Файл: Структуралистские, семиотические подходы к исследованиям культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Рудненский индустриальный институт
Кафедра Электроэнергетики и теплоэнергетики
(полное наименование кафедры)
Доклад
На тему:36 «Структуралистские, семиотические подходы к исследованиям культуры.»
Подготовили: Жарков Сергей.
Гр.ЭЭ-22
Рудный 2023
Ученые задумывались над природой языка и его роли в становлении человека задолго до того, как случился «лингвистический переворот» в науке. В качестве основного параметра в становлении антропоса, главного фактора антропогенеза, рассматривал язык немецкий философ Эрнст Кассирер, основатель науки о знаках — семиотики. Язык — это такой вид деятельности, который выделяет человека из чисто природного существования. Точнее, язык у Кассирера — символическая деятельность. Культура в его концепции предстает как созданная человеком символическая среда (неприродная реальность), воздвигнутая между ним и миром физической природы. Она является чем-то вроде буфера и одновременно опосредующим звеном, помогающим антропосу вживаться в мир и познавать его. Кассирер в поиске ответа на насущный вопрос антропологии — что есть человек — размышляет, что мы не можем определить его через «сущность», потому что не можем найти такие свойства и качества антропоса, которых бы не было у животных. Мы не можем определить человека через способности и инстинкты, потому что они свойственны также животному миру. Поэтому Э. Кассирер предлагает определять основы человеческого бытия через деятельность. При этом философ убежден, что «непрерывность и феномен человека подчиняется тем же законам, которым подчиняется общий процесс органической жизни»[1], то есть, эволюция человека продолжает закономерные процессы развития природного мира. Удостоверяя биологическую сущность человека, Кассирер создает свою формулу его описания по аналогии с предшествующими дефинициями («человек — это трудящееся животное», «человек — животное разумное», «человек — говорящее животное»). Кассиреровское определение звучит следующим образом: «человек — животное символическое». Умение создавать символы отличает человека от всех других живых существ.
Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культур уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное — не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию
знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре – универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. «Я называю символом всякую структуру значения, – писал Поль Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле». |