Файл: Урок 106. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 109. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х + 5 = 7
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с алгоритмом решения уравнения: разбивкой выражения, записанного в одной или обеих частях уравнения, на части; научатся применять алгоритм решения уравнения: разбивка выражения, записанного в одной или обеих частях уравнения, на части; выполнять упрощение выражений; находить неизвестный компонент арифметических действий | Метапредметные: Познавательные: умеют ориентироваться в тексте задачи, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке. Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию | Личностные:имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; понимают значение границ собственного знания и «незнания» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Подчеркните первое неполное делимое и определите количество цифр в частном.
| Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. Решение: 318 : 3 = три цифры 816 : 8 = три цифры 675 : 5 = три цифры 927 : 9 = три цифры 1804 : 4 = три цифры 2121 : 7 = три цифры | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | |||||||||
Задание на смекалку | а) Написано 99 чисел: 1, 2, 3, ... , 98, 99. Сколько раз в записи встречается цифра 5? б) Сколько всего двузначных чисел? | Решение: а) 5, 15, 25, 35, 45, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 65, 75, 85, 95. Получается 19 раз. б) Всего 90 двузначных чисел | ||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 103–104). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Как можно вычислить неизвестное первое слагаемое? | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Объясняют, как можно вычислить неизвестное первое слагаемое. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии | |||||||||
Задание 2. | – Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестное первое слагаемое в каждом из равенств? – Сформулируйте правило для нахождения неизвестного первого слагаемого. | – Надо выполнить вычитание, чтобы найти неизвестное первое слагаемое в каждом из равенств. џ Чтобы найти неизвестное первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое. | ||||||||||
Задание 3. | – Пользуясь правилом, найдите неизвестное первое слагаемое. | Решение: х + 7006 = 89400 у + 12345 = 31006 х = 89400 – 7006 у = 31006 – 12345 х = 82394 у = 18661 | ||||||||||
Задание 4. | – Запишите каждое предложение в виде равенства. Найдите неизвестное число. | 1) х + 7050 = 7153 2) а + 316 = 2004 х = 7153 – 7050 а = 2004 – 316 х = 103 а = 1688 | ||||||||||
Задание 5. | – Какое число задумал Дима? | Решение: х + 1217 = 1500 х = 1500 – 1217 х = 283 | ||||||||||
Задание 6. | – Какое число задумала Катя? | Решение: х + 75 = 1500 х = 1500 – 75 х = 1425 | ||||||||||
Задание 7 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Решите задачу. – сколько рыбок было в аквариуме? | Запись: Было – х р. Пустили – 8 р. Стало – 15 р. Решение: х + 8 = 15 х = 15 – 8 х = 7 (р.) – было в аквариуме | ||||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 108). Задание 26. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Работают самостоятельно. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью | |||||||||
Задание 27. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – сколько часов самолет был в пути? | Запись: s = 3800 км = 950 км/ч t – ? Решение: 3800 : 950 = 4 (ч) – был в пути. | ||||||||||
Задание 28 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? – Решите задачу. – Какой из участков имеет бо́льшую площадь и на сколько? | Запись:
Решение: 1) 32 : 2 = 16 (м) – ширина 2-го участка. 2) 20 · 3 = 60 (м) – длина 2-го участка. 3) 60 · 16 = 360 (м2) – площадь 2-го участка. 4) 32 · 20 = 640 (м2) – площадь 1-го участка. 5) 640 – 360 = 280 (м2) – больше площадь 1-го участка | ||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Урок 110. Тема: Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х · 5 = 15
Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся применять правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого и делимого); находить неизвестный компонент арифметических действий | Метапредметные: Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; формулируют проблемы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими | Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Найдите значения выражений: 21147 : 7 48168 : 8 15550 : 5 565656 : 56 727272 : 72 818181 : 81 | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. Решение: 21147 : 7 = 3021 48168 : 8 = 6021 15550 : 5 = 3110 565656 : 56 = 10101 727272 : 72 = 10101 818181 : 81 = 10101 | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Интеллектуальная разминка. | – Вставьте пропущенные цифры. 1748 : 23 = 6 7147 : 7 = 1 1 9522 : 46 = 07 812 : 4 = 3 65088 : 72 = 04 9018: 9 = 2 | Решение: 1748 : 23 = 76 7147 : 7 = 1021 9522 : 46 = 207 812 : 4 = 203 65088 : 72 = 904 9018: 9 = 1002 | |
Геометрический материал | – В квадрате проведены два отрезка, соеди- няющих противоположные вершины. Сколько всего получилось треугольников? | Запись: Получилось 8 треугольников | |
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 104–105). Задание 8. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Объясните, как можно найти неизвестный первый множитель. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Объясняют, как можно найти неизвестный первый множитель. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату |
Задание 9. | – Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестный первый множитель? – Сформулируйте правило для нахождения неизвестного первого множителя. | – Надо выполнить деление, чтобы найти неизвестный первый множитель. џ Чтобы найти неизвестный первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель. | |
Задание 10. | – Используя правило, найдите неизвестный первый множитель. | Решение: х · 38 = 36480 у · 4 = 8060 х = 36480 : 38 у = 8060 : 4 х = 960 у = 2015 | |
Задание 11. | – Запишите предложение в виде равенства. | Решение: 1) t · 107 = 22042 2) т · 50 = 18200 t = 22042 : 107 т = 18200 : 50 t = 206 т = 364 | |
Задание 12. | – Какое число задумал Юра? | Решение: х · 365 = 44530 х = 44530 : 365 х = 122 | |
Задание 13. | – Какое число задумал Коля? | Решение: х · 25 = 625000 х = 625000 : 25 х = 25000 | |
Задание 14 | – Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах | Работают самостоятельно | |
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 108–109). Задание 29. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Сколько деталей должен изготовить токарь за месяц? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Решение: 1) 23 · 8 = 184 (дет.) – изготовил токарь за 8 дней. 2) 184 · 3 = 552 (дет.) – должен изготовить токарь за месяц. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
Задание 30. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Сколько зерна отправили на мельницу? | Запись: Было – 18234 кг зерна Разгрузили – 3 дня по ? кг Отправили – ? кг, половину Решение: 1) 18234 : 3 = 6078 (кг) – разгружали каждый день. 2) 6078 : 2 = 3039 (кг) – отправили на мельницу. | |
Задание 31. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Какое расстояние будет между поездами за 1 ч до встречи? | Решение: 65 + 55 = 120 (км) – расстояние между поездами за час до встречи. | |
Задание 32 | – Вычислите четверть данных чисел. – Вычислите пятую часть данных чисел. – Вычислите сотую часть данных чисел. – Вычислите тысячную часть данных чисел | Вычисляют четверть числа: 80 : 4 = 20 164 : 4 = 41 160 : 4 = 40 200 : 4 = 50 Вычисляют пятую часть числа. 500 : 5 = 100 60 : 5 = 12 150 : 5 = 30 25 : 5 = 5 Вычисляют сотую часть числа. 300 : 100 = 3 1800 : 100 = 18 66000 : 100 = 660 Вычисляют тысячную часть числа. 24000 : 1000 = 24 240000 : 1000 = 240 | |
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Урок 111. Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: х – 5 = 7
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умений решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15; способствовать формированию умений решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся применять правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий (первого слагаемого, первого множителя, уменьшаемого и делимого); объяснять нахождение неизвестного компонента арифметических действий | Метапредметные: Познавательные: осуществляют моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи | Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Найдите первое неполное делимое; определите количество цифр в частном.
| Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. Решение: 37545 : 5 = четыре цифры в частном 67248 : 12 = четыре цифры в частном 13876 : 43 = три цифры в частном 5976405 : 128 = пять цифр в частном | Выделять существенную информацию из текста задачи. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения | ||||
Интеллектуальная разминка. | – Вставьте пропущенные цифры, чтобы равенства были верными. 1326 : 13 = 2 7280 : 14 = 2515 : 5 = 0 5656 : 7 = 0 728 : 14 = 2 515 : 5 = 3 | Решение: 1326 : 13 = 102 7280 : 14 = 520 2515 : 5 = 503 5656 : 7 = 808 728 : 14 = 52 515 : 5 = 103 | |||||
Задание на смекалку | Геологи нашли 7 камней, массы которых 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 кг. Эти камни разложили в четыре рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней была одинаковая. Как это сделали? | Решение: Рюкзак № 1 – камень 7 кг; рюкзак № 2 – камень 6 кг и камень 1 кг; рюкзак № 3 – камень 5 кг и камень 2 кг; рюкзак № 4 – камень 4 кг и камень 3 кг | |||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 106–107). Задание 15. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Объясните, как можно найти неизвестное уменьшаемое. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Объясняют, как можно найти неизвестное уменьшаемое | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату | ||||
Задание 16. | – Какое действие надо выполнить, чтобы найти неизвестное уменьшаемое? – Сформулируйте правило для нахождения неизвестного уменьшаемого. | – Надо выполнить сложение. џ Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. | |||||
Задание 17. | – Используя правило, вычислите уменьшаемое. | Решение: а) а – 24056 = 100000 в) т – 3356 = 476 а = 100000 + 24056 т = 3356 + 476 а = 124056 т = 3832 б) у – 339 = 18 г) п – 12758 = 6907 у = 339 + 18 п = 12758 + 6907 у = 357 п = 19665 | |||||
Задание 18. | – Запишите предложения в виде равенства. – Выполните взаимопроверку в парах. | Решение: 1) п – 7777 = 896 2) у – 509871 = 18059 п = 7777 + 896 у = 509871 + 18059 п = 8673 у = 527930 | |||||
Задание 19. | – Найдите задуманное число. | Решение: х – 5627 = 12996 х = 12996 + 5627 х = 18623 | |||||
Задание 20 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Сколько воды было в бочке? | Запись: Было – х л. Взяли – 75 л Осталось – 125 л Решение: х – 75 = 125 х = 125 + 75 х = 200 (л) | |||||