Файл: Урок 106. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 109. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с алгоритмом решения уравнения: разбивкой выражения, записанного в одной или обеих частях уравнения, на части;

научатся применять алгоритм решения уравнения: разбивка выражения, записанного в одной или обеих частях уравнения, на части; выполнять упрощение выражений; находить неизвестный компонент арифметических действий

Метапредметные:

Познавательные: умеют ориентироваться в тексте задачи, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию

Личностные:имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и «незнания»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Подчеркните первое неполное делимое и определите количество цифр в частном.
















Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Решение:
318 : 3 = три цифры 816 : 8 = три цифры

675 : 5 = три цифры 927 : 9 = три цифры

1804 : 4 = три цифры 2121 : 7 = три цифры

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Задание на смекалку

а) Написано 99 чисел: 1, 2, 3, ... , 98, 99. Сколько раз в записи встречается цифра 5?

б) Сколько всего двузначных чисел?

Решение:

а) 5, 15, 25, 35, 45, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 65, 75, 85, 95. Получается 19 раз.

б) Всего 90 двузначных чисел

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

(с. 103–104).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Как можно вычислить неизвестное первое слагаемое?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Объясняют, как можно вычислить неизвестное первое слагаемое.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Задание 2.

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестное первое слагаемое в каждом из равенств?

– Сформулируйте правило для нахождения неизвестного первого слагаемого.

– Надо выполнить вычитание, чтобы найти неизвестное первое слагаемое в каждом из равенств.

џ Чтобы найти неизвестное первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое.

Задание 3.

– Пользуясь правилом, найдите неизвестное первое слагаемое.

Решение:

х + 7006 = 89400 у + 12345 = 31006

х = 89400 – 7006 у = 31006 – 12345

х = 82394 у = 18661

Задание 4.

– Запишите каждое предложение в виде равенства. Найдите неизвестное число.

1) х + 7050 = 7153 2) а + 316 = 2004

х = 7153 – 7050 а = 2004 – 316

х = 103 а = 1688

Задание 5.

– Какое число задумал Дима?

Решение:

х + 1217 = 1500

х = 1500 – 1217

х = 283

Задание 6.

– Какое число задумала Катя?

Решение:

х + 75 = 1500

х = 1500 – 75

х = 1425

Задание 7

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу.

сколько рыбок было в аквариуме?

Запись: Было – х р.

Пустили – 8 р.

Стало – 15 р.

Решение: х + 8 = 15

х = 15 – 8

х = 7 (р.) – было в аквариуме

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 108).

Задание 26.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.
– Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работают самостоятельно.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Преобразовывать модели
в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 27.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

сколько часов самолет был в пути?

Запись: s = 3800 км

= 950 км/ч

t – ?

Решение: 3800 : 950 = 4 (ч) – был в пути.

Задание 28

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу.

– Какой из участков имеет бо́льшую площадь и на сколько?

Запись:

Участок

Длина

Ширина

Площадь

1-й участок



20 м



2-й участок

? в 2 раза м.

Решение:

1) 32 : 2 = 16 (м) – ширина 2-го участка.

2) 20 · 3 = 60 (м) – длина 2-го участка.

3) 60 · 16 = 360 (м2) – площадь 2-го участка.

4) 32 · 20 = 640 (м2) – площадь 1-го участка.

5) 640 – 360 = 280 (м2) – больше площадь 1-го участка

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Урок 110. Тема: Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х · 5 = 15

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся применять правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого и делимого); находить неизвестный компонент арифметических действий

Метапредметные:

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; формулируют проблемы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Найдите значения выражений:

21147 : 7 48168 : 8

15550 : 5 565656 : 56

727272 : 72 818181 : 81

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.
Решение:

21147 : 7 = 3021 48168 : 8 = 6021

15550 : 5 = 3110 565656 : 56 = 10101

727272 : 72 = 10101 818181 : 81 = 10101

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Интеллектуальная разминка.

– Вставьте пропущенные цифры.

1748 : 23 = 6 7147 : 7 = 1 1

9522 : 46 = 07 812 : 4 = 3

65088 : 72 = 04 9018: 9 = 2

Решение:

1748 : 23 = 76 7147 : 7 = 1021

9522 : 46 = 207 812 : 4 = 203

65088 : 72 = 904 9018: 9 = 1002

Геометрический материал

– В квадрате проведены два отрезка, соеди-

няющих противоположные вершины.

Сколько всего получилось треугольников?



Запись:

Получилось 8 треугольников

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 104–105).

Задание 8.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Объясните, как можно найти неизвестный первый множитель.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


Объясняют, как можно найти неизвестный первый множитель.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату

Задание 9.

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестный первый множитель?

– Сформулируйте правило для нахождения неизвестного первого множителя.

– Надо выполнить деление, чтобы найти неизвестный первый множитель.

џ Чтобы найти неизвестный первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель.

Задание 10.

– Используя правило, найдите неизвестный первый множитель.

Решение:

х · 38 = 36480 у · 4 = 8060

х = 36480 : 38 у = 8060 : 4

х = 960 у = 2015

Задание 11.

– Запишите предложение в виде равенства.

Решение:

1) t · 107 = 22042 2) т · 50 = 18200

t = 22042 : 107 т = 18200 : 50

t = 206 т = 364

Задание 12.

– Какое число задумал Юра?

Решение:

х · 365 = 44530

х = 44530 : 365

х = 122

Задание 13.

– Какое число задумал Коля?

Решение:

х · 25 = 625000

х = 625000 : 25

х = 25000

Задание 14

– Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах

Работают самостоятельно

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 108–109).

Задание 29.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.

– Сколько деталей должен изготовить токарь за месяц?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Решение:

1) 23 · 8 = 184 (дет.) – изготовил токарь за 8 дней.

2) 184 · 3 = 552 (дет.) – должен изготовить токарь за месяц.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 30.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько зерна отправили на мельницу?

Запись: Было – 18234 кг зерна

Разгрузили – 3 дня по ? кг

Отправили – ? кг, половину

Решение:

1) 18234 : 3 = 6078 (кг) – разгружали каждый день.

2) 6078 : 2 = 3039 (кг) – отправили на мельницу.

Задание 31.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Какое расстояние будет между поездами

за 1 ч до встречи?

Решение:

65 + 55 = 120 (км) – расстояние между поездами за час до встречи.

Задание 32

– Вычислите четверть данных чисел.

– Вычислите пятую часть данных чисел.

– Вычислите сотую часть данных чисел.

– Вычислите тысячную часть данных чисел

Вычисляют четверть числа:

80 : 4 = 20 164 : 4 = 41

160 : 4 = 40 200 : 4 = 50

Вычисляют пятую часть числа.

500 : 5 = 100 60 : 5 = 12

150 : 5 = 30 25 : 5 = 5

Вычисляют сотую часть числа.

300 : 100 = 3 1800 : 100 = 18

66000 : 100 = 660

Вычисляют тысячную часть числа.

24000 : 1000 = 24 240000 : 1000 = 240

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Урок 111. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х – 5 = 7

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся применять правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого и делимого); объяснять нахождение неизвестного компонента арифметических действий

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Найдите первое неполное делимое; определите количество цифр в частном.












Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета.

Решение:

37545 : 5 = четыре цифры в частном

67248 : 12 = четыре цифры в частном

13876 : 43 = три цифры в частном

5976405 : 128 = пять цифр в частном

Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения

Интеллектуальная разминка.

– Вставьте пропущенные цифры, чтобы равенства были верными.

1326 : 13 = 2 7280 : 14 =

2515 : 5 = 0

5656 : 7 = 0 728 : 14 = 2

515 : 5 = 3

Решение:
1326 : 13 = 102 7280 : 14 = 520 2515 : 5 = 503

5656 : 7 = 808 728 : 14 = 52 515 : 5 = 103

Задание на смекалку

Геологи нашли 7 камней, массы которых 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 кг. Эти камни разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинаковая. Как это сделали?

Решение:

Рюкзак № 1 – камень 7 кг; рюкзак № 2 – камень 6 кг и камень 1 кг; рюкзак № 3 – камень 5 кг и камень 2 кг; рюкзак № 4 – камень 4 кг и камень 3 кг

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 106–107).

Задание 15.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Объясните, как можно найти неизвестное уменьшаемое.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Объясняют, как можно найти неизвестное уменьшаемое

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату

Задание 16.

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестное уменьшаемое?

– Сформулируйте правило для нахождения неизвестного уменьшаемого.

– Надо выполнить сложение.
џ Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Задание 17.

– Используя правило, вычислите уменьшаемое.

Решение:

а) а – 24056 = 100000 в) т – 3356 = 476

а = 100000 + 24056 т = 3356 + 476

а = 124056 т = 3832

б) у – 339 = 18 г) п – 12758 = 6907

у = 339 + 18 п = 12758 + 6907

у = 357 п = 19665

Задание 18.

– Запишите предложения в виде равенства.

– Выполните взаимопроверку в парах.

Решение:

1) п – 7777 = 896 2) у – 509871 = 18059

п = 7777 + 896 у = 509871 + 18059

п = 8673 у = 527930

Задание 19.

– Найдите задуманное число.

Решение:

х – 5627 = 12996

х = 12996 + 5627

х = 18623

Задание 20

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

– Сколько воды было в бочке?

Запись: Было – х л.

Взяли – 75 л

Осталось – 125 л

Решение: х – 75 = 125

х = 125 + 75

х = 200 (л)