Файл: Урок 106. Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Определите массу тыквы с помощью изображенных на рисунке весов. – Определите ошибку измерения. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решение: 5 кг + 2 кг + 1 кг + 500 г + 200 г = 8 кг 700 г. 8 кг 700 г – 8 кг 657 г = 43 г. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор | ||||||||
Задание 6 | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Укажите приближенное значение длины каждого шнура с точностью до метра | Решение: 12 м 6 см 12 м 12 м 95 см 13 м | ||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 147–148). Задание 18. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Определите вид треугольника по заданным параметрам. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Первый треугольник равнобедренный, второй треугольник – равносторонний. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок | |||||||
Задание 19. | – Запишите в тетради названия фигур. | Запись: конус, куб, цилиндр, пирамида. | ||||||||
Задание 20. | – У кого из мальчиков равносторонний треугольник? – Как называется другой треугольник? | – У Коли равносторонний треугольник. – Дима начертил равнобедренный треугольник. | ||||||||
Задание 21 | – Определите вид каждого из углов. Запишите в соответст-вующей графе таблицы его номер | Запись:
| ||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Урок 128. Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий | ||
Педагогические задачи: способствовать формированию умений распознавать и изображать отрезки с помощью циркуля и линейки; содействовать развитию умения решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выполнять построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки | Метапредметные: Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничествос учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия | Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Выполните деление: 150 : 3 240 : 6 420 : 7 210 : 7 350 : 5 2800 : 4 7200 : 9 3600 : 9 5400 : 6 2700 : 3 – Какие знания вам пригодились? | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. 50 40 60 30 70 700 800 400 900 900 – Пригодились знания таблицы умножения и деления. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
| – Найдите делимое: : 3 = 80 : 7 = 40 : 9 = 60 : 5 = 40 : 8 = 70 : 4 = 40 – Как найти неизвестное делимое? | Решение: 240 : 3 = 80 280 : 7 = 40 540 : 9 = 60 200 : 5 = 40 560 : 8 = 70 160 : 4 = 40 џ Чтобы найти неизвестное делимое, надо значение частного умножить на делитель. | |
| – Положите 3 палочки так, чтобы получились 3 разных угла: прямой, острый и тупой. – Положите три палочки так, чтобы получилось три острых угла | Решение: | |
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 149–150). Задание 1. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Составьте алгоритм построения отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют алгоритм построения отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки. 1. Начертить луч, отметить на нем точку С. 2. Циркулем измерить длину отрезка АВ. 3. Провести окружность радиуса, который равен отрезку АВ, с центром в точке С. 4. Отметить точку пересечения луча и дуги окружности. Обозначить ее буквой К. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость |
Задание 2. | – Выполните задание самостоятельно, проведите взаимопроверку в парах. | Работают самостоятельно. | |
Дополнительный материал | Построение прямого угла и деление отрезка пополам. Отложим на прямой отрезок АВ (рис. 1). Одним и тем же радиусом, равным длине отрезка, проведём две окружности с центрами в точках А и В. Окружности пересекутся в двух точках С и D. Проведём прямую через точки С и D. Обозначим точку пересечения прямых буквой О. Вместо окружностей можно проводить дуги (части окружностей) любого одинакового радиуса, лишь бы он был больше, чем половина отрезка КЕ. – Сделаем такой чертёж, как на рисунке 2, и убедимся, что построенные прямые при пересечении образуют прямые углы, а точка их пересечения делит отрезок пополам | | |
IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учебнику (с. 151–152). Задание 5. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – На сколько приближенный результат, который получила Даша, отличается от точного значения длины рукава? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – На 3 мм приближенный результат отличается от точного значения длины рукава. 54 см 3 мм – 54 см = 3 мм. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Задание 6. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Сколько денег могло остаться у Кати? | Решение: 1) 15 · 6 = 90 (р.) – стоят 6 пирожных. 2) 15 · 7 = 105 (р.) – стоят 7 пирожных. Ответ: у Кати осталось от 90 до 104 рублей. | |
Задание 7. | – За какое время в действительности Алеша проплыл дистанцию? | – За 1 минуту 20 секунд в действительности Алеша проплыл дистанцию. | |
Задание 8*. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Как изменяется масса воды в трюме – увеличивается или уменьшается и как быстро? | – Масса воды в трюме уменьшается. 8 т 500 кг – 5 т = 3 т 500 кг. | |
Задание 9. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Какова масса Ванечки? | Решение: 1) 1 т = 1000 кг; 1000 : 100 = 10 (кг) – вес Тани. 2) 1000 : 1000 = 1 (кг) – разница в весе; 10 – 1 = 9 (кг) – вес Вани. | |
Задание 10. | – Найдите значения выражений. | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку). | |
Задание 11. | – Составьте равенства. | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку). | |
Задание 12. | – Приведите пример, подтверждающий или опровергающий высказывание. 1) Среди равнобедренных треугольников есть равносторонние. 2) Существуют углы, которые больше прямого угла. 3) Из двух чисел одно всегда больше или меньше другого. 4) Не существует равнобедренных прямоугольных треугольников. | – Первое высказывание ложно, так как у равнобедренных треугольников только две стороны имеют одинаковую длину. – Второе высказывание истинно. Это тупые углы. – Третье высказывание истинно. Например, 6 > 3. – Четвертое высказывание ложно. АС = АВ; А – прямой. | |
Задание 13 | – Вычислите неизвестное число | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку) | |
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
Ресурсный материал к уроку
Задание 10. (484260 – 1020 · 34) : (133350 : 105) = 354 22680 : 54 : (12873 – 112 · 114) = 4 3640 : 28 · 2 + 8 · 2010 = 16340 (26908 : 124 + 74370 : 74) · 20 = 24440 | Задание 11. 1) 8000 : 20 : 4 = 100 2) (9500 – 2500) : 7 = 1000 3) 1400 : 700 : 2 = 1 4) (12000 + 15000) : 1000 = 27 | Задание 13. а) 381 · х = 1524 х = 1524 : 381 х = 4 б) 1010 – у = 304 у = 1010 – 304 у = 706 в) х : 88 = 102 х = 102 · 88 х = 8976 г) 629 + у = 1258 у = 1258 – 629 у = 629 |
Урок 129. Упражнения в построениИ отрезков. Практическая работа
Тип урока: комбинированный | ||
Педагогические задачи: способствовать формированию умений распознавать и изображать отрезки с помощью циркуля и линейки; содействовать развитию умения решать арифметические задачи | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выполнять построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки | Метапредметные: Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; формулируют проблемы; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Личностные: формируют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Интеллектуальная разминка | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Заполните таблицу.
| Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета. Запись:
| Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| – Разгадайте правило, по которому составлен первый столбик. Составьте по тому же правилу второй и третий столбики выражений: а) 24 : 8 = 3 128 : 8 = 16 144 : 6 = 24 24 : 3 = 8 … … 3 · 8 = 24 … … 8 · 3 = 24 … … | Решение: а) 24 : 8 = 3 128 : 8 = 16 144 : 6 = 24 24 : 3 = 8 128 : 16 = 8 144 : 24 = 6 3 · 8 = 24 16 · 8 = 128 24 · 6 = 124 8 · 3 = 24 8 · 16 = 128 6 · 24 = 124 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– Решите задачу. Масса куска дерева 3 кг. Чему равна масса 3 кусков железа таких же размеров, как кусок дерева, если дерево в 12 раз легче железа? | Решение: 3 · 3 · 12 = 108 (кг). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
– На какое число надо умножить 285714, чтобы получить шестизначное число, записанное теми же цифрами? Вторая цифра этого числа равна 5 | Решение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику (с. 150). Задание 3. | Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. – Найдите длину каждой ломаной, выполняя только одно измерение. | Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. – Длина ломаной АВС составляет 5 см. Длина ломаной MCAD составляет 11 см. | Планировать решение учебной задачи. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 4. | – Найдите периметр фигуры, выполняя только одно измерение. | Решение: 1) РАВС = 50 мм + 20 мм + 35 мм = 105 мм. 2) PEMAD = 20 мм + 30 мм + 55 мм + 25 мм = =130 мм. 3) PABCD = (60 мм + 20 мм) · 2 = 160 мм. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительный материал | Построение треугольника с двумя равными сторонами. Выполнив чертёж, показанный на рисунке 1, легко получить треугольник с двумя равными сторонами. Достаточно любую точку прямой МВ соединить отрезками с точками К и Е. На рисунке 1 показаны 3 таких треугольника: КМЕ, КВЕ и КСЕ. Сделайте чертёж. Построение прямоугольника (квадрата). – Чтобы построить прямоугольник, легче всего начертить любую окружность, провести в ней два любых диаметра и соединить их концы отрезками (рис. 2). Чтобы построить квадрат, надо провести диаметры, которые образуют прямые углы | а) б) в) Рис. 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Включение нового в актив-ное использо- вание в сочетании с ранее изученным, освоенным. Работа по учеб- нику (с. 153–157). | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока. – Рассмотрите схему движения двух поездов. – На сколько километров за 6 ч удалится от пункта А поезд, который шел со скоростью 50 км/ч? – На сколько километров за 6 ч удалится от пункта В поезд, который шел со скоростью 60 км/ч? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – На 300 километров за 6 ч удалился от пункта А поезд, который шел со скоростью 50 км/ч. 50 · 6 = 300 (км). – На 360 километров за 6 ч удалился от пункта В поезд, который шел со скоростью 60 км/ч. 60 · 6 = 360 (км). | Выбирать действия в соответствии с постав- ленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным дейст- вием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 14. | – Какое расстояние будет между поездами через 6 ч после начала движения? | – 835 км – расстояние между поездами через 6 ч. 50 · 6 + 60 · 6 + 175 = 835 (км). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 15. | – Кто выполнил точнее измерение? – Кто допустил ошибку? – Какую ошибку? | – Саша выполнил точнее измерение. – Лена допустила ошибку. Ошибка: 9 дм – 8 дм 6 см 3 мм = 3 см 7 мм. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 16. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – сколько времени необходимо автобусу на обратный путь? | Решение (см. ресурсный материал к уроку). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 17. | – Сколько денег положила Маша в копилку на пятнадцатый день? | Запись: 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 32 + 64 + 128 + 256 + + 512 + 1024 +2048 + 4096 + 8192 + 16384 = = 32767 (к.); 32767 к. = 327 р. 67 к. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 18. | – Выполните вычисления. – Проверьте свои вычисления с помощью калькулятора. | Работают самостоятельно в парах. Осуществляют взаимоконтроль. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 19*. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – Какова стоимость 50 г смеси? | Решение (см. ресурсный материал к уроку). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 20*. | – Определите число пустых стаканов. | – Пустых стаканов – 4. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 21*. | – С какой скоростью катер будет плыть на обратном пути? | Решение: 1) 24 – 2 = 22 (км/ч) – собственная скорость катера. 2) 22 – 2 = 20 (км/ч) скорость катера на обратном пути. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 23. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – С какой скоростью ехала «Газель»? | Решение (см. ресурсный материал к уроку). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 24*. | – Какова масса одной дыни? | Решение: 16 : 4 = 4 (кг) – масса одной дыни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 25. | – Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу. – В чем ошибка Пети? | – Ошибка в том, что длина и ширина взята в самом широком месте, так озеро не прямоугольное, поэтому и площадь отличается. А Петя посчитал так, если бы озеро было прямоугольным. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 26. | – Какие числа надо записать в «окошках», чтобы равенства были верными? | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 27. | – Составьте выражение и решите задачу. – Найдите значение выражения, если р = 17 км/ч. | Запись: 90 – р · 3. 90 – 17 · 3 = 90 – 51 = 39 (км). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 28 | – Вычислите неизвестное число | Выполняют задание (см. ресурсный материал к уроку) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Выражать доброжелательность. Осуществлять итоговый контроль, формиро-вать адекватную самооценку |
Ресурсный материал к уроку
Задание 16.
Решение: 1) 64 : 2 = 32 (км) – проехал за 30 мин. 2) 32 + 28 = 60 (км) – весь путь. 3) 64 – 4 = 60 (км/ч) – скорость на обратном пути. 4) 60 : 60 = 1 (ч) – время на обратный путь. Задание 19*.
Решение: 1) 28 · 10 = 280 (р.) – стоит 1 кг цейлонского чая. 2) 280 · 5 = 1400 (р.) – стоят 5 кг цейлонского чая. 3) 30 · 10 = 300 (р.) – стоит 1 кг индийского чая. 4) 300 · 5 = 1500 (р.) – стоят 5 кг индийского чая. 5) 1400 + 1500 = 2900 (р.) – стоят 10 кг смеси. 6) 10 кг = 10000 г 10000 : 50 = 200 (раз) – меньше стоимость 50 г смеси. 7) 2900 р. : 200 = 14 р. 50 к. – стоимость 50 г смеси. | Задание 23. Решение: 1) 40 : 4 = 10 (км/ч) – скорость изменения. 2) 50 + 10 = 60 (км/ч) – скорость «Газели». Задание 26. а) · 8 = 944 б) 1020 – = 874 944 : 8 = 118 1020 – 874 = 146 в) + 3075 = 9116 г) 365 : = 5 9116 – 3075 = 6041 365 : 5 = 73 Задание 28. а) т : 8 = 134924 б) с : 306 = 409 т = 134924 · 8 с = 306 · 409 т = 1079392 с = 125154 в) b : 29 = 1060 г) k : 108 = 706 b = 1060 · 29 k = 706 · 108 b = 30740 k = 76248 |