ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б). Представители этих профессий трудятся в условиях, благоприятных для организма: нормальные физические нагрузки, оптимальный микроклимат (давление, температура, освещенность), отсутствие шума, запыленности, вибраций и пр.
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О). При работе по профессиям данной группы на организм временно влияют неблагоприятные умеренные или непостоянные производственные факторы (низкая или высокая температура, повышенная влажность).
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в космосе, горячих цехах с неизбежными вредными производственными процессами (Н). На организм работников этой группы профессий постоянно влияют неблагоприятные производственные факторы (замкнутое или ограниченное пространство, перепады давления, влажности и температуры, повышенная запыленность, шум и вибрация и пр.).
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, большие общественные, материальные ценности (М). Профессии этой группы требуют от людей развитых гражданских качеств (нравственная позиция, социальная активность и чувство ответственности, доброжелательное отношение к окружающим, положительная направленность к деятельности).
Схема «Профессии и специальности (предметы труда, примеры профессий и специальностей)» (рис. 5)
Важным вопросом для профориентации является раскрытие понятий «профессия», и «специальность» по предметам труда и назначению деятельности в основных сферах общественного производства.
Профессия — это группа родственных специальностей. В переводе с латинского данный термин означает «официально указанное занятие», «объявляю своим делом». Например, профессии: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще токаря, учителя или врача, а есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал. Нет учителя вообще, а есть учитель русского языка, учитель математики, учитель физики, учитель технологии и т.д., относимые к группе «педагогическая профессия». То же самое надо сказать относительно «профессии врача»: терапевт, стоматолог, хирург, окулист, невропатолог и др.
Специальность — это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для . определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-конструктор, инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, врач-кардиолог, врач-хирург, учитель биологии, учитель физики, учитель истории и т.д.) и приобретенных путем соответствующей подготовки и опыта работы.
Схема «Условия оптимального выбора профессий» (рис. 6) строится на основе четырех модальностей: «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть». «Хочу» — изучение направленности личности, ее стремлений. Конкретно это проявляется в мотивах, интересах, склонностях и профессиональных намерениях. «Могу» — изучение способностей и здоровья. Функциональность «Надо» указывает на требования рынка труда к профессиям, потребность в кадрах. Если заниматься каким-либо делом, на которое нет спроса на рынке труда, то прилагаемые усилия теряют всякий смысл. «Есть» — изучение характерологической совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самооценке поведения, отношении к окружающей действительности и труду. Эти условия определяют программу изучения личности и являются ориентиром для формирования профессионального самоопределения.
Опорные схемы следует использовать на занятиях по технологии, а также в качестве источника самостоятельного приобретения учащимися знаний профориентацион- ного характера.
Инструкция к тесту
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б.Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б.Следить за состоянием, развитием растений |
4а.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б.Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а.Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а.Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а.Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б.Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
156.Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) | 15а.Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а.Делать лабораторные анализы в больнице | 16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б.Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а.Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б.Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту:
Типы профессий | Номера вопросов |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Интерпретация результатов теста
Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
-«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
-«человек–техника» – все технические профессии;
-«человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
-«человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
-«человек–художественный образ» – все творческие специальности.