Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 501
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Органами местного самоуправления являются избираемые гражданами народные советы административно-территориальных единиц. Провинциальный совет обладает значительными полномочиями: осуществляет общий контроль за деятельностью любых служб в провинции, но в том случае, если их деятельность касается провинциальных, а не общегосударственных вопросов, принимает решения о создании местных предприятий и служб, утверждает местный бюджет самоуправления; он вправе устанавливать местные налоги и сборы и т. д. Во исполнение своих полномочий совет принимает решения. Ответственность за реализацию этих решений несут губернатор и исполнительный совет. На практике, однако, основные прерогативы по управлению провинцией принадлежат губернатору. Он обладает также правом вето в отношении решений совета. Если же совет настаивает на своем решении, спор передается на рассмотрение правительства, которое и решает окончательно вопрос.
Полномочия нижестоящих народных советов, их отношения с назначенными начальниками районов и городов (мэрами) аналогичны тем, которые присущи полномочиям провинциального совета и его отношениям с губернатором, только они рангом или рангами ниже.
89. Конституция Бразилии
Конституция Бразилии была принята в 1988 г. после длительного правления военных и последовавшего затем переходного периода. Ее приняло двухпалатное Учредительное (Конституционное) собрание.
Конституция Бразилии имеет ярко выраженный социальный характер.
В ней говорится о градостроительной политике, защите прав потребителей, о порядке выдачи разрешений на эксплуатацию окружающей среды, о начислении пенсий, о порядке продажи и перепродажи нефти и автомобильного топлива.
В Конституции в качестве основной цели названо создание демократического государства, обеспечивающего личные и социальные права в плюралистическом обществе, высшими ценностями которого являются равенство и справедливость, основанные на социальной гармонии. Федерализм – один из основных принципов бразильского демократического государства.
Конституция перечисляет общепризнанные принципы международного права (независимость, равенство, невмешательство во внутренние дела и др., а также неприятие терроризма и расизма и предоставление политического убежища).
Конституция регулирует отношения с аборигенами страны – индейскими племенами. Она признает за ними право на социальную организацию, обычаи, верования, а также право на землю, занимаемую ими традиционно.
В Конституции говорится о возможности национализации предприятий, об острой для Бразилии проблеме – земельной реформе. В принципе этот вопрос решен в пользу землевладельцев. Правительству разрешается экспроприировать поместья, если они не отвечают требованиям «социальной функции», при справедливом возмещении, выплачиваемом в течение 20 лет, но не должна изыматься собственность производственного назначения.
Конституция детально говорит об экономической структуре общества исходя из постулатов рыночной, социально ориентированной экономики. Она устанавливает, что экономический порядок в стране основан на труде и свободной инициативе, его цель – обеспечить всем достойное существование в соответствии с «социальной справедливостью». Экономический строй Бразилии опирается на суверенитет государства, частную собственность и ее социальную функцию, свободную конкуренцию, защиту прав потребителей, защиту среда обитания, поиск путей полной занятости и др.
Бразильская Конституция – демократическая Конституция. Она предусматривает многопартийность, политический плюрализм, разделение властей, определенные меры против концентрации власти, ослабляет полномочия Президента и усиливает роль Парламента, предусматривает местное самоуправление.
Некоторые специфические положения Конституции отражают традиции латиноамериканской правовой доктрины, особенности менталитета населения этой части мира, связь с традициями испанской и португальской правовой культуры.
Бразильская Конституция «жесткая». Порядок ее изменения довольно сложен, хотя при этом обязательного участия субъектов федерации (штатов, федерального округа) не предусматривается. Поправки к Конституции могут быть предложены третьей частью каждой из двух палат Парламента, Президентом, более чем половиной законодательных собраний штатов. Они должны быть приняты дважды обеими палатами Парламента, каждый раз большинством в 3/5 их состава. После этого поправка промульгируется президиумами палат Парламента (Палаты депутатов и Сената), а не Президентом.
К Конституции принято более 20 поправок. Они имеют разные названия: поправки и ревизии.
По форме правления Бразилия президентская республика, по форме политико-территориального устройства – федерация. В стране существует демократический государственный режим, но его институты недостаточно развиты.
90. Основы правового статуса личности в Бразилии
Конституция Бразилии содержит множество положений, относящихся к правам человека и гражданина. Здесь названы такие права личности, которые раньше обычно не поднимались на конституционный уровень, например право на 13-ю заработную плату, право на бесплатную помощь детям до 6-летнего возраста, право пенсионеров на индексацию пенсий в соответствии с инфляцией и др.
Конституция закрепляет принцип равноправия индивидов (перед законом, независимо от пола, расы и национальности, а также независимо от профессии, образования и других характеристик личности). Все бразильцы и иностранцы равны перед законом, если это касается права на жизнь, безопасность и собственность.
Особенно широко представлены в Конституции нормы о социально-экономических правах, которые также распространяются не только на граждан. В их числе названы право на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение, социальную защиту (имеются в виду категории населения, нуждающиеся в такой защите, например инвалиды). Особая группа социальных прав – права трудящихся. Сюда относятся право на забастовки, право на создание профсоюзов, право трудящихся на 13-ю заработную плату к Рождеству, на участие в управлении предприятиями и в прибылях предприятий, право на социальное обеспечение и др.
Политические права, закрепленные в бразильской Конституции, имеют в основном традиционный характер: избирательные права, свобода слова, собраний, объединения и др., – но некоторые из них толкуются гораздо шире, чем в прежних бразильских конституциях, удалены отдельные оговорки, препятствовавшие осуществлению этих прав.
В сферу личных прав и свобод Конституция включает как традиционные права, так и некоторые из тех, которые являются новыми для конституционного права. К числу традиционных относятся: неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, многие процессуальные права. В числе нетрадиционных прав названы встречающиеся и в других новых конституциях право на информацию и распространение информации, процедура habeasdata – право бразильских граждан и иностранцев, проживающих в стране, получать всю информацию о себе, которая имеется в государственных органах, права потребителей, право каждого на сбалансированную экологию.
Некоторые процессуальные права получили в Конституции детализацию (например, говорится о случаях, когда при
задержании должен быть приглашен адвокат, о том, как должны сообщаться основания задержания).
Коллективные права также сформулированы в конституции достаточно широко: коллективное требование отмены актов государственных органов, посягающих на национальное здравоохранение, на мораль и окружающую среду, а также обращение в суд объединения, в котором гражданин состоит не менее года, с требованием защиты его личных прав.
В Конституции говорится о правах политической оппозиции (она должна иметь доступ ко всем официальным документам правительства, право реплики в его адрес, ее представители должны быть включены в некоторые совещательные органы при высших должностных лицах государства и др.), вводится понятие коллективной безопасности (право законно функционирующей не менее одного года политической партии, профсоюзной организации, иной ассоциации требовать у суда защиты своих членов или лиц, примыкающих к данной организации), говорится о праве на самоопределение.
В Конституции предусматриваются коллективные и индивидуальные обязанности граждан (соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, обязанность профсоюзов участвовать в коллективных соглашениях и др.).
91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.
Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате использования пропорциональной системы выборов в палате депутатов представлены несколько партий.
Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, сенаторов и их заместителей (по три сенатора и по два заместителя каждого сенатора).
Полномочия Парламента разделены на две группы: вопросы, которые он решает с санкции Президента, и вопросы, которые он решает самостоятельно. К первой группе вопросовотносятся:
– система налогообложения;
– регулирование вооруженных сил;
– национальные планы;
– соединение или разделение территорий и штатов;
– создание министерств и других органов публичной администрации;
– создание прокуратуры, административных судов, амнистия и др.
Без санкции Президента Национальный конгресс вправе окончательно решать вопросы о международных соглашениях, о проходе иностранных войск через национальную территорию; он уполномочивает Президента решать вопросы войны и мира, дает разрешение на федеральную интервенцию в штат, утверждает инициативы государственной власти по ядерным программам, акты исполнительных органов, которые изданы на основе регламентарной власти или делегирования законодательных полномочий, дает разрешение Президенту и Вице-президенту покинуть страну на срок более 15 дней и т. д. Парламент имеет контрольные полномочия в отношении исполнительной власти, но эти полномочия невелики.