Файл: Протокол 9 от 30. 05. 2019г. Утверждаю директор мбоу Маршальская сош Корниенко С. Е. Приказ от 01. 06 2019г.525.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 9 от 30.05. 2019г.
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Маршальская СОШ»
___________________ Корниенко С.Е.
Приказ от 01.06 2019г.№52/5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 5-9 КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С
ДЕТЬМИ С ОВЗ (ЗПР)
Педагог – психолог
Титаренко Ирина Александровна п.Маршальское
2019г.
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 9 от 30.05. 2019г.
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «Маршальская СОШ»
___________________ Корниенко С.Е.
Приказ от 01.06 2019г.№52/5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 5-9 КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С
ДЕТЬМИ С ОВЗ (ЗПР)
Педагог – психолог
Титаренко Ирина Александровна п.Маршальское
2019г.
Пояснительная записка
«Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности с обучающими 5-9 классов, имеющими трудности в обучении, в том числе с ОВЗ (ЗПР)» составлена на основе:
Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия:
- Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 5-9 классов, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие.
Цель:
индивидуальная коррекция познавательной сферы детей,направленная подготовка к усвоению ими учебного материала;
создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной, адаптированной образовательной программ всеми обучающимися, в том числе детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
1.
Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуальные, групповые формы занятий с педагогом - психологом.
Основные задачи и содержание образования на каждом уровне формируются исходя
из психологических характеристик учащегося данного возраста
Основное общее образование (5-9 классы):
достижение выпускниками 5-9 классов уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям;
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности; организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся, направленной на дальнейшее развитие личности учащегося, его индивидуальных возможностей и интересов, способности к социальному определению;
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся, имеющих трудности в освоении ООП ООО, для обучающихся с ЗПР.
Содержание программы разрабатывалось на основе принципов:
гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);
природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения);
культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);
эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков);
сотрудничества с родителями.
Данная коррекционно – развивающая программа составлена для детей, имеющих трудности в усвоении школьных дисциплин, связанных:
с проблемами здоровья обучающихся (дети с ОВЗ);
с недостаточным развитием психических процессов личности школьника (памяти, внимания, логического мышления);
с низкой мотивацией обучения;
Все занятия ориентированы на следующие направления:
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия;
2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
коррекция недостатков в двигательной сфере;
развитие общей и мелкой моторики;
формирование чувства ритма;
создание условий для полноценного межличностного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи;
развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности;
развитие творческих способностей.
4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно- операционных и регуляционных компонентов:
целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;
всестороннее развитие предметно-практической деятельности.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии:
целенаправленное формирование функций речи;
особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи;
создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения.
7. Формирование коммуникативной деятельности:
обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Коррекционно – развивающая программа подразумевает смысловые этапы работы:
1. Вводный этап и начало реализации программы (Введение,диагностическое изучение ребенка).
2. Основной этап развития:
- Развитие высших психических функций.
- Коррекция и развитие пространственных ориентаций.
- Коррекция двигательной активности.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие умения программировать, контролировать результаты своей деятельности.
- Развитие предметно-практической деятельности.
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
- Произвольная регуляция поведения.
- Обучение навыкам бесконфликтного общения.
- Формирование и развитие связной речи.
- Развитие словесной регуляции.
- Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников.
3. Заключительный этап (Итоговая диагностика, анализ диагностических данных, выводы и планирование работы на следующий учебный год).
Согласно календарного учебного графика, программа рассчитана на учебный год:
35 учебных недель, по 1 часу в неделю, 35 часов (в 9 классе 34 часа). Формы занятий: групповые; занятие ориентированы на общение в группе сверстников.
Реализация программы предусматривает повышение мотивации учебной деятельности каждого обучающегося на основе благополучного развития психического и психосоматического здоровья современных детей; успешной адаптации школьников в образовательном пространстве, овладения навыками позитивного поведения, конструктивного общения.
Учебно - тематическое планирование занятий
5 класс
Раздел
Темы занятий
Количество
Примечание часов
Блок 1
Входная диагностика познавательных
4
процессов
1.
Исследование восприятия 1 пространства, времени, цвета, формы.
(Упр. «Поиск по признакам», «Назови такой же»)
2. Исследование устойчивости внимания. 1
(Методика «Знаковый тест»)
3.Исследование зрительной, слуховой,
1 логической памяти. (Методика «Запомни слова», «Запомни числа»).
4. Исследование словесно – логического, 1 наглядно – действенного мышления.
(Методика «Четвертый лишний», «Найди лишнее слово»).
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика
17
познавательных процессов.
Коррекция
1.
Восприятие пространства. 2 развитие и Формирование пространственных диагностика представлений.
(Упр.
«Развиваем восприятия глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка»,
«Определи размерна ощупь»).
2.
Развитие восприятия времени. (Упр. 1
«Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание скороговорок).
3. . Развитие восприятия формы и цвета,
1 величины и веса. (Упр. «Какой цвет пропал?», «Построй башню», методики
«Вес предмета», «Кто больше весит?»)
4. Диагностика развития восприятия.
1
Коррекция,
1. Развитие устойчивости внимания. 1 развитие и (Упр. «Найди 5 отличий», «Исключение диагностика лишнего») внимания
2.
Развитие умения распределять 1 внимание. (Упр. «Корректурная проба»,
«Графический диктант»)
3. Развитие концентрации и устойчивости 1 внимания. (Упр. «В магазине зеркал»,
«Исключение лишнего»,
«Найди отличие»)
4. Развитие произвольного внимания. 1
(упр. «Лото», «Найди двух одинаковых животных»,
«Воспроизведение геометрических фигур»).
5. Диагностика развития внимания.
1
Коррекция,
1. Развитие зрительной памяти. (Упр. 1 развитие и «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», диагностика «Разрезанная картинка») памяти.
2. Развитие слуховой памяти.
(Упр. 1
«Маленький рассказ», «Стихи и образы»,
«Назови идею», «Учимся запоминать надолго»)
3. Диагностика развития памяти.
1
Коррекция,
1. Развитие словесно – логического 3 развитие и мышления: диагностика
Развитие умения узнавать мышления. предметы по заданным признакам;
Формирование способности выделять существенные признаки предметов;
Развитие умений классифицировать;
Развитие умений выбирать основание для классификации.
2. Диагностика развития мышления.
1
Блок 3.
Диагностика моторной деятельности.
2
1.
Исследование развития движений 1 пальцев и рук, пластичности.
1. Оценка способности отображать 1 эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр.
«Радость», «Печаль»)
Блок 4.
Коррекция, развитие и диагностика
6
моторной деятельности.
Развитие
1. Расслабление с фиксацией на дыхание. 1 сенсорной
Дыхательная гимнастика. моторики
2.
Расслабление по контрасту с 1 напряжением. (Упр. «Расслабление и напряжение»)
Развитие
1.
Развитие пластичности и 1 мелкой выразительности движений пальцев рук. моторики
(Методика «Теневой театр», «Составь и вырежи»).
2.
Развитие тонких тактильных 1 ощущений. (Упр. «Кусочки ткани»,
«Узнай предмет на ощупь»).
Развитие
1.
Отображение эмоциональных 1
крупной состояний с помощью мимики, жестов, моторики. прикосновений, движений тела. (Упр.
Диагностика. «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз.)
2. Диагностика моторной деятельности.
1
Блок 5
Заключительная диагностика.
5
1. Диагностика восприятия.
1 2. Диагностика внимания.
1 3. Диагностика памяти.
1 4. Диагностика мышления.
1 5.Анализ диагностических материалов, самооценка.
1
Итого
35
6 класс
Раздел
Темы занятий
Количество
Примечание часов
Блок 1.
Входная
диагностика 9
познавательных процессов.
Диагностика
1.
Исследование зрительного и 1 развития слухового восприятия
(Методика восприятия
«Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2)
2. Оценка восприятия пространства и 1 времени (Методики «Далеко - близко»,
«Слева – справа», уровень сложности 2)
Диагностика
1.
Исследование концентрации, 1 развития устойчивости, объема и переключения внимания внимания.
(Корректурная проба
Бурдона, уровень сложности 2)
2.
Исследование переключения, 1 распределения внимания. (Методики
«Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2)
Диагностика
1. Оценка зрительной и слуховой 1 развития памяти. (Методика «Узнавание фигур»,
Диагностика. «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз.)
2. Диагностика моторной деятельности.
1
Блок 5
Заключительная диагностика.
5
1. Диагностика восприятия.
1 2. Диагностика внимания.
1 3. Диагностика памяти.
1 4. Диагностика мышления.
1 5.Анализ диагностических материалов, самооценка.
1
Итого
35
6 класс
Раздел
Темы занятий
Количество
Примечание часов
Блок 1.
Входная
диагностика 9
познавательных процессов.
Диагностика
1.
Исследование зрительного и 1 развития слухового восприятия
(Методика восприятия
«Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2)
2. Оценка восприятия пространства и 1 времени (Методики «Далеко - близко»,
«Слева – справа», уровень сложности 2)
Диагностика
1.
Исследование концентрации, 1 развития устойчивости, объема и переключения внимания внимания.
(Корректурная проба
Бурдона, уровень сложности 2)
2.
Исследование переключения, 1 распределения внимания. (Методики
«Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2)
Диагностика
1. Оценка зрительной и слуховой 1 развития памяти. (Методика «Узнавание фигур»,
памяти
«Запомни фигуры», «Заучивание
10 слов Лурия», уровень сложности 2)
2. Диагностика смысловой памяти. 1
(Воспроизведение рассказа, методика
«Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти»)
Диагностика
1.
Диагностика наглядно
– 1 развития действенного, наглядно – образного мышления мышления. (Методики
«Разрезные картинки»,
«Цветные матрицы»,
«Почини коврик», уровень сложности
2)
2. Исследование словесно – логического 1 мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего»,
«четвертый лишний», уровень сложности 2 ).
3. Диагностика учебно
– логических 1 умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»).
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика 19
познавательных процессов.
Коррекция,
1. Коррекция и развитие восприятия 2 развитие и пространства.
(Программа по диагностика коррекции пространственной восприятия. ориентации).
2. Коррекция и развитие способности к
1 целостному восприятию формы предметов.
(Методика
«Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур»)
3. Коррекция и развитие восприятия 1 времени. (Игры «Времена года»,
«Быстро - долго», «Кто старше?»)
4. Диагностика развития восприятия.
1
Коррекция,
1. Коррекция и развитие концентрации
2 развитие и и устойчивости внимания. Методики диагностика
«Корректурная проба
(буквенный внимания. вариант)»; «Перепутанные линии»,
«Счет по 1, 3, 10, 20»)
2. Коррекция и развитие концентрации
1 слухового внимания.
(Методики
«Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет»)
«Запомни фигуры», «Заучивание
10 слов Лурия», уровень сложности 2)
2. Диагностика смысловой памяти. 1
(Воспроизведение рассказа, методика
«Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти»)
Диагностика
1.
Диагностика наглядно
– 1 развития действенного, наглядно – образного мышления мышления. (Методики
«Разрезные картинки»,
«Цветные матрицы»,
«Почини коврик», уровень сложности
2)
2. Исследование словесно – логического 1 мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего»,
«четвертый лишний», уровень сложности 2 ).
3. Диагностика учебно
– логических 1 умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»).
Блок 2
Коррекция, развитие и диагностика 19
познавательных процессов.
Коррекция,
1. Коррекция и развитие восприятия 2 развитие и пространства.
(Программа по диагностика коррекции пространственной восприятия. ориентации).
2. Коррекция и развитие способности к
1 целостному восприятию формы предметов.
(Методика
«Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур»)
3. Коррекция и развитие восприятия 1 времени. (Игры «Времена года»,
«Быстро - долго», «Кто старше?»)
4. Диагностика развития восприятия.
1
Коррекция,
1. Коррекция и развитие концентрации
2 развитие и и устойчивости внимания. Методики диагностика
«Корректурная проба
(буквенный внимания. вариант)»; «Перепутанные линии»,
«Счет по 1, 3, 10, 20»)
2. Коррекция и развитие концентрации
1 слухового внимания.
(Методики
«Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет»)