Файл: Ано дпо "уральский институт повышения квалификации и переподготовки".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1004
Скачиваний: 39
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Педагог-психолог. Преподаватель психологических дисциплин (1280)
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Рябова Надежда Владимировна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2023
Задание 1
Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.
Задание: Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1.
Таблица 1.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Каков я среди других, насколько похож на них, на что способен |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Самокритичность |
На основе отдельных поступков | Самооценка –эмоциональная оценка и социальное сравнение |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Открытие своего внутреннего мира |
Задание 2
Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.
Задание:Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».
Таблица 2.
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Ведущая потреб-ность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятель-ности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | Студенческий возраст – 18-23/25 лет. | Общение | Сверстник как субъект и объект отношений, Взрослый как старший соратник | Учебно- профессиональная деятельность | -Рефлексия - Система ценностей - Формирование логического интеллекта -гипотеко- дедуктивное мышление | 15 лет 17 лет |
Ранняя взрослость | 23/25-33/35 лет | Создание семьи и воспитание детей | Активное включение человека в сферу общественного производства | Труд | Это время, когда человек развивается в аспекте Я-концепции, связывая свои установки и принципы с реальностью, развивается как профессионал и как член семьи | 30 лет |
Период зрелости | Период акме – 35-55 (60) лет. | Достижение общественно-значимых целей | Человек достигает профессиональной карьеры и компетентности, достигает материального благосостояния, видит результаты развития своей семьи и воспитания детей, подводит итоги достижения жизненных целей | Передача опыта | Мудрость | 40 |
Период старения | от 60 до 80; дряхлость от 80 лет | Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида на фоне угасающих психофизиологических функций | 1. Удаление от дел (65-70 лет); 2. Старость (70 и более лет); 3. Дряхлость, болезненная старость. | Сохранение личности человека, передача собственного опыта | Нервная система становится все более ригидной, усвоение новых форм поведения затруднено. Заметно уменьшаются физическая сила и работоспособность, подготовка к смерти | самый тяжелый кризис - прекращение профессиональной деятельности, разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. |
Задание 3
Для выполнения данного задания воспользуйтесь материалами, рекомендованными в списке дополнительной литературы (его можно найти вконце данной страницы).
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.
Задание: Заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).
Краткий анализ Вашего жизненного пути
Таблица 3.
Возрастной период | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Младенчество | Орально-сенсорная | Формирование базового доверия или недоверия к миру, какие истории жизни могли повлиять на развитие этого конфликта. | Родители уделяли ребенку много времени, часто брали на руки. Ребенок был первенцем, папа очень любил маму и ждал рождения. Кормление грудь. было до 1,5 лет, по желанию малыша. | Доверие к миру у ребенка сформировано. Когда он вырос, стал открытым, экстравертом, имеет много социальных связей в виде родных и друзей. |
Ранний возраст | мышечно- анальная стадия | Могу ли я управлять собственным поведением? | Разумная дозволенность, поддержка. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия | Автономия - сомнения |
Возраст игры | Лакомоторно - генитальная стадия | Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? | Поощрение активности, наличие возможностей. Отсутствие возможностей, неодобрение активности | Инициатива - вина |
Школьный возраст | латентная стадия | Могу ли я стать настолько умелым чтобы выжить и приспособится к миру? | Систематическое обучение и воспитание. | Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремлений и достижений успеха |
Подростковый возраст | Отрочество и юность | Кто Я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? | Внутренняя устойчивость, преемственность, наличие четко определенных половых моделей поведения. | Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрение, верность своим притязаниям. |
Молодость | ранняя взрослость | Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? | Душевная теплота, понимание, доверие. Одиночество, излишняя поглощенность собой. | Близость (интимность), контакты людьми. Изоляция, избегание людей трудности характера. |
Зрелость | Взрослость | Что я могу предложить будущим поколениям? | Целеустремленность, продуктивность деятельности. Обеднение личной жизни, регрессия. | Творчество, обучение и воспитание нового поколения. Застой, эгоизм, эгоцентризм, исключительная забота о самом себе |
Старость | Поздняя зрелость | Доволен ли я прожитой жизнью? | Чувство завершенности жизненного пути. Неудовлетворённость прожитой жизнью. Страх смерти. | Мудрость понимание того, что смерть не страшна. Отчаяние., презрение, озлобленность. |