Файл: Цифровая трансформация социально экономических систем на основе развития института сервисной интеграции.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 566
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 рассматривать платформы как центры оказания широкого спектра цифровых услуг и обеспечить эффективность процесса платформизации цифровой трансформации экономики за счет придания традиционным товарам «услуго- вых» свойств, выражающихся в вовлечении потребителя в процесс производ- ства и учете его индивидуальных запросов.
4. Предложен методический подход к развитию системы подготовки специалистов для сферы цифровой экономики, отличающийся выделением групп ключевых компетенций: технических (hard skills) – создание новых биз- нес-моделей, анализ данных, цифровая безопасность, e-менеджмент и др., креативных (soft skills) – дизайн-мышление, цифровая психология, эмоцио- нальный интеллект и др., ориентированных на разрушение непродуктивных неформальных институтов, препятствующих цифровой трансформации, а также на развитие аутсорсинга и иных форм сетевого сервисного (в противо- вес традиционной производственной кооперации) взаимодействия на базе цифровых платформ.
5. Разработана стандартизированная бизнес-модель, основанная на циф- ровой платформе, отличающаяся акцентом на углубление сервисизации дея- тельности предприятия и учитывающая его стратегическую ориентацию (соз- датель продуктов; создатель услуг; создатель технологий; создатель сетевого взаимодействия), использование которой позволяет преобразовать традицион- ную цепочку создания конечного продукта/услуги в формат многосторонней и межотраслевой цепочки создания стоимости, обеспечивающей «результат для клиента», который существует в форме комплексной услуги, что обеспечивает эффективность деятельности предприятия в условиях цифровой экономики.
6. Предложена и обоснована авторская концепция создания сервисного интегратора цифровой трансформации социально-экономических систем на базе универсальной цифровой платформы, отличающаяся отказом от традици- онной ролевой модели «вендор – дистрибьютор – интегратор – заказчик» в пользу сервисно-ориентированной аутсорсинговой модели, ключевую роль в которой играет компания, обладающая набором компетенций цифрового ме-
12 неджмента в области платформизации и сервисной интеграции, что позволяет реализовать полный жизненный цикл универсальной цифровой платформы, достигая при этом ряда конкурентных преимуществ, усиленных эффектом си- нергии.
7. Разработан механизм цифровой трансформации социально- экономических систем микроуровня (предприятий и их объединений) на базе сервисного интегратора, отличающийся совместным применением проектного подхода и потенциала универсальной цифровой платформы, поддерживаемой сервисным интегратором, использование которого обеспечивает непрерывное развитие и совершенствование бизнес-процессов указанных систем и эконо- мию их внутренних ресурсов.
8. Обоснована концепция развития модели «сервисного государства», отличающаяся внедрением единой цифровой платформы государственного управления цифровой трансформацией и формализацией организационно- институционального обеспечения указанной платформы путем формирования специализированного органа управления (министерство инфраструктуры), обеспечивающего централизованное управление цифровой трансформацией социально-экономических систем на федеральном и региональном уровнях и повышение доступности государственных услуг для населения и бизнеса.
Теоретико-методологическая значимость исследования состоит в приращении и развитии ряда теоретических положений и методологических аспектов цифровой трансформации социально-экономических систем на базе сервисного интегратора посредством универсальной цифровой платформы в условиях ускорения темпов цифровизации экономики страны, а также опе- режающего развития сферы услуг, формирования нового качества сервисной деятельности за счет ее виртуализации и цифровизации.
Сформулированные теоретические положения и методологические ас- пекты могут быть использованы при проведении дальнейших фундаменталь- ных и прикладных научных исследований по проблемам эффективного управ- ления сервисизацией экономики, цифровизации и цифровой трансформации
13 социально-экономических систем, особый интерес представляет направление расширения применения цифровых платформенных сервисов, предоставляе- мых сервисным интегратором и развития методов управления перспективны- ми формами организации хозяйственной деятельности в сфере услуг.
Практическая значимость результатов исследования. Разработан- ный в диссертационном исследовании авторский подход к решению задачи цифровой трансформации социально-экономических систем на базе сервис- ного интегратора, а также создания системных условий для широкомасштаб- ной сервисизации хозяйственных процессов, позволяет создавать компании – сервисные интеграторы, оперирующие на базе цифровой платформы, что обеспечивает эффективную реализацию процессов цифровой трансформации в современных условиях развития экономики страны. Авторские разработки могут быть использованы в проектах формирования и управления функцио- нированием и развитием сервисных сетей, проектов «Умных городов», «Ум- ных организаций», «Умных объектов», на их базе может быть сформирован широкий спектр импортонезависимых цифровых сервисов, применимых в различных отраслях и сферах социально-экономической системы страны.
Отдельные положения диссертационного исследования могут усилить части общегосударственных, региональных и отраслевых программ и страте- гий цифрового развития социально-экономических систем в разделах инно- вационной политики, развития перспективных рынков услуг, повышения эф- фективности сервисной деятельности, развития рынка высоких технологий, модернизации цифровой инфраструктуры, информатизации и цифровизации общественных процессов, инвестиционной политики и т.д.
Апробация результатов диссертационного исследования.
1. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, докладывались в порядке обсуждения на междуна- родных и всероссийских научно-практических конференциях, семинарах и форумах по вопросам цифровизации экономики, цифровой трансформации социально-экономических систем, а также развитии цифровой сервисной
14 деятельности в 2012-2019 гг. в городах Воронеж, Пенза, Пермь, Москва, Но- восибирск, Челябинск и др.
2. Апробация результатов исследования также осуществлялась посред- ством их практического использования в процессе цифровой трансформации группы сервисно-ориентированных компаний ИКТ-отрасли, создании сер- висного интегратора на базе группы компаний «Наше Агентство Сервиса», который обеспечивает предоставление цифровых сервисов на всей террито- рии РФ. Предложенный автором проектный механизм цифровой трансфор- мации был успешно реализован в разработке и внедрении ряда проектов цифровой трансформации различных социально-экономических систем, раз- работанных при непосредственном участии автора, в том числе: проект соз- дания интеграционной платформы на ПАО «Челябинский Трубопрокатный
Завод»; проект Цифровое образовательное учреждение – «Умный детский сад», реализованный в учреждении «Тыква-сад» (г. Пермь); проект Цифровое образовательное учреждение – «Цифровая школа», реализованный на базе
МАОУ «СОШ № 9 им. А.С. Пушкина», г. Пермь; проект «Пермь 2023 – Ум- ный город».
3. Ряд предложений и разработок автора успешно применяются в про- цессах цифровой трансформации сервисно-ориентированных компаний, что подтверждается актами и справками о внедрении компаний ГК «НАС», ООО
«Наша Сервисная компания», ООО «Макро-Сервис», ООО «АПТЕКА-А.в.е»,
ООО «АЛЬКОР и Ко», ООО «ЮНИТ-Оргтехника».
4. Теоретико-методологические положения, практические рекоменда- ции и обоснованные в диссертационной работе основные направления разви- тия предприятий сервисного и промышленного секторов использовались при обсуждении программы визита делегации Правительства, Министерства эко- номического развития и бизнес-делегации Пермского края в Нижнюю Саксо- нию по вопросам реализация концепции Индустрия 4.0 и экономического и торгового потенциала региона (2018 г.). Авторский подход к формированию универсальной цифровой платформы и разработанная концепция организа-
15 ционно-институционального обеспечения единой цифровой платформы в формате создания Министерства инфраструктуры были включены в обсуж- дения экспертов Сретенского клуба им. С.П. Курдюмова по вопросам необ- ходимых инфраструктурных и институциональных преобразований в усло- виях цифровой экономки.
5. Авторские разработки в сфере цифровизации и цифровой трансфор- мации социально-экономических систем различного уровня нашли примене- ние в учебном процессе АНО ДПО «АЦЭ» при чтении лекций по дисципли- нам «Цифровая грамотность», «Основы цифровой экономики», «Управление цифровой трансформацией бизнеса», «Цифровизация профессиональной дея- тельности».
Публикации. По тематике диссертации и результатам проведенных автором исследований опубликовано свыше 50 научных работ, в том числе 3 монографии, 3 работы в изданиях, входящих в международные базы цитиро- вания Scopus и Web of Science, 17 статей в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России. Ряд публикаций подготовлен в соавторстве, при этом все новые результаты, включенные в диссертацию и выносимые на за- щиту, отраженные в публикациях, получены лично автором.
Структура диссертационного исследования определяется логикой последовательного решения поставленных исследовательских задач; диссер- тация состоит из введения, пяти глав, включающих 15 параграфов, заключе- ния, библиографического списка и приложений.
16
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии
социально-экономических систем
Цифровая экономика является составной частью экономики, где доми- нируют знания субъектов и нематериальное производство – основной пока- затель, характеризующий информационное общество
1
. Понятия «цифровая экономика», «экономика знаний», «информационное общество» и их анало- ги, представленные в современной научной литературе, формируют новую социально-экономическую систему, заменяющую прежнюю индустриальную парадигму.
В этой связи, развитые страны мира уделяют пристальное внимание гармоничному развитию системообразующих элементов цифровой экономи- ки, информационного общества и экономики знаний. Понимание необходи- мости перехода к информационной экономике сложилось и в России, что, в частности, нашло отражение в формировании специальной государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Правитель- ством Российской Федерации 28 июля 2017 г. распоряжением № 1632-р).
Для России в имеющийся сложный период чрезвычайно важно как можно быстрее трансформировать традиционную экономику в современную
– информационную, интеллектуальную, цифровую. Это – безальтернативный путь развития. Иначе неизбежны дальнейшие социальные, экономические кризисы и, как следствие, политическое неравновесие, что, в свою очередь, может действовать как положительная обратная связь и еще глубже погру-
1
Асаул В.В., Михайлова А.О. Обеспечение информационной безопасности в условиях формирования циф- ровой экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. –
№ 4 (38). – С. 5-9; Руденко М.Н., Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Репин Н.В., Михайлов О.В. Информаци- онное обеспечение управления регионом и организациями с использованием аутсорсинга. –
Курск, 2019.
17 жать страну в технологическое, а затем и социально-экономическое отстава- ние от передовых стран мира.
В современных условиях рынка очевидной является необходимость системных преобразований и действий, направленных на развитие цифровой экономики в отечественных социально-экономических системах всех уров- ней. Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир, она сейчас является одной из самых популярных тем обсуждений, но в действительности это да- леко не новое понятие, дискуссия о нѐм идет уже несколько десятилетий. Мы солидарны с точкой зрения о том, что цифровизация экономики представляет собой современную форму проявления более фундаментальной закономер- ности ее информатизации
2
Несмотря на сравнительно неплохую проработанность рассматривае- мой категории, в научной сфере и бизнес-общественности до настоящего времени не сформировалось устойчивого понимания сущности и содержания термина «цифровая трансформация». При этом, важно отметить, что содер- жание термина «цифровая трансформация» эволюционировало вместе с из- менением и развитием технологий.
Долгое время под цифровой трансформацией подразумевался перевод в цифровой формат или хранение в цифровом формате традиционных форм данных. Это тоже одно из направлений цифровой трансформации, Еѐ трак- товка в «узком понимании». Однако, в современном мире данное понятие го- раздо шире, чем перевод данных в цифровой формат. Когда предприятия и организации осознали все возможности использования оцифрованных дан- ных, они стали разрабатывать процессы для этих целей. С этого момента цифровые технологии стали бурно развиваться, и способность быстро вне- дрять их напрямую определяет конкурентоспособность организации на рын- ке.
2
Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в россий- ской экономике //
Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
–
2018.
–
№ 4 (112).
–
С. 16-24.
18
Большинство руководителей согласны с тем, что цифровая трансфор- мация необходима, чтобы бороться с конкуренцией, идти в ногу с техноло- гиями и изменчивыми ожиданиями потребителей. Тем не менее, многие не уверены в том, с чего начать и что именно подразумевает цифровая транс- формация. Иными словами, требуется теоретическая проработка ее «широ- кой трактовки».
На сегодняшний день определений цифровой трансформации сущест- вует множество. Некоторые специалисты категорически против «заморозки» данного понятия и конкретизации его в устойчивом определении, обосновы- вая это тем, что эволюция цифровых технологий продолжается, и содержа- ние данного термина эволюционирует вместе с ними. И это, несомненно, од- нако, по нашему мнению, очертить границы сущности и содержания термина
«цифровая трансформация» – задача не только важная, но и крайне необхо- димая на настоящем этапе развития цифровой экономики, позволяющая сформировать единое понимание, а, соответственно, и выделить основные направления цифровой трансформации.
Начнем с того, что внутри понятия «цифровая трансформация» суще- ствует множество терминов, имеющих различные трактовки. Ключевыми яв- ляются при этом термины, имеющие одинаковое звучание на английском языке, но кардинально различающиеся по содержанию, что отчетливо прояв- ляется в русскоязычных публикациях:
- digitization (оцифровка) – представляет собой преобразование инфор- мации «с физических носителей на цифровые»
3
. В рамках digitization (оциф- ровки) не происходит изменений качества и содержания информации, она просто преобразуется в электронную форму для последующей обработки в цифровом формате, что позволяет усовершенствовать существующие бизнес- процессы, добавив в них информацию в цифровом формате. Если классифи-
3
Коптелов А. Готов ли ваш бизнес к цифровой трансформации? Электронный ресурс. URL: https://www.e- xecutive.ru/management/itforbusiness/1985479-gotov-li-vash-biznes-k-tsifrovoi-transformatsii
19 цировать данный подход, то его можно соотнести с 3-й промышленной рево- люцией, которая продолжалась в период с 1969 по 2010 годы;
- digitalization (цифровизация) – это изначально создание нового про- дукта в цифровой форме. Поэтому ключевое отличие digitalization (цифрови- зация) состоит в создании нового инновационного продукта, с новым функ- ционалом и потребительскими свойствами. И если digitization (оцифровка) в первую очередь направлена на совершенствование существующих бизнес- моделей и изменение бизнес-процессов, то digitalization (цифровизация) по- зволяет получить существенный рывок в бизнесе и новые конкурентные пре- имущества. Digitalization (цифровизация) – это уже элемент 4-й промышлен- ной революции (Industry 4.0).
Ноябрьское исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) 2016 года так- же выявило несоответствия в определениях предприятиями и компаниями понятия digital. Более трех из десяти бизнес и ИТ-руководителей во всем ми- ре относят «цифру» ко всем активностям, связанным с технологическими инновациями, 29% считают, что digital является синонимом ИТ, 14% опреде- ляют digital как ориентированную на пользователя технологическую дея- тельность, а еще 14% говорят, что «цифра» относится ко всем инвестициям, которые компания тратит на интеграцию технологий в бизнес. Единственный очевидный вывод этого опроса – консенсуса нет. Всего 6% респондентов оп- роса PwC сказали, что digital «выходит за рамки одних лишь технологий и отражает направление мышления, охватывающее непрерывные инновации, принятие решений на равных условиях и интеграцию технологий во все ас- пекты бизнеса».
Большинство российских компаний и органов исполнительной власти сейчас сосредоточены именно на цифровизации ключевых процессов и в массе своей воспринимают цифровизацию как новый виток автоматизации и информатизации, на что мы указывали выше. В связи с этим, следует разгра- ничить цифровизацию и цифровую трансформацию в сравнении с автомати- зацией.