Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 521

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полномочия муниципальных органов делятся на:

– обязательные;

– необязательные.

К обязательным относятся полномочия по вопросам, которым придается общегосударственное значение. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в порядке дороги, обеспечивать санитарное состояние населенных пунктов, противопожарную службу, содержать школы.

Необязательными являются полномочия, реализуемые по собственному усмотрению муниципальных властей. В их число входит осуществление различных видов обслуживания населения: создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий, жилищное строительство, организация муниципального транспорта, газо– и электроснабжения, муниципальных больниц, библиотек, театров.

Основными методами муниципальной деятельности являются:

1) регулирование;

2) контроль;

3) непосредственное управление муниципальным имуществом, предприятиями и учреждениями.

Регулирующая и контрольная деятельность муниципальных властей в области местного хозяйства и обслуживания населения в основном состоит в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, бытовых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными напитками, занятия различными промыслами и т. п., в установлении правил торговли, застройки, благоустройства, в планировке застройки населенных пунктов, в наблюдении за соблюдением природоохранительного законодательства.

В области охраны порядка к ведению муниципальных органов относятся установление правил поведения в общественных местах, противопожарный и санитарный надзор.

Под непосредственным управлением муниципальных органов находятся составляющие муниципальную собственность предприятия, а также школы, муниципальные библиотеки, парки, благотворительные учреждения.


28. Конституционные основы судебной организации


Суд является носителем особой ветви государственной власти – судебной.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, трудовые споры, споры политического характера).

Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т. е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, по жалобе одной из сторон, в некоторых странах – протесту прокурора вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии.

Судебная власть принадлежит судебной коллегии. Коллегия может состоять из профессиональных судей, из одного или нескольких судей и присяжных заседателей. Народные заседатели имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основаниях большинством голосов. Присяжные, за редчайшими исключениями, участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Меру же наказания определяет судья.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами – юридическими и физическими лицами, – в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии).

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т. д.

Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения.

Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. В некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь, некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например дела об алиментах, трудовые споры.



Длительность судебного процесса. Иногда решение дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти.

Принципы осуществления правосудия:

– осуществление правосудия только судом;

– независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения;

– свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности;

– коллективное отправление правосудия;

– ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства;

– гласность, т. е. открытый, публичный суд;

– возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации;

– ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.


29. Принципы правосудия


Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности в ходе процесса.

К числу общих конституционных принципов относятся:

– осуществление правосудия только судом. Другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия;

– независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения;

– свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск;


– коллективное отправление правосудия;

– ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства;

– гласность – открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон;

– возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации);

– ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса – гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, государственное, принуждение проявляется особенно жестко.

К числу гарантий правосудия относятся:

– право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о виновности или невиновности;

– право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста;

– право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях;

– презумпция невиновности (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда);

– запрет двойного наказания (никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление);

– при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

– закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.



30. Конституционный статус судей


К судье предъявляются высокие требования, что связано с предоставленными ему полномочиями, в том числе по решению судеб людей. Судья должен отвечать профессиональным требованиям (высшее юридическое образование и, как правило, определенный стаж работы на других юридических должностях), обладать высокими моральными качествами (не только отсутствие судимости, но и незапятнанная репутация), иметь определенный жизненный опыт (обычно в законе предусматривается повышенный возраст для занятия должности судьи).

Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. Суды формируются различными способами. Во многих штатах США судьи избираются гражданами. В странах тоталитарного социализма судьи низших судов также избираются гражданами или представительными органами, а вышестоящих – представительными органами (например, областные суды – областными советами, обычно на пять лет). Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста, либо на определенный срок. Судьи могут быть досрочно смещены с должности за совершение преступлений, за недостойное, порочащее поведение.

Важнейшим элементом статуса судей является принцип несменяемости. Это означает, что судья не может быть смещен с должности досрочно, до наступления установленного законом предельного возраста, за исключением случаев, когда он совершил преступление или недостойно вел себя (принцип: судья остается в должности, пока хорошо себя ведет), мо может уйти в отставку по собственному желанию. Смещение судьи с должности может быть осуществлено только органами судейского самоуправления, они же принимают решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи (в тоталитарных странах такие органы обычно не создаются). Несменяемость означает также, что смена партии у власти не влияет на положение судей. В странах тоталитарного социализма судьи, как и депутаты, могут быть досрочно отозваны избирателями, их избравшими, или соответствующими представительными органами.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Признаются принципы их деполитизации и департизации. Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи.