Файл: Реферат (вид работы) Тема Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в xviii веке (Название темы).docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди быстро развивающихся областей были:
-
Философия; -
политическая экономия; -
инженерия; -
архитектура; -
медицина; -
геология; -
археология; -
ботаника и зоология; -
право; -
сельское хозяйство; -
химия и социология.
Среди шотландских мыслителей и ученых того периода были Фрэнсис Хатчесон, Дэвид Хьюм, Адам Смит, Дугальд Стюарт, Томас Рид, Роберт Бернс, Адам Фергюсон, Джон Плейфэр, Джозеф Блэк и Джеймс Хаттон.
Шотландское Просвещение имело влияние далеко за пределы Шотландии, не только из-за того уважения, с которым шотландские достижения ценились за пределами Шотландии, но и потому, что его идеи и взгляды распространились по всей Европе и по всему миру.
2.5 Английское Просвещение
В Англии зародились многие идеи, характерные для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» – существо, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в религиозной области.
Англия является родиной деизма, тое есть- рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром, сообразно созданным им «естественным» – физическим и нравственным – законам.
Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит в основе философии Джона Локка (1632–1704) – первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения – общественного договора.
Локк в основу своей теории государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним право сменять государственную власть, если она нарушает общественный договор и посягает на естественные права человека – личную свободу и собственность.
Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в законодательстве Французской буржуазной революции.
В XVIII в. возникла классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был Адам Смит (1723–1790). Экономическое учение Смита развивается в общем русле идей английского Просвещения. В обществе свободной конкуренции А. Смит видит порядок, как бы установленный самой природой. Он верит в возможность примирения всех частных интересов и выступает против всякого вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Представителями радикально-демократического направления в английском Просвещении были Томас Пен, Прайс, Пристли и особенно Годвин, являвшийся для своего времени наиболее последовательным противником английского общественного строя. В своем труде «О политической справедливости» Уильям Годвин (1756–1836) рассматривает государственную власть лишь как неизбежное зло, которое должно исчезнуть в результате «умственного и нравственного прогресса». Единственно допустимой формой государства, по Годвину, является демократия, обеспечивающая полное равенство всех граждан перед законом.
Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления – сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба. Особое место в английской литературе эпохи Просвещения занимает крестьянская поэзия в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759–1796), который прославлял труд крестьянина, осуждал религиозный фанатизм, власть денег и пороки сословного общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Просвещение — это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»,- так ответил Кант в 1784 году на вопрос о том, что такое просвещение. Человеку достаточно обратиться к своему разуму и жить своим умом, чтобы стать просвещенным, однако леность и трусость, боязнь ответственности мешают ему выйти из-под власти «опекунов». Революция не может способствовать просвещению, поскольку, устраняя отдельных недобросовестных «опекунов» - угнетателей, она не освобождает человека от его предрассудков и власти толпы. Освобождение всегда есть следствие личной смелости, выраженной в публичном использовании собственного разума. Поэтому при благотворном посредничестве просвещенного монарха, который «позволит подданным публично пользоваться своим разумом, и открыто излагать свои мысли», будет открыт путь к подлинному становлению человека как свободного и достойного гражданина.
Хотя многие реформы, задуманные во второй половине XVIII века, остались нереализованными или незавершенными, они способствовали важным переменам в жизни европейского человека. Повсюду, где просвещенные правители следовали веяниям века, вступая на путь реформирования старого порядка, открывались возможности для развития новых общественных сил.
Отмена или упрощение цензуры, свобода печати, создание широкой системы образования - все это способствовало становлению светской читающей публики и публичной сферы, где формируется новое явление - общественное мнение.
Как отмечал Эммануил Кант, просвещенный монарх, позволив реализовать естественную для человека «склонность и потребность к свободе мысли», способствует тому, что «народ становится постепенно более способным к свободе действий». Вероятно, именно эти реформы просвещенных монархов оказали самое долгосрочное воздействие на развитие западноевропейского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Каменский А. Б. Просвещение и власть // Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII в. / Отв. ред. С. Я. Карп. М., 2013. С. 104–132.
Электронная библиотека СИБИТ
2.Керимов, А. А. История политики: учебно-методическое пособие / А. А. Керимов. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. – 78 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=bookHYPERLINK "https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239633"&HYPERLINK "https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239633"id=239633 (дата обращения: 21.06.2021). – ISBN 978-5-7996-0717-3. – Текст: электронный.- стр.23
Интернет – источники
3.https://sci.house/istoriya-vsemirnaya-scibook/istoriya-uchebnoe-posobie-standart-tretego.html Фортунатов В. В.. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.,2012. — 464 c.: ил.. 2012- параграф 4