Файл: Семейное психологическое консультирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семейное психологическое консультирование
13
С третьим признаком дело обстоит сложнее. Возможно, идущий рядом муж пре- красно понимает состояние жены, но не спешит помочь ей. Но вероятен и другой вариант: если бы муж понял, что жене тяжело (догадался бы, понял намек, услы- шал прямое высказывание от жены или кого-то из посторонних) и понял бы эту информацию адекватно (то есть не только сам факт, что ей тяжело и обидно, но и насколько тяжело и обидно), то помощь последовала бы немедленно.
Ситуация соответствует и четвертому признаку коммуникационной проблемы.
Налицо массивный коммуникационный барьер: существует ряд особенностей жены, мужа и их взаимоотношений, в силу которых информация по коммуникаци- онному каналу не проследует, то есть жена мужу не скажет и не намекнет.
Пятый признак здесь также присутствует: потребность во внимании и заботе у женщины сохраняется несмотря на отсутствие реакции мужа.
Рассмотрим их детальнее.
Информационно-дефицитный этап
На начальном этапе возникает и становится выраженной коммуникационная про-
блема. Есть неудовлетворенная потребность, зависимость ее решения от другого
Развитие коммуникационной проблемы —
это совокупность
процессов, которые возникают под ее воздействием и приводят к
психотравмирующим особенностям семьи.
Определение

Семейное психологическое консультирование
14 и невозможность коммуникации. Этот этап часто протекает в форме воображае- мой коммуникации индивида, имеющего проблему, с тем, от кого зависит ее ре- шение. Индивид мысленно обращается к другому, а точнее — к своему представле- нию о другом, с просьбой, требованием, намеком, выслушивает ответ. Результат этого мысленного эксперимента зависит от представления о партнере, его лично- сти, психологических особенностях и, следовательно, его реакции на обращение.
Нередко именно представление оказывается первым и окончательным барьером
коммуникации.
На этом же этапе может происходить частичное коммуницирование, например робкие попытки передать информацию, намекнуть.
По итогам первого этапа человек оказывается перед фактом, что важную для него потребность (в любви, жалости, уважении и т. д.) нельзя удовлетворить, так как информация о ней не может быть передана или понята.
Этап замещающе-искаженного коммуницирования
Коммуникационная проблема может остановиться в развитии на первом этапе и оставаться в виде источника «тлеющей неудовлетворенности». Возможно, член се- мьи все же пытается сообщить о своей потребности, но не прямо, а косвенно.
Женщина, испытывающая потребность во внимании и заботе,
будет настаивать на соответствующем поведении мужа, но ис-
казит причину, по которой она этого хочет. В силу особенно-
стей характера или семейных представлений она не способна
признаться, в чем нуждается. Она может думать, что прямая
просьба вызовет у мужа чувство превосходства над ней, что
было бы ей неприятно. Поэтому она начинает настаивать на
нужном ей поведении, говоря, что так положено в хорошей се-
мье.
Пример


Семейное психологическое консультирование
15
Такая тактика дает возможность «легализовать» свою потребность, передать ин- формацию и добиться желаемого. Но она порождает новые проблемы — искажает представления членов семьи друг о друге. В нашем примере муж может считать свою жену человеком, для которого большое значение имеет престиж семьи, мне- ние окружающих.
Такое «прикрытие» информации может плохо согласовываться с действительно- стью. Муж может заметить, что его жене никогда раньше не было так важно, чтобы всё было «как положено». Такое поведение он может оценить как странное.
В результате ухудшается представление супругов о личности друг друга и, соответ- ственно, ухудшается взаимопонимание. Получается, что коммуникационный ка- нал для прямого выражения желания закрыт.
Поведенчески-коммуникационный этап
Замещающе-искаженное коммуницирование может оказаться недостаточным для решения проблемы. Тогда член семьи с неудовлетворенной потребностью перехо- дит к манипулированию. Он оказывает психологическое давление на партнера, со- здает ситуации, когда тот вынужден поступить так, как ему нужно.
На этом этапе коммуникационный момент отходит на второй план. Ведущую роль играют методы взаимного влияния. В то же время сохраняется определенный ком- муникационный аспект поступков каждого члена семьи («Ах ты так, тогда я тебе так! Что ты на это скажешь?»).
Коммуникационная проблема на этом этапе превращается в конфликт (межлич- ностный или внутренний), который оказывает психотравмирующее воздействие на семью.

Семейное психологическое консультирование
16
6.
Причины нарушений межличностной
коммуникации в семье
Важную роль в семейной коммуникации играет осознанность, коммуникационное внимание, умение выразить свои чувства в адекватной форме.
В то же время при исследовании семей, члены которых испытывали психотравми- рующее воздействие на личность, на первый план выступают другие источники нарушений в процессе коммуникации: перегрузка коммуникации побоч- ными функциями нарушение представления об адре- сате коммуникации как коммуника- ционный барьер
Перегрузка коммуникации побочными функциями
Каждое сообщение, кроме основной функции, передачи информации, может вы- полнять еще и дополнительные. Коммуникация может выполнять функцию управ-
ления. Один член семьи пытается повлиять на другого, чтобы изменить его пред- ставление о себе или взаимоотношениях.
Так, слова «мне хорошо с тобой» — это и предложение дальше
проводить время вместе, и выражение симпатии, уважения.
Значит, партнер обладает качествами, в силу которых с ним
бывает хорошо. С другой стороны, произнося эти слова, чело-
век следит, чтобы это не привело к снижению уважения к нему
самому. Важно избежать другой формулировки той же мысли:
«Без тебя мне плохо».
Пример


Семейное психологическое консультирование
17
В результате любое сообщение, адресованное другому члену семьи, фильтруется, редактируется как минимум в трех отношениях:
1.
«Я для другого». Идет проверка, соответствует ли сообщение представлению человека о том, каким он должен казаться партнеру.
Например, если мужу важно, чтобы другие члены семьи считали его человеком опытным и умным, ему будет трудно спросить у жены совета или попросить поддержки.
2.
«Другой для меня». Проверяется, соответствует ли сообщение образу парт- нера, то есть тому, каким он хочет быть в наших глазах. Если сообщение бу- дет противоречить в каком-то аспекте тому, как другой человек хотел бы вы- глядеть перед партнером (перед нами), оно может вызвать протест, и ком- муникация не состоится.
Пример.
Женщине может быть трудно сказать грозным тоном мужу: «Не- медленно иди завтракать!», если это противоречит образу, который он хочет создать в ее глазах.
3.
«Наши взаимоотношения». Проверяется, насколько сообщение соответ- ствует характеру взаимоотношений членов семьи.
Например, женщина пригласит сына на обед, используя одну интонацию, для мужа будут использованы другая интонация и слова. А если супруги в ссоре, то это может быть третья интонация и совсем другое сообщение.
Нарушение представления об адресате коммуникации как коммуни-
кационный барьер
Межличностная коммуникация требует хорошего представления о личности друг друга. Искаженное представление о другом члене семьи может стать серьезным барьером взаимопонимания. Знание личности члена семьи, к которому человек обращается с сообщением, необходимо по крайней мере в двух отношениях:
1.
Нужно знать и учитывать интеллектуальный уровень того, с кем общаешься.
Особенно при коммуникации с детьми.
2.
Необходимо правильно предусмотреть реакциючеловека на сообщение.
Например, не заденет ли высказывание самолюбие адресата коммуникации, правильно ли будет понято намерение говорящего.
Неспособность правильно учесть эти моменты лежит в основе многих эпизодов семейных конфликтов, обид, недоразумений.