ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИСТОРИЯ РОССИИ
9 КЛАСС
УРОК 17
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Горшенина Елена Юрьевна | |||||||||||||||||||||||||||
Предмет | История России | |||||||||||||||||||||||||||
Класс | 9 | |||||||||||||||||||||||||||
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – комбинированный | |||||||||||||||||||||||||||
Тема | «Крымская война – результат внешней политики Николаевской России» | |||||||||||||||||||||||||||
Цель | На основании фактов истории сформировать представление об этапах Крымской войны, причинах, итогах. | |||||||||||||||||||||||||||
Задачи | Образовательные: - выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную ; - охарактеризовать основные события Крымской войны; - дать оценку действиям участников войн. | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; - развитие навыков проблемного чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - дать возможность осознать значение мужества и героизма русских людей в годы Крымской войны; - овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. | Социализации: - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. | | |||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. Знать: Причины, этапы войны и ее итоги Понятия: восточный вопрос, бастион, бруствер Персоналии: П. С. Нахимов; А. С. Меншиков; В. А. Корнилов; Э. И. Тотлебен; П. М. Кошка; Дарья Севастопольская. Даты: октябрь 1853 г. — начало войны; 18 ноября 1853 г. —Синопское сражение; март 1854 г. — вступление в войну с Россией Англии и Франции; сентябрь 1854 г. — август 1855 г. — оборона Севастополя; 1856 г. —Парижский мир. | Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. | | ||||||||||||||||||||||||
Образователь-ная технология | Технология проблемного чтения | |||||||||||||||||||||||||||
Образовательный минимум (новые информационные единицы) | Крымская война (1853 – 1856 гг.), оборона Севастополя | |||||||||||||||||||||||||||
Оформление доски |
| |||||||||||||||||||||||||||
Источники информации |
| |||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | проектор, интерактивная доска Раздаточный материал: карточки для выполнения письменных заданий | |||||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Форма организации деятельности учащегося | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности | ||||||||||||||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент | |||||||||||||||||||||||||||
2. 3. 4. 5. | Создание проблемной ситуации | |||||||||||||||||||||||||||
Фронталь-ная |
| Учащийся отвечает на вопросы:
| Работа с историческим документом: умение анализировать текст | Работа с информацией, анализ | Управление собственной деятельностью, инициативность, самостоятельность, контроль | | Самооценка, самоуважение, социальная мотивация | | ||||||||||||||||||||
| Формулирование проблемы | |||||||||||||||||||||||||||
|
| Учащийся предлагает свои гипотезы (предположения по решению проблемы) | | | | |||||||||||||||||||||||
| Актуализация знаний | |||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная | (Почему проигранная война считается в России славной страницей истории?)
| Учащийся предлагает свои версии:
Усиление России не нравилось большинству европейских стран | | | | |||||||||||||||||||||||
| Открытие нового знания | |||||||||||||||||||||||||||
Групповая (каждая группа получает задание для выполнения и представления результатов) |
Используя материал учебника, докажите, что Николай I в конце 1840 – начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку. Для этого заполните схему на листе заданий, после заполнения группа представляет свой ответ. | Выполняют письм. задания. Затем выступают перед одноклассниками. (Приложение №2) | Понятия: Восточный вопрос | Работать с текстом | Само-контроль | |||||||||||||||||||||||
Ответили ли мы на первый вопрос плана нашего исследования?
К чему привело подобное соотношение сил? Обратите внимание на проблему урока. Можем ли мы сейчас ее решить?
Нужен ли был такой героизм?
| Листы ответов сдают учителю после выступления перед одноклассниками. Самопроверка по листкам заданий | |||||||||||||||||||||||||||
6. | Применение нового знания | |||||||||||||||||||||||||||
Фронтальная |
| Работа с историческими документами (Приложение №1) Учащийся оценивает свою деятельность, степень сложности учебного материала по листам самооценки (Приложение №3). | Анализ Объяснение | Умение строить высказывание | Управление собственной деятельностью, инициативность, самостоятельность | | Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | | ||||||||||||||||||||
| Оценка учителя | |||||||||||||||||||||||||||
7. | Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||
|
| | | | | | | |
Приложение №1.
Документ 1.
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы. … У наших врагов дело другое: они с особенной ловкостью владеют своим оружием, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…
Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас по время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается… Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
Участник Крымской кампании П. В. Алабин
Документ 2.
«Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Незабвенный (Николай I) считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов. Незабвенный, одаренный от природы особенным даром отыскивать и выводить людей бездарных, умел разогнать все, что было способного; при нем чины превратились в настоящий парник дураков. Администрация являла зрелище необузданного грабежа, доходившего до разбоя, особенно в администрации военной… На русской земле, в Крыму, войска французские. Английские и пиэмонтские вдали от своей родины не нуждались ни в чем, а русские солдаты умирали с голоду, гибли в госпиталях без призора, без помощи, даже без одежды, и когда хоронили мертвых, то чиновники и подрядчики Военного министерства воровали даже их гробовые саваны! Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрение к петербургскому правительству».
П. В. Долгоруков
Документ 3.
«В самом начале Восточной войны армия… столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями».
А. Ф. Тютчева
«При дворе двух императоров. Воспоминания»
Приложение №2
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
Используя материал учебника (п.1 – с.147 – 149), определите причины Крымской войны, докажите, что Николай I в конце 1840 – начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку (надо ли было начинать войну). Для этого заполните схему на листе заданий, после заполнения группа представляет свой ответ.
Европа (отношение к России) Цель: _____________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ Повод к войне __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ Результат _________________________ __________________________________ | «Восточный вопрос» (действия Николая I) Цель: ____________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ Результат ________________________________ _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________ |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ
Можно ли назвать первый этап войны для России славным? Описать Синопское сражение под руководством вице – адмирала Павла Степановича Нахимова. В чем же тогда была внешнеполитическая ошибка Николая I? Изучить п.2 (с.149-152), внести ответ в лист ответов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
Сравним армии и флот стран, принявших участие в Крымской войне. В учебнике есть схемы, которые помогут выполнить вам это задание: флот (с.148), армия (с.152 и 138).
К чему привело подобное соотношение сил?
Критерии для сравнения | Россия | Союзники | ||
Сухопутная армия | Флот | Сухопутная армия | Флот | |
Численность войск | | | | |
Каким оружием укомплектована армия | | | | |
Какие виды судов преобладали | | | | |
Количество ударных кораблей | | | | |
Общее количество судов союзников | | | | |
Вывод: к чему привело подобное соотношение? | | | | |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ
Охарактеризовать роль участия союзников в войне, используя п.3 (с.152-155), занести ответ в лист ответов. Как изменилась ситуации на военных фронтах?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 5 ГРУППЫ
Используя материал п.4 (с.155-159), подберите необходимые факты, свидетельствующие о мужестве и героизме русских людей в Крымской войне.
Нужен ли был такой героизм?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: |