Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 510

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определяя основные направления своей внутренней политики, государство обязано планировать ее таким образом, чтобы в ходе ее реализации в максимальной степени исключить угрозу жизни людей, проживающих на территории данного государства. Государство должно стремиться избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных вооруженных конфликтов.



76. Система государственных органов СНГ


Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.

По форме правления государства – участники Содружества условно можно разделить на две основные группы: президентские республики и республики со смешанной формой правления.

Парламентами стран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Собрание Республики Армения; Национальное Собрание Республики Беларусь; Парламент Грузии; Парламент Республики Казахстан; Законодательное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлис Оли Республики Таджикистан; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Туркменистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Верховная Рада Украины.

По своей структуре высшие представительные органы законодательной власти стран СНГ являются в большинстве государств однопалатными.

Президент в государствах СНГ, как в президентских республиках, так и в республиках со смешанной формой правления, наделяется очень широкими полномочиями. Президентом может быть избран гражданин данного государства на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий главы государства, как правило, 5 лет. Практически все конституции устанавливают запрет на замещение должности президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд.

В государствах с президентской формой правления (Азербайджанская Республика, Грузия, Туркменистан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) президент по конституции является главой государства, главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет государство во внешних сношениях и т. д.

В некоторых республиках СНГ с президентской формой правления конституциями этих стран предусматривается еще и пост премьер-министра (Республика Узбекистан).

Президенты некоторых из упомянутых стран наделены также правом представлять в парламент ежегодные послания о положении в области внутренней и внешней политики страны. Соответствующие статьи закреплены в Конституциях Туркменистана, Республики Узбекистан, Конституции Грузии.



Конституции стран СНГ с президентской формой правления не наделяют президента правом роспуска парламента.

Название правительства, его место и роль в системе государственных органов, компетенция в каждой отдельной стране могут отличаться (Кабинет Министров – в Азербайджанской Республике, Республике Узбекистан, в Республике Беларусь, на Украине; Правительство – в Республике Армения, Казахстане, Таджикистане).

Центральными отраслевыми органами исполнительной власти в странах СНГ являются министерства, комитетыи другие ведомства. Основы правового статуса центральных органов исполнительной власти закреплены либо в конституции государства, либо в специальном нормативно-правовом акте.

В соответствии с конституциями стран СНГ правосудие в них осуществляется конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами.

Особое место в конституционном законодательстве стран СНГ уделяется правовому регулированию организации и деятельности органов конституционного контроля. Наименование – это Конституционный суд. Как правило, органы конституционного контроля осуществляют свои контрольные полномочия по проверке конституционности нормативно-правовых актов по запросам граждан, организаций и государственных органов.


77. Особенности латиноамериканских конституций


Значительным фактором, влияющим на конституционное право латиноамериканских стран, является неоднородность и неоформленность социальной структуры латиноамериканского общества. Определенное воздействие на всю государственную и общественно-политическую жизнь латиноамериканских стран оказывает прямая зависимость латиноамериканской экономики от иностранного капитала, в первую очередь американского.

Серьезным фактором, прямо влияющим на конституционное развитие латиноамериканских стран, следует считать армию. Вмешательство армии в политическую жизнь латиноамериканских стран сотни раз ломало и деформировало конституционный строй этих государств на всем протяжении их формально независимого исторического развития.

Конституционное право стран Латинской Америки традиционно испытывает на себе воздействие католической церкви. При этом немаловажное значение имеют конституционные принципы взаимоотношений церкви и государства. Церковь в Латинской Америке является одним из главных носителей общественной идеологии. Роль и позиция католической церкви в Латинской Америке определяются тем, что абсолютное большинство населения исповедуют католицизм. Церковь традиционно выступала в роли одного из наиболее
эффективных инструментов колониальной администрации, под ее контролем находилось народное просвещение, здравоохранение, она осуществляла многие гражданские функции.

Одной из характерных черт их конституционного развития является частая смена конституций, перманентное обновление конституционного законодательства и как следствие этого нестабильность основного закона.

Первые латиноамериканские конституции были построены на заимствованных принципах.

В новые латиноамериканские конституции были включены довольно радикальные социально-экономические программы, которые в свою очередь потребовали принятия и совершенствования нового национального законодательства.

Конституции многих латиноамериканских стран довольно значительны по объему, они относятся к разряду развернутых конституций, включая в свои тексты многие детали юридической техники, процессуальные нормы и т. д. Такая практика вызвана стремлением закрепить в основном законе и застраховать от нарушений целый ряд норм, которые выходят за рамки конституционных. В результате отдельные вопросы трактуются в конституциях довольно абстрактно и противоречиво.

Все латиноамериканские конституции закрепляют специальный порядок внесения поправок и изменений в текст основного закона.

Конституции латиноамериканских стран в различном объеме закрепляют конституционные права и свободы граждан. В большинство конституций включены положения, декларирующие право на труд, минимальную заработную плату, максимальную продолжительность рабочего дня, страхование от несчастных случаев, предоставление пенсий по старости и др.

Всем гарантируется равенство перед законом. Конституции декларируют право каждого на получение образования, причем начальное базисное образование является обязательным, а государство, в свою очередь, обязано развивать образовательную систему на всех уровнях
, способствовать развитию и подъему культурного уровня всей нации.

Важной конституционной свободой является свобода выражения мнений и получения информации без предварительной цензуры, в любой форме и любым не запрещенным законом способом.

Конституционные обязанности граждан обычно сводятся к обязанностям уплачивать установленные налоги и сборы, выполнять законы и конституционные нормы, защищать суверенитет государства и вносить свой вклад в защиту национальной безопасности.