Файл: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обсуждение результатов работы.

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния.Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток.)На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей.Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей.Они служат для подачи пищи ко рту.Есть5 пар ходильных ног.При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни.Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник.Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Отвечаем на вопросы лабораторной работы по вариантам.

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) 

Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название - «Членистоногие».

2. . Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

3. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.


4.Почему, когда варят раков, они краснеют?

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

(слайд 16) 6. Первичный контроль.

1. Показать на слайде отделы тела рака. Найти признаки типа Членистоногих.

- Членистое тело, членистые конечности, хитиновый покров.

(слайд 17) Признаки класса Ракообразных. Подчеркните в таблице признаки другим цветом.

1. 2 отдела тела - головогрудь и брюшко

2. 2 пары усиков

3. 5 пар ходильных ног

4. 1 пара сложных фасеточных глаз

5. органы дыхания – жабры.

7. Как передвигается рак? Откуда пошло выражение пятится как рак?

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на этот вопрос.

(слайд 18) Движение рака.

После изучения внешнего строения раков у нас возникли новые вопросы:

( слайд 19) Строение органа зрения.

1. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.
( слайд 20) Чтобы ответить на вопрос «Где раки зимуют?», послушаем сообщение, которое подготовил___________________

( слайд 21) Как размножаются раки?

( слайд 22) 9. Обобщение. Подведение итогов:

Давайте вернемся к цели и задачам нашего урока и посмотрим, всё ли мы выполнили.

Мы изучили признаки Членистоногих и ракообразных, узнали о внешнем строении речного рака, ответили на все вопросы, которые у нас возникли в ходе урока.

V. Физкультминутка.

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний.

А теперь проверим, что вы запомнили.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова. Устно.

1. Тип Членистоногих включает следующие классы: ____________.

2. Представители типа занимают такие среды обитания, как _____ .

3. У всех животных данного типа симметрия тела_______________.

4. Тело разделено на _______________________________________.

5. Покровы_______________________________________________ .

6. Способ смены покровов: __________________________________.


Задание 2. Решите тест. ( слайд 23)

  1. Какие части тела есть у рака:

А) голова, грудь, брюшко;

Б) головогрудь, брюшко;

В) голова, хвост, конечности
2. Ракообразные периодически линяют, потому что:

А) меняются времена года;

Б) панцирь мешает расти;

В) панцирь не имеет клеточного строения

3. Сколько пар ходильных ног у рака:

А) 3;

Б) 5;

В) 10.

4. Первая пара ходильных ног у рака видоизменена:

А) в челюсти;

Б) в ногочелюсти;

В) в клешни.

5. Чем покрыто тело членистоногих:

А) кожа;

Б) раковина;

В) хитин.

Поменяйтесь листочками с соседом для проверки. (взаимопроверка, выставление оценок)  Оценка:

(Слайд 24) Оценивание :

5 правильных ответов – «5», 4 – «4», 3 – «3», 2 – «2»

Задание 3. Игра «Светофор».

Выберите номера, обозначающие особенности речного рака:

  1. тело состоит из головогруди и брюшка;

  2. внутренний скелет;

  3. наличие длинных и коротких усиков;

  4. тело покрыто раковиной;

  5. глаза простые;

  6. глаза сидят на подвижных стебельках;

  7. 5 пар ходильных ног;

  8. тело покрыто слизью;

  9. тело состоит из головы, груди и брюшка;

10) наличие кожно-мускульного мешка
VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок в оценочный лист учеником. «Резюме»

Подведение итогов урока выставление оценок учителем.
( слайд 26) Рефлексия: Задание на самоанализ.

Продолжить фразу: Я знаю что…

Сегодня на уроке я научился…

Для меня было открытием то, что…

Урок навел меня на размышление о…

Мне надо ещё поработать над…

Мне больше всего удалось…
VI. Домашнее задание: (слайд 27)

  1. Прочитать стр. 144 – 151,

  2. По желанию:
    - приготовить сообщение, о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..);
    - составить кроссворд, используя новые термины по классу ракообразных.