ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




3 Кузнецова Т.В., Кадровое делопроизводство: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 46.03.02 «Документоведение и архивоведение». М.: Термика, 2015. С.26.



  • создать организационно-правовые основы трудовой деятельности, как для работников, так и для работодателя;

  • разрешить трудовые споры.4




        1. Документация,

связанная с комплектованием персонала в организации
При приёме на работу работодатель вправе потребовать от поступающего документы5:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

  • трудовая книжка;

Предоставляется всегда, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые (трудовые книжки таким работникам работодатель оформляет не позднее недельного срока со дня приёма на работу) или, когда работник поступает на работу на условиях совместительства.

  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; Предоставляется всеми лицами, поступающими на работу. Лица,

поступающие на работу впервые, получают страховое свидетельство через работодателя. Документы воинского учёта для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

  • Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний;




4 Кузнецова Т.В., Кадровое делопроизводство: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению
46.03.02 «Документоведение и архивоведение». М.: Термика, 2015.С.23.
5 Трудовой Кодекс Российской Федерации, ст.65.

Предъявляется только в случае поступления на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. В остальных случаях требовать предъявления таких документов работодатель не вправе.

Непредставление данных документов может привести к отказу в приёме на работу. Но не во всех случаях, поскольку ст.64 ТК РФ запрещает отказывать в приёме на работу в связи с обстоятельствами, не связанными с деловыми качествами работника (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством). Вместе с предъявлением документов в большинстве организаций поступающий на работу пишет заявление, хотя оно в законодательных актах прямо не названо, но в утверждённом Указом Президента

Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 Положении «О персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (ред. от 01.07.2014) при перечислении документов, входящих в личное дело, первым документом указано письменное заявление6.

Грамотно составленное заявление должно содержать следующие реквизиты:

  • адресат, т.е. лицо, на имя которого оно подаётся (указывается должность, Ф.И.О. руководителя) и располагается в правом верхнем углу листа документа;

  • виддокумента Заявление;

  • текст, в котором надо указать должность и название структурного подразделения, в которое поступает работник. Если оговаривались какие-либо условия: по совместительству, на определённый срок, для выполнения конкретной работы, на неполный рабочий день и т.п. их также указывают в тексте заявления.






6 Кузнецова Т.В., Кадровое делопроизводство: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 46.03.02 «Документоведение и архивоведение». М.: Термика, 2015. С.25.

Поступающий на работу должен сообщить о себе сведения, которые обычно отражаются в заполняемой им анкете (личном листке по учёту кадров). В ряде случаев требуется написание автобиографии, например, для поступления на государственную службу в Москве. Автобиография пишется произвольно на чистом листе бумаги, но в отличие от резюме в ней факты жизнедеятельности излагаются в хронологической последовательности, указываются сведения о работе на выборных должностях, наградах и других поощрениях. Кроме автобиографии поступающий может принести рекомендательное письмо с последнего места работы или характеристику.

Анкета (личный листок по учёту кадров) является наиболее удобным обобщающим структурированным документом, дающим организации все необходимые данные о его работнике. Этот вид документа перечислен в составе

документов личного дела государственного гражданского служащего Российской Федерации, а форма анкеты утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667 (в ред. от 16 октября 2007 г.) Эту форму может взять за основу, корректируя при необходимости, любая организация.

Работник, оформляющий приём на работу, проверяет правильность изложенных сведений, сверяя их с предоставленными документами.

К анкете прилагаются:


  • копии документов об образовании, учёной степени, звании, заверенные подписью работника отдела кадров и печатью;

  • фотокарточки7.




7 Кузнецова Т.В., Кадровое делопроизводство: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 46.03.02 «Документоведение и архивоведение». М.: Термика, 2015. С.26

При положительном решении вопроса с поступающим на работу заключается трудовой договор (или контракт с поступающим на государственную службу) и издаётся приказ о приёме на работу8.

Трудовойдоговор соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами9.


        1. Документация, связанная с процессом движения персонала в период работы в организации



Документированиепроцессадвижениякадров основная функция кадровой службы организации. Для реализации этой функции кадровая служба подготавливает проекты приказов по личному составу, порядок издания, учёта и рассылки которых по другим структурным подразделениям должен определяться локальным нормативным актом, регламентирующим кадровое делопроизводство организации. Этот же документ должен определять порядок оформления документов при приёме на работу, переводе, прекращении трудового договора, предоставлении отпусков и в иных ситуациях, возникающих в процессе управления персоналом. Как правило, общая инструкция по делопроизводству не регламентирует оформление документов по личному составу. Именно по этой причине желательно наличие в организации инструкции по кадровому делопроизводству.



8 Тюленева Т.А., Кадровое делопроизводство. Кемерово: КузГТУ, 2015. С.39.

9 Трудовой Кодекс Российской Федерации. ст.65.

Постоянной функцией кадровой службы является оформление перемещения (перевода) работника в процессе его деятельности в организации. Переводы могут носить различный характер: повышение в должности, переход в другое структурное подразделение, понижение в должности, изменение вида работы в связи с повышением квалификации или заболеванием, перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет и т.д10.

Переводы по характеру