Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 503
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исполнительная власть принадлежит Президенту республики, которому помогают министры. Министры образуют Кабинет, заседающий под председательством Президента и являющийся его совещательным органом. Президент избирается на четыре года прямым голосованием граждан по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Президент самостоятельно назначает министров; руководит всей федеральной администрацией; подписывает и опубликовывает законы; имеет право вето; издает декреты и регламенты в сфере исполнительной деятельности; издает акты, имеющие силу закона; руководит отношениями с иностранными государствами; подписывает международные соглашения. Президент – верховный главнокомандующий.
Наряду с Вице-президентом и министрами Президенту помогают в работе два важных совещательных органа: Совет республики и Совет национальной обороны.
В Бразилии существуют две судебные системы – федеральная и штатов. Судебная система федерации и судебная система штатов включают суды общей юрисдикции (общие суды) и несколько видов специальных судов. Высший орган судебной власти – Федеральный верховный суд.
Общие суды в федерации – это Федеральный верховный суд, Высокий суд правосудия, суды в федеральных судебных округах и территориях, другие общие суды. Специальные федеральные суды – суды по трудовым делам, избирательные суды, военные суды и др.
Занятие должности федерального судьи осуществляется в результате публичного конкурса, в котором участвует организация адвокатов Бразилии. Судьями и прокурорами могут быть назначены лица, имеющие 10-летний опыт юридической практики. Высшие суды имеют организационные права по отношению к низшим: они вправе изменять число низших судов и число их членов. Административные и дисциплинарные вопросы судебного корпуса решает особый орган – магистратура. Суды финансируются по особой статье бюджета, распределение средств в пределах этой статьи осуществляется самими судебными органами.
92. Бразильский федерализм, местное самоуправление и управление
Бразильская федерация обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ, но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, – муниципии. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории. В настоящее время в Бразилии 26 штатов и федеральный округ, а также приблизительно 4300 муниципий, на которые разделены штаты.
Различаются три основные сферы компетенции: исключительная компетенция союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального округа (без муниципий).
Союз, штаты, округ, муниципии имеют свою собственность. Основные природные богатства и важнейшие сооружения, связанные с использованием природных ресурсов, пути сообщения, земельные участки и сооружения, предназначенные для военных целей, приграничные острова и зоны, морские и речные пляжи и т. д. принадлежат федерации. Штаты имеют право собственности на поверхностные и подземные воды, земли, предназначенные для целей развития, на другие объекты. Своей собственностью обладают и муниципии. При этом Конституция устанавливает, что штаты, федеральный округ, муниципии участвуют в эксплуатации и доходах от федеральной собственности, но налоговые доли штатов и муниципий очень невелики.
Штаты имеют свои конституции, система их органов во многом аналогична федеральной системе. В штатах образуются органы законодательной власти (однопалатные законодательные собрания), органы исполнительной власти (избираемые населением на пять лет губернатор и вице-губернатор), органы судебной власти (суды штатов). Для целей управления штаты могут создавать внутренние округа, другие территориальные единицы.
Интервенция (вмешательство) федерации в дела штатов возможна: для обеспечения целостности страны, воспрепятствования иностранному вторжению, в случае угрозы публичному порядку, для свободного осуществления власти, защиты конституционных принципов, защиты муниципальной автономии и др.
Положение федерального округа аналогично положению штатов, но округ возглавляет не губернатор, а избираемый префект. Согласно Конституции федеральная территория имеет собственную администрацию, суды, назначаемые из центра. Если на территории проживает более 100 тыс. человек, в ней население избирает территориальное собрание с консультативными (при губернаторе) функциями (территорий, как отмечалось, больше нет).
В муниципиях существуют избираемые гражданами на 2–4 года представительные органы (собрания, хунты), которые на своих сессиях принимают программы местного развития, местный бюджет. Число членов совета жестко установлено федеральной Конституцией и зависит от числа жителей муниципального образования.
Вопросами управления в муниципии ведает избираемый населением префект, выполняющий решения местных советов и имеющий собственную компетенцию – обеспечение порядка, управление полицией и др. Префект является председателем местного собрания (совета) и одновременно представителем власти штата в данной муниципии.
Огромную роль в управлении местными, да и не только местными, делами в Бразилии играют крупные латифундисты, хозяева фазенд, в зависимости от которых находятся крестьяне (в Бразилии есть поместья, по размеру территории превосходящие некоторые европейские государства).
В поселениях индейских племен их органами являются традиционные собрания племен, советы племен (старейшин), избранные собраниями или советами лица (вожди), ответственные за определенные сферы жизни племен.
Список литературы
1. Иностранное конституционное право/Отв. ред. В.В.Маклаков. М., 1996.
2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1–2: Общая часть/Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996–1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1997.
3. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999.
4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
5. Конституции зарубежных государств. М., 1996.
6. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. Л.М. Гудошникова. М., 1984.
7. Конституция Украины//Конституции стран СНГ и Балтии. М., 1999.
8. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16. С. 71–242.
9. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998.
10. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
11. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.
12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.,1994.
13. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление. Теория и практика. М., 1998.
14. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2001. – 622 с.