Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 509
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78. Партийные системы стран Латинской Америки
Политические партии большинства латиноамериканских стран не играют решающей роли в механизме осуществления государственной власти.
Политические партии характеризуются как организации, выражающие «демократический плюрализм». Конституции устанавливают, что принимать участие в деятельности политических партий могут лишь граждане страны, обладающие правом голоса. Принципиальным является обязанность государства не отдавать предпочтение ни одной из политических партий и предоставлять им равные возможности при проведении избирательных кампаний в пользовании средствами массовой информации.
Конституции обычно запрещают образование партий на принципах пола, расы, религии либо партий, угрожающих национальному суверенитету или нацеленных на разрушение демократической структуры управления страной. Конституции прямо декларируют, что с момента официальной регистрации все политические партии страны пользуются равной защитой со стороны государства.
Для большинства конституций латиноамериканских стран характерно отсутствие специального раздела о политических партиях. Конституции отсылают к специальным законам, подробно регулирующим деятельность политических партий. Обычно это законы о политических партиях, о финансировании избирательных кампаний и т. д. Многие аспекты деятельности политических партий определяются также в различных актах административных органов, декретах президента, распоряжениях правительства и других государственных органов (в том числе полиции, службы безопасности, военных учреждений и т. д.).
Специальные законы и подзаконные акты детально регулируют процесс создания и регистрации, требование к программам и уставам, порядок осуществления членства в партии, контроль за денежными средствами партии, основания и порядок осуществления запрещения и роспуска политической партии и т. д. Законом могут быть определены состав и компетенция органов, которые создаются как на национальном, так и на региональном уровне.
Законом устанавливается прямой контроль за денежными средствами в их доходной и расходной частях, причем партийным органам вменяется в обязанность периодически представлять сведения и финансовые отчеты в суды по избирательным делам. Партии, согласно закону, как правило, запрещается получать какие-либо финансовые средства от иностранных граждан или организаций, органов местного самоуправления, от государственных предприятий. Нарушение этих запретов может повлечь за собой различные
формы ответственности партийного руководства, вплоть до уголовной, а сама партия после соответствующего судебного решения лишается всех прав, приобретенных в результате официальной регистрации.
Столь жесткая государственная регламентация деятельности политических партий не препятствует возникновению и существованию множества мелких политических партий, носящих откровенно временный и нестабильный характер. Основная цель этих временных группировок – провести возможно большее число своих сторонников на различные выборные должности в органы государственной власти или местного самоуправления.
Партийные системы латиноамериканских стран носят нестабильный характер. Страны Латинской Америки относятся к странам с многопартийной системой без монопольно действующей партии.
Особая разновидность многопартийной системы существует в Мексике, где при формальной множественности политических партий в государственной и политической жизни страны с 1929 г. фактически превалирует одна партия – Институционно-революционная партия Мексики.
79. Президент и правительство. Законодательные органы. Форма правления
В системе высших органов государственной власти латиноамериканских стран ведущая роль традиционно принадлежит президенту и возглавляемому им правительству.
Форма правления выходит за рамки обычной президентской республики – это сверхпрезидентская или суперпрезидентская республика.
Суперпрезидентская форма правления подразумевает не только обширные полномочия президента, закрепляемые текстами конституций, но и их реальное осуществление на практике. Все латиноамериканские конституции провозглашают президента главой государства. Он же возглавляет правительство и является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.
Суперпрезидентская форма правления функционирует в условиях значительной слабости законодательной власти и ее почти полного подчинения президенту. Суперпрезидентская форма правления – это фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательной, исполнительной или судебной отраслями власти система государственного управления, основной чертой которой являются гипертрофированные президентские полномочия. Эта форма правления предусматривает принцип прямых выборов президента избирателями без каких-либо промежуточных органов или инстанций. Латиноамериканская форма правления предусматривает невозможность переизбрания президента непосредственно на следующий срок.
Латиноамериканские конституции устанавливают принцип ответственности президента в случае нарушения конституции или действующих законов страны.
Президент является главой правительства, возглавляя кабинет министров.
Президенту принадлежит руководящая роль в делах правительства: он осуществляет надзор за деятельностью кабинета министров, председательствует на его заседаниях, определяет повестку дня заседания кабинета и решает все основные вопросы деятельности правительства.
В регионе существует как однопалатная, так и двухпалатная организация законодательных органов. Однопалатныезаконодательные органы образуются в Коста-Рике, Гаити, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Панаме, Парагвае и, как правило, называются Национальная или Законодательная ассамблея. Законодательные органы такой структуры существуют в основном в небольших слаборазвитых странах Латинской Америки. Часто на практике они выступают там в роли откровенного придатка сильной президентской и правительственной власти (Гватемала, Гондурас, Гаити, Парагвай).
В подавляющем большинстве латиноамериканских стран парламент имеет двухпалатную структуруи часто именуется Национальным конгрессом. В первую очередь бикамерализм присущ федеративным государствам (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла). Он был откровенно заимствован у Соединенных Штатов Америки, скопирован с американского Конгресса и функционирует во многом по его меркам.
Законодательные органы власти стран Латинской Америки формируются на основе конституционных норм, специальных избирательных законов и складывавшихся годами обычаев.
Основные наиболее характерные полномочия:
– принятие и изменение конституции и законов страны;
– утверждение государственного бюджета и распределение государственных финансовых ассигнований;
– образование ряда государственных органов, избрание должностных лиц и контроль за их деятельностью;
– судебные полномочия;
– полномочия в области осуществления внешней политики государства.
Все латиноамериканские конгрессы имеют право объявлять войну и ратифицировать договор о мире, причем для одобрения таких договоров требуется обычно квалифицированное большинство в 2/3 голосов всего состава законодательного органа власти.
80. Местное самоуправление
Система органов местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением страны, одной из основных единиц которого являетсямуниципия. На муниципии делятся штаты и провинции.
Каждая муниципия управляетсямуниципалитетом, который избирается на установленный законом срок путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Население избирает обычно председателя, советника и других должностных лиц муниципалитета.
Между муниципалитетом и правительством штата или провинции не существует никаких промежуточных государственных органов. Законодательные органы штатов или провинций большинством в 2/3 голосов своих членов могут приостановить деятельность муниципалитетов, объявить об их ликвидации и приостановить либо аннулировать мандат любого из членов по одному из предусмотренных законами штатов серьезных оснований в любое время и при условии, что отстраняемые с должности имели достаточные возможности для представления доказательств и привлечения защитников.
В случае объявления о ликвидации муниципалитета или в силу отставки либо абсолютной неспособности большинства его членов выполнять свои обязанности, если согласно закону заместители не могут приступить к выполнению обязанностей членов муниципалитета и невозможно назначить новые выборы, законодательные органы назначают из жителей данной местности членов муниципального совета на оставшийся срок. Если один из членов муниципального совета досрочно прекращает выполнение своих обязанностей, его место может занять заместитель, который избирается одновременно с муниципальным советником и пребывает в должности оставшийся срок.
Муниципии имеют права юридического лица и в соответствии с законом самостоятельно распоряжаются своим имуществом. В рамках своей компетенции муниципальный совет уполномочен издавать постановления, административные циркуляры и положения общего характера.
В своем ведении муниципальный совет обычно имеет различные службы: службы торговли и центров снабжения питьевой водой, канализации, очистки мусора, транспорта, общественного порядка, благоустройства улиц, парков, садов и любые другие, организованные в соответствии с законодательством штата или провинции с учетом административно-территориальных и социально-экономических условий данной муниципии.
Муниципии обладают значительной экономической самостоятельностью в социально-экономической области, они могут самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от принадлежащего им имущества, а также налогами и другими поступлениями, которые устанавливаются законодательными органами в пользу муниципий.
Муниципии в пределах установленных в отношении их законов имеют право разрабатывать, утверждать и реализовывать систему районирования и планы развития муниципального хозяйства, участвовать в создании своих территориальных резервов и управлять ими, контролировать использование находящейся вих ведении земли и осуществлять общий надзор за ней, выдавать лицензии и разрешения на строительство, получать доходы с предприятий и служб муниципальной собственности, осуществлять другую экономическую деятельность.
Органы местного самоуправления в странах Латинской Америки не могут непосредственно заниматься политической деятельностью или принимать политические решения, хотя в их ведение входит выдача разрешений на проведение митингов, шествий, демонстраций и собраний в общественных местах, а также поддержание общего порядка во время проведения названных мероприятий. Для этих целей обычно используются силы муниципальной полиции, непосредственно подчиненные муниципальным органам.
81. Факторы, влияющие на конституционное право арабских стран
Распространенная практика принятия конституций без участия высшего представительного органа в силу отсутствия такового либо сильной ограниченности его полномочий. Так, многие конституции и конституционные акты в арабских странах принимались органом типа революционного совета (временная Конституция Ирака 1970 г., конституционные Декларации Ливии. 1969 г. и ЙАР 1974 г. и др.), большинство конституций в монархиях введены в действие единолично правителем (временный Основной закон Катара 1972 г., Конституция Омана 1996 г. и др.).
Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. В большинстве арабских стран конституционное развитие начинается только после второй мировой войны с закрепления в первых конституциях, принятых в 50—70-х годах, факта достижения политической независимости.