Файл: Урок 17 Технологическая карта урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСТОРИЯ РОССИИ
9 КЛАСС
УРОК 17

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Горшенина Елена Юрьевна

Предмет

История России

Класс

9

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип – комбинированный


Тема

«Крымская война – результат внешней политики Николаевской России»

Цель

На основании фактов истории сформировать представление об этапах Крымской войны, причинах, итогах.

Задачи

Образовательные:

- выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную ;

- охарактеризовать основные события Крымской войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

- развитие навыков проблемного чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- дать возможность осознать значение мужества и героизма русских людей в годы Крымской войны;

- овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.




Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Знать: Причины, этапы войны и ее итоги

Понятия: восточный вопрос, бастион, бруствер

Персоналии: П. С. Нахимов; А. С. Меншиков; В. А. Корнилов; Э. И. Тотлебен; П. М. Кошка; Дарья Севастопольская.

Даты: октябрь 1853 г. — начало войны; 18 ноября 1853 г. —Синопское сражение; март 1854 г. — вступление в войну с Россией Англии и Франции;

сентябрь 1854 г. — август 1855 г. — оборона Севастополя; 1856 г. —Парижский мир.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.




Образователь-ная технология

Технология проблемного чтения

Образовательный минимум (новые информационные единицы)

Крымская война (1853 – 1856 гг.), оборона Севастополя

Оформление доски


Тема: Крымская война – поражение Николаевской России
Проблема:

Гипотезы:


Европа (отношение к России)

Цель: _____________________________

_____________________________

Действия (повод к войне)

Действия ____________________

Результат ____________________


«Восточный вопрос»

(действия Николая I)

Цель: ____________

_________________

Результат __________

___________________

Ответы: Европа не желала дальнейшего усиления России.

Создание антирусского военного союза (Англия, Турция, Сардинское королевство).

Вступление в войну на стороне Турции.

Цель России: Стремление Николая I решить «восточный вопрос» в пользу России (ослабление Турции). Найден повод к войне – спор из-за ключей Вифлеемского храма. Поражение Турции.



Источники информации

  1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России.19 век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД Русское слово», 2011

  2. Данилов А.А. История России. XIX в. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Динилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011. – 287 с.

Ресурсы (оснащение)

проектор, интерактивная доска

Раздаточный материал: карточки для выполнения письменных заданий

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма организации деятельности учащегося

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.

Организационный момент

2.

3.

4.

5.


Создание проблемной ситуации

Фронталь-ная

  • Приведите примеры поступков людей или исторических событий, которые можно назвать славными. В чем значение слова «слава»?

  • Обратите внимание на тему урока. Судя по ней, можно назвать Крымскую войну славной?

  • Обратимся к историческим документам (с.160). Какой осталась Крымская война в памяти народной?

  • Как можно оценить итоги войны – как победу или поражение, судя по условиям Парижского мира?

  • Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое наблюдается противоречие?

Учащийся отвечает на вопросы:

  1. Слава – это известность, признание заслуг, таланта, всеобщее уважение.

  2. Нет, нельзя.

  3. Несмотря на проигрыш в войне, Крымская война в памяти народа останется славной.

  4. Во втором документе – Парижский мир, заключенный после войны – итог войны, поражение, позор для России.

  5. Войну проиграли, но считаем ее славной страницей истории.

Работа с историческим документом: умение анализировать текст

Работа с информацией, анализ

Управление собственной деятельностью, инициативность, самостоятельность, контроль



Самооценка, самоуважение, социальная мотивация





Формулирование проблемы



  • Какую проблему урока нам предстоит решить



Учащийся предлагает свои гипотезы (предположения по решению проблемы)









Актуализация знаний

Фронтальная

(Почему проигранная война считается в России славной страницей истории?)

  • Приведите 3-4 доказательства того, что в первой половине 19 века Россию действительно можно считать великой державой.

  • В записанных вами доказательствах подчеркните те, которые не устраивали страны Запада. Объясните свой выбор.

Учащийся предлагает свои версии:

  1. Успехи в решении «восточного вопроса»

  2. Авторитет в Европе Александра I (разгром Наполеона) и Николая I как «последнего рыцаря Европы» (сохранение порядка, установленного Венским конгрессом в Европе).

  3. Большая армия.

  4. Расширение территории на Кавказе.

Усиление России не нравилось большинству европейских стран









Открытие нового знания

Групповая (каждая группа получает задание для выполнения и представления результатов)

  1. Обратимся к первому пункту плана нашего исследования – как изменилась ситуация вокруг России в Европе

Используя материал учебника, докажите, что Николай I в конце 1840 – начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку. Для этого заполните схему на листе заданий, после заполнения группа представляет свой ответ.

Выполняют письм. задания. Затем выступают перед одноклассниками.

(Приложение №2)

Понятия:

Восточный вопрос

Работать с текстом

Само-контроль

  1. Можно ли назвать первый этап войны для России славным? В чем же тогда была внешнеполитическая ошибка Николая I? Изучить п.2 (с.149-152)

Ответили ли мы на первый вопрос плана нашего исследования?

  1. Сравним армии и флот стран, принявших участие в Крымской войне. В учебнике есть схемы, которые помогут выполнить вам это задание. Первый вариант сравнивает флот (с.148), второй – армии (с.152 и 138).

К чему привело подобное соотношение сил?

Обратите внимание на проблему урока. Можем ли мы сейчас ее решить?

  1. Охарактеризовать роль участия союзников в войне, используя п.3 (с.152-155)

  2. Используя материал п.4 (с.155-159), подберите необходимые факты, свидетельствующие о мужестве и героизме русских людей в Крымской войне.

Нужен ли был такой героизм?

  • Как теперь мы можем отреагировать на проблему урока? Почему проигранная война считается в России славной? Чьи гипотезы подтвердились?

Листы ответов сдают учителю после выступления перед одноклассниками.

Самопроверка по листкам заданий

6.

Применение нового знания

Фронтальная

  • Назовите не менее четырех причин поражения России в Крымской войне.

  • Как можно объяснить слова Н.М.Романова в 1917 году о Крымской войне: «Эта роковая война свела в могилу Николая Павловича, который ясно отдавал себе отчет в гибели всей его системы правления…»



Работа с историческими документами (Приложение №1)

Учащийся оценивает свою деятельность, степень сложности учебного материала по листам самооценки (Приложение №3).

Анализ

Объяснение

Умение строить высказывание

Управление собственной деятельностью, инициативность, самостоятельность



Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образу-ющей функции познавательного мотива





Оценка учителя

7.

Домашнее задание



  • Итак, война закончилась подписанием тяжелого для России Парижского мира. А что дальше? Как восстанавливать страну? О том, какое решение было найдено новым императором Александром II, вы прочитаете дома в параграфе 14. Ответьте на вопросы перед параграфом.
















Приложение №1.

Документ 1.

«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы. … У наших врагов дело другое: они с особенной ловкостью владеют своим оружием, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…

Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас по время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается… Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».

Участник Крымской кампании П. В. Алабин

Документ 2.

«Восточная война разорвала завесу, дотоле в глазах Европы скрывавшую бессилие огромной пространством России. Оказалось, что армия, которую Незабвенный (Николай I) считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и отменно маневрировать, не может, невзирая на беззаветное мужество солдат, обер-офицеров и многих штаб-офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов. Незабвенный, одаренный от природы особенным даром отыскивать и выводить людей бездарных, умел разогнать все, что было способного; при нем чины превратились в настоящий парник дураков. Администрация являла зрелище необузданного грабежа, доходившего до разбоя, особенно в администрации военной… На русской земле, в Крыму, войска французские. Английские и пиэмонтские вдали от своей родины не нуждались ни в чем, а русские солдаты умирали с голоду, гибли в госпиталях без призора, без помощи, даже без одежды, и когда хоронили мертвых, то чиновники и подрядчики Военного министерства воровали даже их гробовые саваны! Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрение к петербургскому правительству».

П. В. Долгоруков

Документ 3.



«В самом начале Восточной войны армия… столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые злоупотреблениями и хищениями».

А. Ф. Тютчева

«При дворе двух императоров. Воспоминания»

Приложение №2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Используя материал учебника (п.1 – с.147 – 149), определите причины Крымской войны, докажите, что Николай I в конце 1840 – начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку (надо ли было начинать войну). Для этого заполните схему на листе заданий, после заполнения группа представляет свой ответ.


Европа (отношение к России)

Цель: _____________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Повод к войне

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Результат _________________________

__________________________________




«Восточный вопрос»

(действия Николая I)

Цель: ____________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Результат ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Можно ли назвать первый этап войны для России славным? Описать Синопское сражение под руководством вице – адмирала Павла Степановича Нахимова. В чем же тогда была внешнеполитическая ошибка Николая I? Изучить п.2 (с.149-152), внести ответ в лист ответов.





























ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Сравним армии и флот стран, принявших участие в Крымской войне. В учебнике есть схемы, которые помогут выполнить вам это задание: флот (с.148), армия (с.152 и 138).


К чему привело подобное соотношение сил?

Критерии для сравнения

Россия

Союзники

Сухопутная армия

Флот

Сухопутная армия

Флот

Численность войск












Каким оружием укомплектована армия












Какие виды судов преобладали











Количество ударных кораблей











Общее количество судов союзников











Вывод: к чему привело подобное соотношение?














ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

Охарактеризовать роль участия союзников в войне, используя п.3 (с.152-155), занести ответ в лист ответов. Как изменилась ситуации на военных фронтах?





























ЗАДАНИЕ ДЛЯ 5 ГРУППЫ

Используя материал п.4 (с.155-159), подберите необходимые факты, свидетельствующие о мужестве и героизме русских людей в Крымской войне.

Нужен ли был такой героизм?






























Приложение №3

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: