Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 506

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Сирийской Арабской Республике Основным законом установлена республиканская форма правления. Высший орган законодательной власти – Народный совет – избирается всеобщим, прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. В соответствии с Конституцией полномочия парламента, в частности, включают принятие законов, обсуждение политики правительства, утверждение государственного бюджета и планов социально-экономического развития, ратификацию наиболее важных международных договоров и соглашений, объявление всеобщей амнистии. Наибольшее значение имеет его законодательная деятельность.

Центральное место в государственном механизме Сирии занимает президент Республики. Основной закон Сирии наделяет его весьма широкими полномочиями. Конституция предусматривает, что он следит за соблюдением Конституции, а также гарантирует нормальное функционирование государственного механизма.



84. Конституционное право Израиля


В Израиле нет единой писанной (в формальном смысле) конституции.

Роль конституции здесь выполняют Основные Законы: Правительство 1992; Президент государства 1964; Кнессет 1987; Судебная власть 1984; Земли Израиля 1960; Соглашение о секторе Газа и долине Иерихон 1995; Государственная экономика 1983; Армия 1976; Иерусалим. Столица Израиля 1980; Государственный Контроллер 1988; Свобода от оккупации 1992; Человеческое достоинство и свобода 1994.

Президент, глава израильского государства, избирается на 5 лет большинством Кнессета тайным голосованием. В круг его полномочий входит: назначение высших государственных должностей, включая Государственного контролера, Главу Банка Израиля, Председателя и Заместителя Председателя Верховного Суда, судей, включая судей-раввинов и Мусульманских и Друзских кадисов. Глава государства аккредитует дипломатов в зарубежные страны и принимает рекомендательные письма иностранных дипломатов, находящихся на службе в Израиле.

Он поддерживает связи с еврейскими лидерами Диаспоры и высокопоставленными иностранными представителями, обеспечивает развитие культурной и образовательной деятельности в Израиле.

Законодательную власть представляет в Израиле Кнессет, состоящий из 120 членов, которые избираются каждые 4 года в рамках партий, соревнующихся друг с другом за голоса избирателей. Каждая партия избирает своих кандидатов в Кнессет.

Главная функция Кнессета – издавать законы и пересматривать их по мере необходимости. Дополнительные обязанности включают формирование правительства, принятие политических решений, наблюдение за деятельностью правительства, избрание Президента государства и Государственного Контролера.

Правительство традиционно представляет исполнительную ветвь власти. Оно заседает в Иерусалиме и состоит из Премьер-министра и министерств (постоянных или временных комитетов). Премьер-министр избирается путем всенародных, прямых, равных и тайных выборов на основании Закона о выборах. Срок полномочий Кнессета и Правительства равный – 4 года.

Существует особый вид парламентского контроля: распоряжения Правительства, накладывающие санкции за их нарушения, вступают в силу только после их одобрения специальным комитетом Кнессета, ответственным за данную проблему.



Судебная власть в Израиле воплощена в судах и трибуналах.

Суды разрешают дела лиц, обвиненных в нарушении закона. Организация судов общего права в Израиле: Верховный Суд; Окружной суд общего права; Суд магистратов.

Трибуналы имеют специальную власть по определенным делам и в отношении отдельных людей.

Право на израильское гражданство признается в силу репартации в Израиль либо проживания в Израиле, по рождению, натурализации или в результате дарования.

Иностранцы, как и граждане Израиля, пользуются равными правами, включая право на неприкосновенность личности, собственности, жилища и другие личные права, а также всеми конституционными свободами и их юридическими гарантиями. Иностранцам предоставлено право участвовать в выборах в органы местного самоуправления.

Права человека и гражданина юридически закрепляются действием различных законодательных актов, решений правительства, постановлений Верховного суда страны, судебной практикой, способами разрешения вопросов, связанных со статусом личности в различных этническо-религиозных общинах.

Особое место в перечне прав и свобод занимает свобода вероисповедания, причем в условиях Израиля эта свобода подразумевает два аспекта: с одной стороны – это свобода жить в соответствии с обычаями и заповедями своей веры, с другой – не исповедовать никакую религию.


85. Конституция Египта


Конституция Египта была принята в 1971 г. Конституция была разработана под руководством ЦК Арабского социалистического союза и принята путем референдума.

Конституция Египта 1971 г. состоит из двух частей: Конституционной декларации, где указаны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное развитие и человеческое достоинство), и собственно Конституции, где содержатся юридические нормы.

Конституция Египта присуще сочетание социалистических идей, исламских ценностей, положений, связанных с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны в его современных социальных формах.

В Конституции АРЕ говорится о трех формах собственности: государственной, кооперативной и частной. Конституция устанавливает минимум земельной собственности с целью защиты крестьян и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации и обеспечения союзу трудовых сил власти в деревне.


Государство поощряет создание кооперативов, в том числе ремесленных, и помогает им. Частная собственность представлена неэксплуататорским капиталом, призвана выполнять социальную функцию на службе национальной экономики, не должна противоречить общему благополучию народа. Она не может быть отчуждена без соответствующего закона и должного вознаграждения.

Конституция устанавливает минимум земельной собственности с целью защиты крестьян и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации и обеспечения союзу трудовых сил власти в деревне.

Наряду с «неэксплуататорской» собственностью в АРЕ по традиции выделяют эксплуататорскую собственность крупных капиталистов и землевладельцев.

Основой общества провозглашается социальная солидарность, говорится о равенстве возможностей всех граждан, о социальном мире, основанном на справедливости, политическом и социальном прогрессе, уважении человеческого достоинства. Ставится цель уничтожить противоречия в стране демократическим путем.

Конституция исходит из признания особой роли ислама в общественном развитии. Следование законам шариата – не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам – государственная религия, принципы мусульманского права – главный источник законодательства, определенные государственные структуры строятся с учетом исламских традиций.

Конституция отражает сильное влияние концепций западного либерализма. Восприняты идеи разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма, местного самоуправления; действует конституционный контроль; права человека, провозглашенные в Конституции, соответствуют международным стандартам.

В Конституции говорится о том, что «государство подчинено праву», что верховенство права – основа управления государством.

В соответствии с Конституцией Египет – простое унитарное государство, состоящее из административно-территориальных единиц. По форме правления это президентская республика.

Конституция по-своему подходит к вопросу о разделении властей. Провозглашена четвертая – информационная власть, хотя она характеризуется не как государственная
, а как «народная власть» прессы.

Изменение египетской Конституции, которая рассматривается как постоянная, затруднено. Поправки к Конституции могут быть предложены только Президентом или по меньшей мере 1/3 депутатов Парламента. Они должны быть обсуждены в Консультативном совете (аш-шура), затем одобрены 2/3 членов Парламента и вынесены на референдум. Поправки считаются принятыми только после одобрения на референдуме большинством голосов.