Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 520
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства.
На совместных заседаниях решается вопрос о наследовании Короны, о лишении наследства лица, вступившего в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов, об установлении регентства в случае отсутствия лица, могущего его осуществлять, путем назначения одного, трех или пяти человек, о назначении опекуна несовершеннолетнего Короля, если его не назначил покойный Король или отсутствует опекун по закону.
На совместном заседании палат Кортесы дают разрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам, военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности, договоры и соглашения, содержащие обязательства для государственных финансов.
Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актах государства. Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о привлечении председателя правительства и других его членов к ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнении своих функций, против безопасности государства.
Правительство руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных чиновников. Правительство обладает законодательной инициативой; проекты законов должны быть одобрены Советом министров. В состав правительства помимо министров входят государственные секретари, имеющие ранг заместителей государственных секретарей. Председатель правительства осуществляет официальное представительство, руководит деятельностью правительства и координирует деятельность всех его членов.
Правительство Испании формируется на парламентской основе. После каждых проведенных в соответствии с законом выборов в Конгресс депутатов, а также в предусмотренных Конституцией случаях смены Правительства, Король после предварительных консультаций с представителями политических партий, представленных в парламенте, предлагает через председателя Конгресса депутатов кандидата на пост председателя Правительства.
Важным правительственным органом, осуществляющим консультативные функции, является Государственный совет. Государственный совет является организационно и функционально автономным органом при Правительстве.
Конституционный суд осуществляет конституционный контроль.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд. Судами более низкого уровня являются – Национальный высокий суд, ниже следуют провинциальные суды, еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды.
Территориально Испания разделена на муниципалитеты, провинции и автономные сообщества.
Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие единую историческую область. Возможно образование нескольких видов автономии; их отличие друг от друга состоит в объеме предоставляемой им компетенции. Каждое сообщество имеет свой статут, принимаемый парламентом страны путем издания органического закона.
Каждое автономное сообщество имеет законодательное собрание, члены которого должны избираться всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства участвующих в них политических партий. Собрания осуществляют контрольные полномочияза деятельностью исполнительной власти, принадлежащей правительственному совету и его председателю. Эти органы избираются законодательным собранием и назначаются Королем. Функции председателя состоят в руководстве деятельностью правительства, в представительстве сообщества. Автономные сообщества пользуются финансовой автономией; они обладают собственными источниками доходов.
Автономные области имеют свои органы власти и управления: представительный орган населения области – парламент. Парламент – однопалатное учреждение, образуемое на основе всеобщих выборов на принципах пропорционального представительства, обладающее законодательной властью в пределах своей компетенции. Избирательным округом при выборах в парламент автономии является провинция.
Основные функции парламента заключаются в обсуждении законопроектов и принятии автономных законов по основным направлениям социальной, экономической и культурной жизни автономии. Конституция Испании закрепляет право парламента передать в Конгресс депутатов предложение закона, направляя своих представителей для защиты такого законопроекта. Значительны полномочия парламента и в финансовой области: обсуждение и принятие бюджета области, вносимого на обсуждение парламента правительством области. Он обладает также правом устанавливать областные налоги, сборы, тарифы и другие виды платежей, осуществлять эмиссию ценных бумаг. В функции парламента входит и назначение или избрание главы правительства автономной области.
Наиболее распространена ограниченная автономия, охватывающая организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ муниципалитетов, находящихся на соответствующей территории, и определение функций муниципалитетов, регулирование планирования территории и другие сферы.
Полная автономия включает больший круг вопросов по сравнению с ограниченной – все вопросы, специально не закрепленные конституцией за государством. В настоящее время полной автономией обладают Каталония, Страна басков, Галисия и Андалузия. По решению Генеральных кортесов возможно образование и специальной автономии. Таким образованием путем издания органического закона передаются некоторые полномочия самого государства. Специальной автономией пользуется Страна басков, Наварра, Канарские острова и города Сеута и Мелилья.
Государство имеет большие возможности для вмешательства в деятельность автономных сообществ экономическими методами. Оно следит за экономическим равновесием различных частей испанской территории, может планировать экономическую деятельность на территории страны в целях «удовлетворения коллективных потребностей», выравнивания и гармонизации регионального и секторального развития и в этих целях вырабатывать планы, содержащие предложения автономных сообществ.
Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в 1982 г.
Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в четыре главы.
Ее характерные черты.
1. Это Конституция социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Марксизм-ленинизм и маоизм являются официальной идеологией КНР.
2. Декларируется принадлежность власти народу, а КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа.
3. Конституционно-правовое закрепление ведущего положения в политической системе правящей партии – Коммунистической (КПК). Она объявлена «руководящей и направляющей силой китайского общества».
4. Установление особого места в экономической системе и привилегированного режима для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя. В то же время допускаются другие формы собственности, включая частную, если они служат целям социалистического строительства.
5. На современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально-экономических реформ, обозначаемых в КНР как Политика социалистической модернизации. Появились конституционные положения о задаче строительства социалистической рыночной экономики и социалистического правового государства.
6. Конституция установила унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, так как КНР – многонациональное государство, хотя преобладают этнические китайцы (хань).
7. Конституция исходит из социалистической системы прав и обязанностей гражданина. Законодатель закрепил в целом небольшую номенклатуру основных прав и свобод с акцентом на социально-экономические права. Однако провозглашенное право на труд фактически не гарантировано государством и в стране существует безработица. С большими ограничениями действует право на образование. Отсутствует единое право на социальное обеспечение в старости в общегосударственном масштабе.
Установлено большое число обязанностей: защищать единство КНР и сплоченность всех национальностей; защищать Родину и отражать агрессию; хранить государственную тайну; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок. Существует уникальная конституционная обязанность (требование), обращённое к семьям – осуществлять плановое деторождение. Она неуклонно воплощается в жизнь в связи с официально проводимой государством демографической политикой.
Вся полнота государственной власти принадлежит собраниям народных представителей.
Конституция может быть изменена по предложению Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей или 1/5 депутатов ВСНП. Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 всего состава ВСНП. Каких-либо «укрепленных» статей, не подлежащих изменению или требующих более сложной процедуры для изменения, в Конституции не содержится.
Поправки в Конституцию 1982 г. вносились несколько раз: в 1988 г. в ст. 10 и 11 (они легализовали частное хозяйство и аренду земли, хотя фактически это было сделано раньше по указаниям ЦК КПК и актам правительства), в 1993 г. в связи с курсом на «социализм в модернизированном виде», «социалистическую рыночную экономику», в 1999 г., когда частные предприятия охарактеризованы как важный компонент социалистической рыночной экономики, а не простое дополнение к ней.
На совместных заседаниях решается вопрос о наследовании Короны, о лишении наследства лица, вступившего в брак, несмотря на запрет Короля и Генеральных кортесов, об установлении регентства в случае отсутствия лица, могущего его осуществлять, путем назначения одного, трех или пяти человек, о назначении опекуна несовершеннолетнего Короля, если его не назначил покойный Король или отсутствует опекун по закону.
На совместном заседании палат Кортесы дают разрешение ратифицировать международные договоры по политическим вопросам, военного характера, затрагивающие территориальную целостность государства или основные права и обязанности, договоры и соглашения, содержащие обязательства для государственных финансов.
Генеральные кортесы участвуют в международно-правовых актах государства. Судебные полномочия Генеральных кортесов состоят в принятии решения о привлечении председателя правительства и других его членов к ответственности за измену или иные преступления, совершенные ими при исполнении своих функций, против безопасности государства.
Правительство руководит внутренней и внешней политикой страны, исполняет законы, издает в этих целях различные административные акты, назначает гражданских и военных чиновников. Правительство обладает законодательной инициативой; проекты законов должны быть одобрены Советом министров. В состав правительства помимо министров входят государственные секретари, имеющие ранг заместителей государственных секретарей. Председатель правительства осуществляет официальное представительство, руководит деятельностью правительства и координирует деятельность всех его членов.
Правительство Испании формируется на парламентской основе. После каждых проведенных в соответствии с законом выборов в Конгресс депутатов, а также в предусмотренных Конституцией случаях смены Правительства, Король после предварительных консультаций с представителями политических партий, представленных в парламенте, предлагает через председателя Конгресса депутатов кандидата на пост председателя Правительства.
Важным правительственным органом, осуществляющим консультативные функции, является Государственный совет. Государственный совет является организационно и функционально автономным органом при Правительстве.
Конституционный суд осуществляет конституционный контроль.
На вершине судебной иерархии находится Верховный суд. Судами более низкого уровня являются – Национальный высокий суд, ниже следуют провинциальные суды, еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды.
64. Региональная автономия
Территориально Испания разделена на муниципалитеты, провинции и автономные сообщества.
Образовывать автономные сообщества могут граничащие друг с другом провинции, имеющие общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островные территории и провинции, представляющие единую историческую область. Возможно образование нескольких видов автономии; их отличие друг от друга состоит в объеме предоставляемой им компетенции. Каждое сообщество имеет свой статут, принимаемый парламентом страны путем издания органического закона.
Каждое автономное сообщество имеет законодательное собрание, члены которого должны избираться всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства участвующих в них политических партий. Собрания осуществляют контрольные полномочияза деятельностью исполнительной власти, принадлежащей правительственному совету и его председателю. Эти органы избираются законодательным собранием и назначаются Королем. Функции председателя состоят в руководстве деятельностью правительства, в представительстве сообщества. Автономные сообщества пользуются финансовой автономией; они обладают собственными источниками доходов.
Автономные области имеют свои органы власти и управления: представительный орган населения области – парламент. Парламент – однопалатное учреждение, образуемое на основе всеобщих выборов на принципах пропорционального представительства, обладающее законодательной властью в пределах своей компетенции. Избирательным округом при выборах в парламент автономии является провинция.
Основные функции парламента заключаются в обсуждении законопроектов и принятии автономных законов по основным направлениям социальной, экономической и культурной жизни автономии. Конституция Испании закрепляет право парламента передать в Конгресс депутатов предложение закона, направляя своих представителей для защиты такого законопроекта. Значительны полномочия парламента и в финансовой области: обсуждение и принятие бюджета области, вносимого на обсуждение парламента правительством области. Он обладает также правом устанавливать областные налоги, сборы, тарифы и другие виды платежей, осуществлять эмиссию ценных бумаг. В функции парламента входит и назначение или избрание главы правительства автономной области.
Наиболее распространена ограниченная автономия, охватывающая организацию собственных институтов самоуправления, изменение границ муниципалитетов, находящихся на соответствующей территории, и определение функций муниципалитетов, регулирование планирования территории и другие сферы.
Полная автономия включает больший круг вопросов по сравнению с ограниченной – все вопросы, специально не закрепленные конституцией за государством. В настоящее время полной автономией обладают Каталония, Страна басков, Галисия и Андалузия. По решению Генеральных кортесов возможно образование и специальной автономии. Таким образованием путем издания органического закона передаются некоторые полномочия самого государства. Специальной автономией пользуется Страна басков, Наварра, Канарские острова и города Сеута и Мелилья.
Государство имеет большие возможности для вмешательства в деятельность автономных сообществ экономическими методами. Оно следит за экономическим равновесием различных частей испанской территории, может планировать экономическую деятельность на территории страны в целях «удовлетворения коллективных потребностей», выравнивания и гармонизации регионального и секторального развития и в этих целях вырабатывать планы, содержащие предложения автономных сообществ.
65. Конституция КНР
Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в 1982 г.
Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в четыре главы.
Ее характерные черты.
1. Это Конституция социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Марксизм-ленинизм и маоизм являются официальной идеологией КНР.
2. Декларируется принадлежность власти народу, а КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа.
3. Конституционно-правовое закрепление ведущего положения в политической системе правящей партии – Коммунистической (КПК). Она объявлена «руководящей и направляющей силой китайского общества».
4. Установление особого места в экономической системе и привилегированного режима для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя. В то же время допускаются другие формы собственности, включая частную, если они служат целям социалистического строительства.
5. На современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально-экономических реформ, обозначаемых в КНР как Политика социалистической модернизации. Появились конституционные положения о задаче строительства социалистической рыночной экономики и социалистического правового государства.
6. Конституция установила унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, так как КНР – многонациональное государство, хотя преобладают этнические китайцы (хань).
7. Конституция исходит из социалистической системы прав и обязанностей гражданина. Законодатель закрепил в целом небольшую номенклатуру основных прав и свобод с акцентом на социально-экономические права. Однако провозглашенное право на труд фактически не гарантировано государством и в стране существует безработица. С большими ограничениями действует право на образование. Отсутствует единое право на социальное обеспечение в старости в общегосударственном масштабе.
Установлено большое число обязанностей: защищать единство КНР и сплоченность всех национальностей; защищать Родину и отражать агрессию; хранить государственную тайну; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок. Существует уникальная конституционная обязанность (требование), обращённое к семьям – осуществлять плановое деторождение. Она неуклонно воплощается в жизнь в связи с официально проводимой государством демографической политикой.
Вся полнота государственной власти принадлежит собраниям народных представителей.
Конституция может быть изменена по предложению Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей или 1/5 депутатов ВСНП. Изменения и дополнения должны быть приняты большинством в 2/3 всего состава ВСНП. Каких-либо «укрепленных» статей, не подлежащих изменению или требующих более сложной процедуры для изменения, в Конституции не содержится.
Поправки в Конституцию 1982 г. вносились несколько раз: в 1988 г. в ст. 10 и 11 (они легализовали частное хозяйство и аренду земли, хотя фактически это было сделано раньше по указаниям ЦК КПК и актам правительства), в 1993 г. в связи с курсом на «социализм в модернизированном виде», «социалистическую рыночную экономику», в 1999 г., когда частные предприятия охарактеризованы как важный компонент социалистической рыночной экономики, а не простое дополнение к ней.