ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегический маркетинг - это механизм программно-целевого опережающего управления, положением предприятия в системе рыночных отношений. Стратегический маркетинг - это исследование и решение стратегических проблем предприятий на основе анализа прогнозируемых тенденций и потребностей рынка с точки зрения видения будущего развития. Стратегический маркетинг предполагает постоянную ориентацию предприятия на динамику факторов рынка, своевременную оценку конкурентов, уровня спроса на основе проводимых исследований.
Стратегический маркетинг обеспечивает эффективность маркетинговой деятельности, выполняя функции исследования рынка, стратегического планирования и контроля, что позволяет создать необходимые условия для работы предприятия, его выживания и развития. Стратегический маркетинг предполагает проведение комплекса исследований и анализ динамики факторов рынка. Основными элементами исследований являются:
1) определение параметров привлекательности и емкости сегментов рынка;
2) анализ и оценка влияния факторов внешней среды;
3) анализ условий конкуренции и конкурентных преимуществ лидеров отрасли;
4) изучение спроса на основе анализа потребителей (бихевиоризма);
5) исследование организации сбыта, товародвижения и коммерческой деятельности конкурентов;
6) профильный анализ сегмента рынка для реализации продуктово- маркетинговой стратегии;
7) прогнозирование потребностей рынка по выпускаемой продукции.
На основе полученной информации формируется система целевых установок стратегического характера, разрабатывается экономическая и маркетинговая политика, на основании которых разрабатывается программа маркетинга. Программа маркетинга раскрывает потенциальные возможности фирмы, что позволяет организовать эффективную работу предприятия и определить пути развития.
На основе программы маркетинга каждое подразделение разрабатывает свой план маркетинга по рынкам (сегментам), по товарам, по ассортименту и ценам. Стратегическое управление, построенное на принципах маркетинга, предполагает постоянную корректировку бизнеса, что позволяет успешно ориентироваться на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка.
Таким образом, стратегический маркетинг позволяет своевременно:
1) выбрать по параметрам привлекательности эффективный сегмент рынка;
2) оценить ожидаемый спрос в выбранном сегменте рынка;
3) выявить потребности выбранного сегмента рынка;
4) сделать расчет основных параметров бизнес-плана;
5) определить предполагаемую долю рынка.
И так стратегический маркетинг помогает решить такие задачи как:
1) формирование маркетинга и маркетинговой политики фирмы;
2) обеспечивать развитие и выживание фирмы в битве конкуренции;
3) обеспечивать реализацию и разработку стратегии;
4) помогать в обеспечении стратегической ориентации фирмы в структуре рыночных отношении (выбор СЗХ), формирование конкурентного статуса в определенном месте рынка;
5) помогает обеспечить преимущества конкурентоспособности во время борьбы на рынке туризма, что дает возможность фирме оценить конкурентную ситуацию;
6) обеспечивает формирование ценовой политики;
7) обеспечивает конкурентоспособность фирмы, т.е. высокую стабильность работы в условиях конкуренции и неопределенности. Стратегический маркетинг обеспечивает информацией об интересах и потребностях потребителя, позволяет отслеживать особенности сегмента рынка, сформировать экономическую политику фирмы, своевременно выявлять и оценивать рынки ресурсов, сырья, материалов, вырабатывать стратегию организационного поведения фирмы на основе анализа потребностей потребителей.
Раздел начнем с обобщения результов мониторинга внешней среды они представлены в виде PEST-анализа (таблица 1).
Таблица 1 - PEST-анализ факторов внешней среды
Факторы | Факторы | Примечание | |||||||||
Способствующие достижению целей (знак «+») | Препятствующие достижению целей (знак «-») | ||||||||||
1. Экономические факторы | |||||||||||
1.1. | Рост дохода населении | +2 | | Рост потребления туристичеких услуг | |||||||
1.2. | Кризис российской и мировой экономики) | | -5 | Сдерживание потреблении, появлении безработица | |||||||
1.3. | Рост платных услуг для оющества | | -3 | Снизить расходы на отдых и туризм | |||||||
1.4. | Не всем клиента могут позволит себе поездку за границу | | -4 | Ограничение спроса | |||||||
1.5. | Уменьшение числа кокурентов на рынке | +4 | -4 | Росты продажи у крупных туристических фирм, и конкуренция | |||||||
1.6. | Перспективы роста рынка за счет роста потребления туруслуг после кризиса | +5 | | Увеличение объемов продаж компаний | |||||||
1.7. | Насыщение рынка туруслуг | | -3 | Стабилизация и замедление темпа роста рынка туризма | |||||||
1.8. | Высокий уровень конкуренции среди туристическими фирмами | | -3 | конкуренции между туристическими фирмами | |||||||
1.9. | Росты продаж с помощью Интернета | +5 | | Расширенные сбытовые возможности | |||||||
1.10. | Ниже среднего профессионализм некоторых игроков | | -3 | Упадок доверия к туристическим фирмам. Могут возникнуть конфликтные ситуаций с потребителями | |||||||
1.11 | Недобросовестные партнеры | | -3 | Возможен непредвиденный срыв во время оказания услуг, это может быть вызвано неудовлетворенностью в предоставляемых улугах | |||||||
1.12. | Участие в мероприятиях, выставках и семинарах за рубежом повысит рост спроса на турфирму | +3 | | Увеличатся мероприятия и услуги для корпоративного спроса клиентов | |||||||
2. Технологические факторы | |||||||||||
2.1. | Очень низкий уровень турестических услуг на всем рынке | | - 5 | Мало доверия к туристическим фирмам в России | |||||||
2.2. | На низком уровне находиться бизнес-коммуникации между туристическими фирмами | | - 3 | Этому приводит, недоброжелательность, конкуренция, демпинг, скрытость и нечистоплотность работы фирм. | |||||||
2.3. | Активность продаж, которые использую конкуренты | | - 4 | Борьба и конкуренция за потребителя | |||||||
2.4. | Технология обучении персонала | +5 | | Наличность своих технологий персонала дает существенное конкурентное преимущество | |||||||
2.5. | Система продвижения | +5 | | Эффективная система продвижения формирует осведомленность | |||||||
3. Социальные факторы | |||||||||||
3.1. | Правильное формирование культурного отдыха для Россиян, привлечение к цивилизационному отдыху за пределами страны. | +5 | | Увеличить потребление туристических услуг | |||||||
3.2. | Стремиться к тому чтобы востребовались другие товары | +4 | | Увеличится рост продаж дорогих туристических путевок | |||||||
3.3. | Рост требований к качеству обслуживания и получаемого турпродукта | +2 | -2 | Необходимость повышения качества обслуживания, обучения персонала и т.п. | |||||||
3.4. | Сокращение расходов на отдых во время кризиса | | -4 | Снижение потребления услуг | |||||||
3.5. | Четкое разделение туристов на сегменты по цене | +4 | | Формирование предложения для каждой группы | |||||||
3.6. | Сезонность предоставления услуг | | -3 | Необходимость выравнивания спроса | |||||||
4. Политические факторы | |||||||||||
4.1. | Ограничения въезда в зарубежные страны (ужесточение визового режима) | | -5 | Сложности в организацией туров и отправкой туристов | |||||||
4.2. | Лицензирование предприятий туристической отрасли | + 3 | -5 | Забота о потребителях. Возможность неполучения лицензии. Вытеснение конкурентов |
В проведенном нами исследовании функционируют следующая характеристик текущей ситуации туристического агентства ООО «Счастливая жизнь»:
-
угрозы для агентства находятся в туристическом рынке – конкуренция приводит к тому что нужно искать туристические фирмы способами совершенствования своей деятельности -
потребности клиентской базы, которые организуют в турфирмах отдых приводит к тому что нужно четко выделять целевую аудиторию, и при этом не правильно подобранная стратегия сегментации и позиционировании, может привести к потери прибыли; -
компания может потерять свою конкурентоспособность из за не правильного подхода к выбору мероприятии; -
при разработке мероприятии нужно учитывать политические, природные и техногенные факты, к природным факторам относятся это стихийные бедствия такие как цунами или наводнение, к техногенным могут относиться огромное автомобильные катастрофы, к политические проблемы связаны с выдачей виз, либо дружеских отношении стран. -
экономические риски на текущий момент велики, т.к. экономика России демонстрирует нестабильность (экономический кризис).
Таблица 2 - Оценка ситуации на рынке с помощью модели 5 конкурентных сил Портера
Конкурентная сила | Факторы влияния |
Существующая конкуренция в отрасли | Конкуренция высокая, при этом она направлена направлена на крупнейших игроков рынка, так как региональные рынки не очень развиты, для них достаточны а то и велики доли региональных компаний. Конкуренция постепенно смещается на неценовой уровень, велика роль активного продвижения, рекламы и маркетинга, а также оказания широкого ассортимента услуг высокого качества |
Барьеры для входа новых игроков | Барьеры выхода для мелких игроков, являющихся турфирмами, не очень велики, однако, необходимо преодолеть законодательные барьеры, а также сформировать свою клиентскую базу. Для турфирм барьеры выхода выше, требуется страхование ответственности и формирование партнерских связей с туроператорами |
Поставщики | Поставщиками в данном случае выступают партнеры для турафирмы, партнерские связи с которыми во многом влияют на успешность продвижения турфирмы на рынке и удовлетворенность клиентов |
Потребители | Потребители делятся на два сегмента – физические и юридические лица (корпоративные клиенты). При этом оба сегмента развиваются динамично, но доля частных лиц значительно превышает долю корпоративных клиентов. В этой связи следует концентрироваться на обоих сегментах. Однако, растут запросы клиентов к качеству оказываемых услуг и предлагаемых турпродуктов. |
Заменители | У туристских услуг нет прямых заменителей, однако, заменяемость услуг разных турфирм очень высока. В качестве условного заменителя можно рассматривать краткосрочный отдых (индустрия развлечений), отказ от отдыха и отдых дома (на даче) |
Следовательно, можно сказать, что возникает усложнение ситуации на рынке, конкуренция становиться более жесткой и повышается рост потребностей потребителей к качеству предоставляемых услуг, при этом развивается как сегмент туризма для физических лиц, так и сегмент туризма для корпоративных клиентов.
Характеристика основных конкурентов представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнительная характеристика ООО «Счастливая жизнь» и конкурентов
| Атлантик Трэвел | Гама | Водолей тур | Рос вояж |
Турфирма/турпоратор | Турфирма | Турфирма | Турфирма | Турфирма |
Туры по России | + | + | + | + |
Туры по Нижегородской области | + | + | + | + |
Экскурсионные туры по Европе | + | + | + | + |
Речные круизы | - | + | - | - |
Автобусные туры по Европе | + | + | + | + |
Корпоративные программы | + | + | + | + |
Туры на праздники (Новый год, майские праздники и др.) | + | + | + | + |
Учебный центр | - | - | - | + |
Широта покрытия рынка | широкое | широкое | среднее | широкое |
Качество обслуживания по 10-бальной шкале | 8 | 9 | 8 | 9 |
Как видно, турфирмы очень похожи между собой, работают с одними и тем же партнерами, предлагают туры для частных лиц и корпоративных клиентов, а также туры экскурсионные туры, кроме того, все являются туристическими фирмами предлагают довольно широкое покрытие рынка с точки зрения предлагаемых туров. Отличие заключается в качестве обслуживания, однако, разница незначительна, и в стоимости колебания также невелики – в пределах 3-7%. Основное отличие в том, что только «Рос вояж» имеет свой учебный центр.
Чтобы получить полный ответ нужно сравнить туруслуги двух компаний по критерию шкалы оценок - от 1 до 10. Веса распределены в соответствии со значимостью критерия (таблица 4).
Таблица 4 - Сравнительная оценка конкурентов
Критерий | Вес | Водолей тур | Гама | Атлантик Трэвел | Рос вояж | ||||
оценка | взвеш. оценка | оценка | взвеш. оценка | оценка | взвеш. оценка | оценка | взвеш. оценка | ||
Цена туров | 0,15 | 10 | 1,5 | 7 | 1,05 | 9 | 1,35 | 8 | 1,2 |
Качество предлагаемых услуг | 0,2 | 9 | 1,8 | 9 | 1,8 | 9 | 1,8 | 9 | 1,8 |
Широта ассортимента услуг | 0,12 | 8 | 0,96 | 10 | 1,2 | 9 | 1,08 | 9 | 1,08 |
Широта покрытия рынка (агентская сеть) | 0,12 | 7 | 0,84 | 10 | 1,2 | 8 | 0,96 | 9 | 1,08 |
Рекламная активность | 0,08 | 7 | 0,56 | 10 | 0,8 | 7 | 0,56 | | 0 |
Квалификация персонала | 0,06 | 9 | 0,54 | 10 | 0,6 | 9 | 0,54 | 9 | 0,54 |
Качество обслуживания | 0,12 | 8 | 0,96 | 9 | 1,08 | 8 | 0,96 | 9 | 1,08 |
Качество работы с партнерами | 0,15 | 8 | 1,2 | 10 | 1,5 | 9 | 1,35 | 10 | 1,5 |
Сумма | 1 | 66 | 8,36 | 75 | 9,23 | 68 | 8,6 | 63 | 8,28 |