Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 654

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"

Программа профессиональной переподготовки

Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин (1280)

Дисциплина: Психология развития и возрастная психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста


Выполнил:

слушатель Рябова Надежда Владимировна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна

г. Пермь – 2023


Задание 1

Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.

Задание: Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1.

Таблица 1. 

Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

 Каков я среди других, насколько похож на них, на что способен

Противоречива. На основе суждений взрослых

Самокритичность 

На основе отдельных поступков

 Самооценка –эмоциональная оценка и социальное сравнение

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

 Открытие своего внутреннего мира


Задание 2

Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.

Задание:Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования.  Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».

          Таблица 2.

Возрастной период

Хроноло-гические рамки

Ведущая потреб-ность

 

Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятель-ности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Молодость

Студенческий возраст – 18-23/25 лет.

Общение

Сверстник как субъект и объект отношенийВзрослый как старший соратник

 Учебно- профессиональная деятельность

-Рефлексия

- Система ценностей

- Формирование логического интеллекта

-гипотеко- дедуктивное мышление


15 лет

17 лет 

 

Ранняя взрослость

 23/25-33/35 лет

 Создание семьи и воспитание детей

 Активное включение человека в сферу общественного производства

Труд

Это время, когда человек развивается в аспекте Я-концепции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи

30 лет

Период зрелости

 Период акме – 35-55 (60) лет.

 Достижение общественно-значимых целей

Человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей

Передача опыта

Мудрость

40

Период старения

от 60 до 80; дряхлость от 80 лет

Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций

1. Удаление от дел (65-70 лет);

2. Старость (70 и более лет);

3. Дряхлость, болезненная старость.

 

Сохранение личности человека, передача собственного опыта

Нервная система становится все более ригидной, усвоение новых форм поведения затруднено. Заметно уменьшаются физическая сила и работоспособность,

подготовка к смерти 

 

самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество.


Задание 3

Для выполнения данного задания воспользуйтесь материалами, рекомендованными в списке дополнительной литературы (его можно найти вконце данной страницы).

 

Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.

Задание: Заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).

Краткий анализ Вашего жизненного пути

Таблица 3.

Возрастной период

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Младенчество

Орально-сенсорная

Формирование базового доверия или недоверия к миру, какие истории жизни могли повлиять на развитие этого конфликта.

Родители уделяли ребенку много времени, часто брали на руки. Ребенок был первенцем, папа очень любил маму и ждал рождения. Кормление грудь. было до 1,5 лет, по желанию малыша.

Доверие к миру у ребенка сформировано. Когда он вырос, стал открытым, экстравертом, имеет много социальных связей в виде родных и друзей.

 

Ранний возраст

 

 мышечно- анальная стадия

 Могу ли я управлять собственным поведением?

 Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия

 Автономия - сомнения

Возраст игры

 

 Лакомоторно - генитальная стадия

 Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

 Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности

 Инициатива - вина

Школьный возраст

 

 латентная стадия

  Могу ли я стать настолько умелым чтобы выжить и приспособится к миру?

 Систематическое обучение и воспитание.

 Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремлений и достижений успеха

Подростковый возраст

 Отрочество и юность

 Кто Я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей поведения. 

 Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрение, верность своим притязаниям.

Молодость

 

 ранняя взрослость

 Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

 Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, излишняя поглощенность собой.

 Близость (интимность), контакты людьми. Изоляция, избегание людей трудности характера.

Зрелость

 

 Взрослость

 Что я могу предложить будущим поколениям?

 Целеустремленность, продуктивность деятельности. Обеднение личной жизни, регрессия.

 Творчество, обучение и воспитание нового поколения. Застой, эгоизм, эгоцентризм, исключительная забота о самом себе

Старость

 

 Поздняя зрелость

 Доволен ли я прожитой жизнью?

Чувство завершенности жизненного пути. Неудовлетворённость прожитой жизнью. Страх смерти.

 Мудрость понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние., презрение, озлобленность.