов процесса;
цикл совершенствования бизнес-процессов DMAIC.
Список использованных источников и литературы
-
Бабич Т. Н. Вертакова Ю. В. Планирование на предприятии: учебник. Москва: КноРус, 2018. – 344 с. -
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство «Финпресс», 1998. – 416 с. -
Джонс Д. Т. Вумек Д. П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 472 c. -
Кондратьев З. В. Развитие бережливых производственных систем в России. От истории к современности. Москва: Академический Проект, 2018. – 226 c. -
Котлер Ф. Коллер К. Л. Маркетинг. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 c. -
Рожков Н.Н. Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели. М: Фолиант, 2020. – 168 c. -
Рожков Н.Н. Статистические методы контроля и управления качеством продукции. Москва: Юрайт, 2018. – 154 с. -
Sherman A. Sherman M. Things We Wish Someone Had Told Us About Customer Analytics. Dallas: Independently published, 2018. – 214 p. -
Shewhart A.W. Economic Control of Quality Of Manufactured Product. Denver: Martino Fine Books, 2015. – 516 p. -
Paul A.A. Nation of Numbers: The Development of Marketing Research in America. Montclair: Quirk's Marketing Research Media, 2015. – 546 p.