Файл: Контрольная работа по дисциплине История государства и права зарубежных стран вариант 37 Основные изменения в системе и источниках права зарубежных государств в новейшее время.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА»
Контрольная работа
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
вариант № 37
«Основные изменения в системе и источниках права зарубежных государств в новейшее время»
Выполнил (а): студент 2 курса
группы ЗЮ 21(2)
Соколова Е.С.
Проверила: Иванова Н.В.
Оценка ____________________
Дата ______________________
Самара 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение С.3.
Глава 1. Изменения в современных фундаментальных правовых системах С.5
Глава 2 Изменения в праве под влиянием глобальных и региональных процессов С 13.
Глава 3. Делегированное законодательство С.15.
Заключение С.20.
Список использованной литературы С.21.
Практическая часть С.22.
Введение
Для новейшего периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном праве буржуазного общества, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Эти изменения связаны прежде всего с глубинными процессами развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения новых общественных задач, обусловленных информационной и научно -технической революцией, усложнившейся и модернизирующейся экономикой, обострением разного рода социальных противоречий.
Основное назначение права в современном обществе состоит в том, чтобы, сохраняя основные устои общества, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям.
Для всех правовых систем современного мира характерен резкий рост правотворческой активности государственных органов, усиление доли юридической формы в общественных отношениях, ориентация на право, как на общепризнанную и самостоятельную ценность.
Значительный рост и усложнение законодательства, появление новых законодательных актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Так, только во Франции было принято 19 кодексов (трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и т. д.).
Тенденция к унификации и систематизации права захватила и страны англосаксонской системы права. Так, например, в США в 1926 г. был составлен, а теперь периодически раз в 5 лет обновляется и переиздается федеральный свод законов. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства.
В Англии в силу специфики становления статутного права в ХХ в. широкое распространение получила практика составления консолидированных актов, объединяющих все ранее изданные законодательные положения с внесением в них усовершенствований.
Внутри самих источников права резко увеличивается удельный вес актов исполнительной власти. Одновременно судебный прецедент не только продолжает применяться в странах англосаксонской системы права, но и начинает оказывать влияние на отдельные институты в странах континентальной системы.
Развитие государственного регулирования экономикой привело к дроблению крупных традиционных отраслей (гражданского, административного и т. д.) права на под отрасли: патентного, авторского, банковского, страхового и т. д.
Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: делового права (business law) в США, хозяйственного права в Германии и Австрии, экономического права во Франции и Бельгии.
Возрастает роль международного права, его реализация (имплементация) происходит через внутреннее законодательство, например, международное соглашение, которое затем принимается отдельными странами как национальный закон.
Для государственного развития современного мира характерны следующие черты:
усиление роли исполнительной власти;
демократизация избирательной системы;
возрастание роли государственного регулирования экономического и социального развития;
рост интеграционных процессов.
В целом проявление этих тенденций развития государства в различных регионах и странах имеет свою специфику.
Глава 1. Изменения в современных фундаментальных правовых системах
Правовые семейства современного мира, число которых у разных авторов колеблется от четырех до восьми фундаментальных систем, испытывают в своем функционировании те же воздействия, которые характерны для отдельных отраслей, но только с неодинаковым эффектом, поскольку главным и определяющим фактором в таких воздействиях становится сила сопротивления.
Индуистское право пережило семи вековое воздействие мусульманского права, продемонстрировав большую сопротивляемость, чем страны с другими религиозными системами.
Все правовые семьи так или иначе находятся под влиянием последствий расширения источников права, в особенности делегированного законодательства (законодательства во исполнение законов и (или) законодательства по инициативе исполнительной власти). Еще один фактор — воздействие усложненного устройства государства, в частности, возникновение практики законодательства на конкурирующей основе в условиях федеративного государственного объединения либо на базе остаточной компетенции субъекта федерации и т. д. Сегодня в мире насчитывается около 25 федераций. Влияние их на систему источников права вполне определенное.
Следующим направлением воздействия становится сегодня видоизменение некоторых социальных функций права. Помимо его очевидной и важной роли в регулировании конфликтов и поддержании социального контроля в обществе при помощи правил и требований правового назначения, определенную и все возрастающую роль приобретает функция социальной защиты во всех ее сегодняшних внеправовых (негосударственных) организационных формах и процедурах.
Дополнительные возможности для уяснения направлений перемен предоставляют исследования современных фундаментальных правовых систем, которые появились в литературе послевоенного периода.
В свое время известный французский правовед Р. Давид предложил трехчленную классификацию основных семейств (романо-германская, англосаксонская и социалистическая) с дополняющими их «религиозными и традиционными системами».
В основе различения этих основных современных правовых семейств лежали две группы критериев — идеологические и юридико-технические. К первым были отнесены религия, философия, экономическая и социальная структуры, ко вторым — критерии юридической техники.
Из всех классификаций и определений Давида наиболее употре- бимым стал термин «правовая семья», заменивший термин «правовая система», который более всего подходит для характеристики национальной (общегосударственной) системы отраслей права или же для анализа отраслевого законодательства.
Вторым распространенным методологическим подходом в этой области стал подход немецкого правоведа-компаративиста К. Цвай- герта, который предложил в качестве критерия различений концепцию «правового стиля». Этот термин предполагает характеристику из пяти элементов и факторов: происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие мышления по правовым вопросам, наличие специфических правовых институтов, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.
Таким образом, Цвайгерт различал уже не четыре основные правовые семьи (он именует их правовыми кругами, нечто вроде правовых общностей определенного масштаба и структурирования), а целых восемь: романскую, германскую, скандинавскую, англосаксонскую, американскую, социалистическую, а также семейства исламского права и индусского права.
Фундаментальные правовые системы в новейшей истории. Англосаксонская система как семейство стран прецедентного, или общего, права включает сегодня правовые системы стран нескольких континентов — Англии, США, а также Ирландии, Канады, Австралии и др.
Общее (прецедентное) право, как единое право для всей страны создавалось королевскими судами и судом канцлера (судом справедливости). Вплоть до XIX в. вместе с этими судами действовали еще суды церковные, разрешавшие споры по брачно-семейным и наследственным делам и разбиравшие дела, связанные с нарушением внутри церковной дисциплины. Расширение числа стран общего права в отличие от Германии, где «общее право» было реципированным римским правом для внутригосударственного употребления, происходило вместе с ростом Британской империи.
Это право действовало и в колониях. Кроме того, английский парламент начал со временем принимать законы (статуты) и для колоний, а Судебный комитет Тайного совета стал для населения колоний высшей апелляционной инстанцией.
С обретением отдельными колониями статуса доминиона действие английских прецедентов и статутов сузилось, и этот факт однажды пришлось признать официально. Вестминстерским статутом 1931 г., принятым по инициативе группы доминионов, в которой тон задавала Канада (Британская Северная Америка), установлено, что английский парламент не может издавать законы для доминионов без их согласия, а сами доминионы могут принимать свои местные законы, которые отныне не могут отменяться по причине их расхождения или противоречия законам английского парламента. С 1966 г. Австралия объявила, что никакой акт Соединенного Королевства отныне не будет распространяться на ее территорию. В 1982 г. аналогичного автономного статуса добилась Канада.
Судебный прецедент по самой своей природе и сложившейся традиции использования не предрасположен к быстрым и радикальным переменам, отчасти потому, что он нередко основывался на местных правовых обычаях. Радикальным новшеством стало решение Палаты лордов в 1966 г. о том, что она отказывается от «жесткого следования прецеденту». Однако в самой Англии до сих пор используются прецеденты столетней и большей давности.
Со второй половины XX в. значительно возросло значение статутного законодательства. Дело в том, что основной формой упорядочения и систематизации английских законов стали не кодексы (книги законов), а консолидированные (укрупненные) законодательные акты. В то же время в ряде стран общего права (помимо Англии) были приняты кодексы, например, в 37 штатах США, а также в
Индии. В настоящее время сила статутов выше, чем сила прецедента. Однако в ряде доминионов сохраняет свое значение обычное право аборигенов (Австралия, Новая Зеландия, Канада).
На протяжении многих столетий отрасли права в англосаксонской системе различались не вполне четко и последовательно.
Очевидное исключение составляли лишь гражданское и карательное право. Во всяком случае комплекс публично-правовых отраслей законодательства обособился только в XX столетии в связи с ростом учреждений административной юстиции, более подробным регламентированием организации и деятельности некоторых правительственных учреждений. Важным событием стало объявление лейбористской партии в конце 90-х гг. о своем намерении выработать и утвердить письменную конституцию. Согласно опросам общественного мнения, половина взрослого населения выступает за упразднение монархии, другая — не возражает против ее сохранения при условии, что расходы на ее содержание не будут увеличиваться.
Наибольшее разнообразие в странах общего права наблюдается в области судоустройства. В самой Англии судебная система возглавляется Судебным комитетом Палаты лордов. Ниже располагаются Апелляционный суд (с отделениями гражданского и карательного права), Верховный суд (состоит из Суда короны и Высокого суда с тремя отделениями — канцлерским, по семейным делам и отделением королевской скамьи). В США суды различаются не только по своему положению в конституционно закрепленной иерархии, но также по отношению к прецедентному праву: последнее действует только на уровне штата, тогда как на уровне федеральных судов применяется исключительно статутное право, и это юрисдикционное различие было оформлено решением Верховного суда в 1938 г.
Имеются различия и в способах формирования судейского корпуса. В Англии судьи должны иметь определенный стаж адвокатской деятельности (не менее 15 лет работы барристером) и назначаются на должность лордом-канцлером. В США судьи Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената, а в штатах судьи избираются и пребывают в должности, пока ведут себя соответствующим образом.