Файл: Экзаменационные вопросы по данной дисциплине. В ней кратко и доступно изложен достаточно емкий материал, который поможет эффективно повторить ранее изученный материал и подготовиться к сдаче экзамена или зачета по данному предмету.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 508

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии); главой правительства – премьер-министром назначается лидер партии парламентского большинства либо лидер партийной коалиции; президент осуществляет свои полномочия по предложению правительства.

Смешанные формы правления. В них сочетаются различные элементы, порою крайне противоречивые. Смешанная республиканская форма правления впервые возникла в 1958 г. во Франции, которая сегодня считается классической полупрезидентской республикой, и с тех пор получила широкое распространение (Румыния, Болгария, Литва, Португалия). Используется эта форма правления и в постсоциалистических странах, в частности, в государствах СНГ.



10. Форма государственного (территориально-политического) устройства


Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, культурный и этнический факторы.

Основные признаки унитарной формы государственного устройства:

1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.

2. Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент).

3. Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность.

4. Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти.

5. Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права.

6. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Федерация – это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами федерации. Основные признаки:

1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования не обладают суверенитетом. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза.



2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции.

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему.

5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования.

6. Двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются на:

– организованные на территориальной основе, которых большинство (Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, США, Мексика);

– организованные на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия);

– организованные на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).

В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации:

– конституционные;

– договорные.

Конституционные федерации создаются как бы «сверху» в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия). Договорные возникают «снизу» на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария).


11. Государственный режим


Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Три разновидности государственного режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Характерные черты демократического режима:

– признание политических прав и свобод;

– политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, формирование основных высших органов государства путем всеобщих и свободных выборов гражданами;

– разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

– обязательное и реальное участие общегосударственного представительного органа в осуществлении государственной власти, причем только он имеет право издавать законы, определять
основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет;

– свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Характерные черты авторитарного режима:

– политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме;

– выборы депутатов парламента происходят на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу или организуются таким образом, что президент становится, по существу, бессрочным;

– ограниченный политический плюрализм, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам;

– принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается;

– плюрализм политической идеологии ограничивается;

– вооруженные силы часто играют политическую роль;

– в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

– сохраняется цензура;

– «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и обычно используются в сугубо политических целях и т. п.;

Выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности данного режима.

Характерные черты тоталитарного режима:

– политические права и свободы граждан отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;

– существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как и массовые общественные организации, находятся под контролем правящей партии; закреплена ее руководящая роль в обществе и государстве была;

– политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый тотальный механизм политического властвования;


– разделение властей отвергается, устанавливается принцип единства власти;

– единая политическая идеология;

– государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

– монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни;

– доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет на легальную деятельность оппозиционно настроенных сил.