Файл: Урок 55. Эмпатия. Раздел Дизайн мышления фио педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок №55. Эмпатия.


Раздел:

Дизайн мышления

ФИО педагога




Дата:




Класс:

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Эмпатия.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

10.4.2.1 уметь определять группы пользователей, которых затронет проект, прямо или косвенно;

10.4.2.2 понимать принципы эмпатии и умеет применять их на практике;

10.4.2.3 уметь составлять интервью и правильно организовывать последовательность вопросов

Цели урока

• Рассказать о том, как определять группы пользователей, которых затронет проект, прямо или косвенно;

• Ознакомить с принципами эмпатии и научить их применять на практике;

      Ход урока

  Этап урока/ Время

Действия педагога и ученика

Ресурсы

Этап 1. Организационно-мотивационный:

Начало урока

  1. мин.




Учитель настраивает учащихся на учебную деятельность и на получение новых знаний, а также

создает условия для мотивации в учебном процессе.

Упражнение «ПУТАНИЦА»

Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее ведущий предлагает участникам «распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые — спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания— доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.

Определение цели и темы урока

Учебник для 10 класса. 1-часть Основы предпринимательства и бизнеса: /Е. С. Дуйсенханов, С. А. Щеглов, Д. Ханин, А. А. Сейтенова. – Алматы: «Көкжиек-Горизонт», 2019 г.- 1часть - 144 с.

Этап 2. Теоретическо-практический:


Середина урока
25 минут

Учитель знакомит с первым этапом дизайн-мышления - эмпатией.

Эмпатия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — это способность осознанно сопереживать состоянию (понять ощущения) другого человека.

Существуют инструменты, позволяющие слушать нашего клиента и наблюдать за ним:

• «Карта стейкхолдеров»;

• «Экстремальный пользователь»;

• «Карта «Что? Как? Почему?»;

• «Экспресс-интервью»;

• «Глубинное интервью»;

• «Пять «почему»;

• «Скрытое наблюдение»;

• «Один день из жизни пользователя».

Здесь мы уже просим наши разбившиеся на группы по 5 человек команды рассматривать карту стейкхолдеров исключительно на своих проектах, которые определили на прошлом занятии. Если Вы этого не сделали, то посвятите некоторое время с начала урока на это. Каждая группа должна зарисовывать, записывать всё, что делает, на своих флипчартах, которыми они постепенно должны обвешивать своё рабочее пространство. Роль играет именно наличие перед глазами всей полученной в ходе исследований информации.

Учитель должен предупредить детей, что для процесса обучения им потребуются следующие материалы в течение всей четверти (на разных этапах разная вариация):

- флипчарт-листы или куски ватмана;

- доска или стена, рамки или другие конструкции (для расклеивания);

- малярный (бумажный) скотч;

- стикеры разных цветов (кусочки бумаг для заметок с клейкой полосой);

- маркеры для рисунков и записей на бумаге;

- фотоаппарат (можно заменить другими устройствами с данной функцией);

- видеокамерой (можно заменить другими устройствами с данной функцией);

- диктофон (можно заменить другими устройствами с данной функцией);

- карандаши, ручки;

- блокнот для записей.

Метод «Экстремальный пользователь».

Данный метод позволяет быстрее выявить проблемные зоны изучаемого вопроса. Суть заключается в том, что мы находим людей, которые отличаются от «среднего» пользователя.

В зависимости от продукта/услуги их отличия могут быть:

• в возрасте (дети/пожилые);

• в физических особенностях (люди с ограниченными возможностями, дальтоники, маломобильные группы и пр.);

• в культурном опыте (иностранцы, национальности и пр.);

• в составе семьи (одинокие люди/члены большой семьи);

• в других аспектах (в зависимости от изучаемой проблемы).

Далее, мы разбираем понятие экстремальных пользователей на кейсе Неwlеtt-Раскаrd и IDЕО. На вопрос после кейса: «Если устройство само по себе не стало лучшим электронным изобретением в истории, какое влияние изучение экстремальных пользователей оказало на жизнь Африки в рамках данного проекта? Что улучшилось?», — должны последовать ответы о том, что благодаря этому устройству начало развиваться микрофинансирование в Африке и, соответственно, это ускорило и облегчило товаро-денежные обменные операции и дало толчок развитию в экономике Африки частному предпринимательству.

После этого следует задание провести собственное исследование экстремальных пользователей. Ваша задача — организовать творческий процесс, в котором они могли бы поработать. Если это необходимо, дайте им свободу действий на какое-то время: выйти на улицу, сходить в соседнее заведение или позвонить, с целью опросить реальных людей, которые, по их мнению, входят в категорию экстремальных пользователей.

Дайте понять ученикам, в каких рамках и на какой период им даётся возможность работать самостоятельно. Добивайтесь реального участия в проекте всех участников в группах, расскажите о возможности разделения ролей или направлений поиска (одни — на телефоне, другие — на улицу).

Работа с упражнениями по учебнику.

Задание 1

Прочитайте отрывок из интервью с Марией Сташенко, экспертом в области Design Thinking (дизайн-мышления), основателем Wonderfull. Какая информация из этого отрывка показалась вам полезной?

Источник: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2017/08/16/mariya-stashenko-osnovatel-wonderfull-ya-lyublyu-dizajn-myshlenie-potomu-chto-etot-metod-pro-lyudej/

Задание 2

Сейчас мы научимся работать инструментом «Карта стейкхолдеров». Предлагаем выполнять все шаги на примере своих групповых проектов. На выполнение каждого шага в рамках обучения даётся 2-4 минуты, в рамках реальной разработки это время может быть больше:

1) Вооружитесь большим листом бумаги (флипчарт), маркерами (фломастерами), стикерами (клейкие листы бумаги для заметок).

2) Сначала записываем всех известных нам стейкхолдеров на стикеры по принципу «один стейкхолдер — на один стикер». В ходе работы вы будете приходить к мнению, что у вас есть ещё заинтересованные лица, которых вы забыли указать, их вы можете дописывать на отдельные стикеры и дополнять свою коллекцию стейкхолдеров.

3) Нарисуйте концентрические круги (пусть их будет 3 или 4) так, чтобы в центре, а также на орбитах можно было размещать стикеры. И первым в центре круга разместите того человека, чью проблему вы решаете, например, клиента (в случае нашего примера — клиента пекарни).

4) Всех стейкхолдеров на стикерах необходимо распределить по группам (если есть схожие параметры между ними) и определить удалённость каждого от центра в зависимости от степени их заинтересованности или влияния на проект. В примере с пекарней это могут быть продавец, пекарь, жители ближайшего района, акимат района, школа рядом, соседние магазины, работники и служащие из административных зданий рядом, поставщики сырья и оборудования, арендодатели и т. д.

5) Под каждым стейкхолдером нужно прописать присущие ему характеристики (например, жители ближайшего района — родители и жители ближайшего района — дети, магазины- конкуренты и магазины, которые перепродают нашу продукцию, и т. д.).

6) Отношение к проекту. На примере соседних магазинов можно сказать, что есть те, кто конкурирует с нами и не желает нашего развития, а есть те, которые перепродают нашу продукцию и, наоборот, желают нашего расширения. На примере работников — есть те, кто не пользуется нашим товаром и относится к нам безразлично, а есть те, кто периодически приходит и что-то покупает, и т. д.

7) Укажите самую яркую сторону стейкхолдера в рамках нашей задачи. Например, акимат выражает готовность помогать нам организационно и информационно взамен на наши публичные положительные отзывы как представителей малого бизнеса о политике поддержки местного акимата. Или, например, местные жители престарелого возраста постоянно возмущаются шумом работы пекарни.

8) Продумайте, какова степень влияния на проект и на клиента со стороны каждого из них. Например, жители ближних домов престарелого возраста оказывают большое влияние и проявляют высокую общественную активность в глазах местной исполнительной власти.

9) Обведите маркером группу стейкхолдеров, которая с точки зрения вовлечённости и влияния на проект для вас представляет бóльший интерес.

10) Опишите состояние взаимосвязей с обведёнными стейкхолдерами на сегодняшний день и сделайте акценты, с кем из них необходимо провести интервью для лучшего понимания изучаемой вами проблемы.

Задание 3

Ответьте на вопрос прочитав Бизнес-кейс «Самые экстремальные пользователи»: «Если устройство само по себе не стало лучшим электронным изобретением в истории, какое влияние изучение «экстремальных пользователей» оказало на жизнь Африки в рамках данного проекта? Что улучшилось?».

Учитель вместе с учениками разбирают бизнес-кейс «Самые экстремальные пользователи»


Методическое пособие: Основы предпринимательства и бизнеса 10-класс/ Е. С. Дуйсенханов, С. А. Щеглов, А. А. Сейтенова.- Алматы: «Көкжиек-Горизонт», 2019 г. – 108 с.

Учебник, интерактивная доска


Презентация

урока

Учебник «Основы предпринимательства и бизнеса» Е.С. Дуйсеханов, С.А. Щеглов, Д.Ханин, А.А. Сейтенова

Источник: https://ur-consul.ru/Bibli/Dizayin-myshlyeniye-ot-razrabotki-novykh-produktov-do-proyektirovaniya-biznyes-modyelyeyi.html

Мария Сташенко: Школьный рюкзак будущего. https://youtu.be/hfJf6OjJyAU


Этап 3. Рефлексивно-завершающий:

Конец урока

10 мин

В конце урока ученики выполняют 4 задание:

На примере групповых проектов проведите следующую работу:

1. Сформулируйте чётко проблему, которую вы хотите изучить.

2. Укажите, что именно вы хотите узнать из общения с «экстремальным пользователем» (перечислите и укажите на флипчарте).

3. Определите круг потенциальных пользователей. Какие группы могут быть обычными пользователями, а какие — «экстремальными»? Выбор зависит от исследовательского вопроса. Например, при важности вопросов, связанных с компьютерными играми, «экстремалами» могут быть пожилые люди.

4. Проведите поиск «экстремалов» (7-9 человек). Можно использовать «сарафанное радио» (Ұзын Құлақ). Не говорите им, что они являются «экстремальными пользователями», это может исказить результаты. Сформулируйте задачу по-другому, например: «Нужны люди, которые ни разу не посетили ни одну пекарню за последние 6 месяцев».

5. Проведите глубинные интервью, вовлекаясь в процесс. Можно смоделировать ситуацию, где у пользователя будет возможность попробовать использовать ваш продукт и вслух прокомментировать свои ощущения: что ему нравится, что вызывает затруднения, неожиданности и пр.

6. Проанализируйте результаты. Сравните, во первых, ответы всех «экстремальных пользователей», которые приняли участие в интервью. Посмотрите, какие у них были эмоции: что их больше всего порадовало, а что вызвало недовольство. Во-вторых, сравните их ответы с ответами «среднестатистических пользователей».

7. Выявите новую информацию, которую вы получили, и запишите ее на флипчарте.

Учебник
Материалы (видеоуроки) образовательной онлайн-платформы Atameken Akademy (atameken.co).

Рефлексия

Если останется время, учитель проводит обсуждение, даёт обратную связь


Рефлексия

«Чемодан, мясорубка, корзина»



Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем

Мясорубка - информацию переработаю

Корзина – все выброшу

Выбери как поступить с информацией, полученной на уроке




Оценивание

На уроке организовать самооценивание и взаимооценивание. Для учеников можно провести формативное оценивание с выполнением заданий на платформе onlinemektep.org.