Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

86. Основы правового статуса личности


В Конституции Египта особо говорится о правах трудящихся, рабочих и крестьян, крестьян-бедняков, ремесленников, закрепляя для них, особые нормы представительства в Парламенте, в местных советах и правлениях кооперативов. Вместе с тем в Конституции закрепляются традиционные права и свободы, отражающие идеи западного либерализма. Основное внимание при этом уделяется политическим и личным правам.

Конституционное регулирование основ правового статуса личности связано с идеями социальной справедливости, с провозглашением целей ликвидации эксплуатации и неравенства в доходах.

Конституция предусматривает равенство всех граждан в правах и обязанностях независимо от пола, языка, этнического происхождения, вероисповедания и убеждений, но оговорки о шариате придают принципу равноправия свои особенности.

Среди социально-экономических прав названы право на труд и образование, говорится также о свободе научного и художественного творчества.

Политические права представлены в Конституции в полном объеме, но нередко имеются оговорки, что их использование должно соответствовать моральным, т. е. исламским, принципам (например, при провозглашении свободы собраний). Действует закон о национальном единстве и социальном мире, запрещающий занимать руководящие должности в средствах массовой информации и общественных организациях лицам, отрицающим божественные законы или участвующим в движениях, не признающих такие законы.

В числе политических прав в Конституции названы: избирательные права, право граждан выражать свое мнение по вопросам, вынесенным на референдум, право граждан обращаться в государственные органы (но не от имени какой-либо неорганизованной группы, а лично), свобода мнений и слова, мирных шествий и демонстраций, свобода создания ассоциаций (профсоюзы, которые должны создаваться на основах демократии), свобода собраний. На частных собраниях представители органов безопасности не вправе присутствовать, но на собраниях, обсуждающих публичные вопросы, могут присутствовать в случаях, предусмотренных законом.


Предусмотрено право объединений, но на деле оно ограничивается: для каждого общегосударственного объединения нужно принятие особого, уполномочивающего закона.

Конституция содержит широкий перечень личных свобод граждан: свобода личности, названная естественным правом человека, свобода вероисповедания и совершения религиозных обрядов, передвижения по стране и выезда из нее, неприкосновенность личной жизни, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Особые положения относятся к гарантиям от произвольного ареста, гарантиям прав обвиняемого. Вместе с тем отдельные права личности могут быть ограничены по решению не только судебных, но и иных, как сказано, компетентных органов. Использование ряда прав возможно, лишь если это соответствует моральным устоям страны.

В целом права человека, провозглашенные в Конституции Египта, соответствуют международным стандартам, хотя на практике наблюдается определенный отход от этих позиций, особенно это касается правового положения женщины. В 2000 году был принят закон, который предоставляет женщине право требовать развод по причине несходства характеров, но в этом случае она должна отказаться от алиментов; в случае же если развода требует муж – алименты предусмотрены.

Среди обязанностей граждан Конституция называет: оборону Родины, защиту и поддержку социалистических завоеваний, сохранение национального единства, государственной тайны, уплату налогов, участие в государственной жизни (обязательное участие в выборах и референдуме).


87. Законодательная, исполнительная и судебная власть


Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и не более 10 назначенных Президентом членов. Не менее 50 % состава Парламента должны быть рабочими и крестьянами. Депутаты Парламента объединяются в партийные фракции, в Народном собрании создаются также постоянные и временные комиссии, избирается его председатель.

Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.



Законодательная инициатива принадлежит Президенту и любому члену Парламента. Проект закона, внесенный от имени Президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена Парламента идет сначала в особый комитет и лишь потом в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только правительство.

Народное собрание осуществляет парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях Парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике правительства. Правительство несет солидарную ответственность перед Парламентом. Каждый министр лично отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия, но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов Парламента, решение принимается большинством его членов.

Консультативный совет – совещательный орган Парламента и Президента. Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами, а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий его членов – 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно. Совет обновляется наполовину через 3 года. Запрещается совмещать мандат депутата Парламента и члена Консультативного совета.

В Египте исполнительная власть принадлежит Президенту, который является одновременно главой государства, и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется Конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства».

Президент избирается прямыми выборами гражданами государства сроком на 6 лет. Такие выборы в Египте называются референдумом. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (т. е. не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Президент определяет общую политику государства и наблюдает за ее осуществлением, созывает Народное собрание на заседания, закрывает внеочередные заседания, вправе
распустить Парламент в определенных условиях, что не присуще типичной президентской республике.

Правительство – совет министров. Руководителем правительства является Президент, в Египте есть должность премьер-министра. Премьер-министр и министры назначаются Президентом, при этом не требуется, чтобы назначенный премьер представлял Президенту кандидатуры премьера и министров своего кабинета. Члены правительства приносят клятву перед Президентом. Министр не может приобретать государственную собственность, заниматься предпринимательской деятельностью.

В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды, а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел. Существует система административных судов.



88. Местное самоуправление и управление


Система местных органов, осуществляющих управление общественной жизнью, основана на сочетании государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, принципов централизации и децентрализации.

Первый принцип находит свое выражение в существовании назначенных представителей центра (государственной власти) на местах. Ими являются губернаторы, начальники районов, мэры городов. Как представители государственной власти рассматриваются также избранные населением начальники деревень, шейхи городских кварталов. Им передаются отдельные полномочия центральных органов исполнительной власти на местах (так называемая деконцентрация).

Второй принцип связан с деятельностью избираемых населением местных представительных органов – народных собраний административно-территориальных единиц: провинций, районов, городов, внутригородских районов, деревень.

В Египте 27 губерний (провинций), которые делятся на округа, последние – на районы, а районы – на деревни.

В каждую провинцию Президент назначает губернатора. Губернатор – представитель исполнительной власти государства в провинции. Он несет ответственность за обеспечение продовольственной безопасности провинции, эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, за состояние общественной безопасности, порядка и общественной нравственности, за охрану государственной собственности. Он осуществляет контроль над всеми публичными службами в провинции, кроме судов. Губернатор несет ответственность перед Президентом и премьер-министром и обязан представлять регулярные отчеты министру по делам Совета министров и местного управления, а также местному народному совету.

Губернатор возглавляет провинциальный административный орган – исполнительный совет, в состав которого входят помощники губернатора, назначаемые премьер-министром по представлению губернатора, начальники районов, мэры городов и некоторые другие лица. Исполнительный совет координирует работу исполнительного аппарата, чиновников, готовит проект местного бюджета, проекты решений провинциального народного совета, проводит в жизнь эти решения.

Назначаемые министром, губернатором остальные главы административно-территориальных единиц (округов, районов) обладают полномочиями, сходными с полномочиями губернатора в их административно-территориальных единицах.