Файл: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы направление подготовки 38. 03. 06 Торговое дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Роль руководителя заключается в развитии самостоятельности, творческого подхода к решению комплексной научно-практической проблемы. Он не должен давать студенту готовых решений, его задача заключается в критическом анализе работы студента, постановке новых вопросов, стимулирующих поиск студентами новых методов их решения.
-
Общие требования к выпускной квалификационной работе
К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:
-
соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность; -
логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах; -
корректное изложение материала с учетом принятой профессиональной терминологии; -
достоверность полученных результатов и обоснованность выводов; -
научный стиль написания.
Выпускная квалификационная работа бакалавра (бакалаврская работа) выполняется на основе применения теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. При этом она должна подводить итог теоретического обучения студента и подтверждать его профессиональные компетенции. Выпускная работа бакалавра может быть как прикладного, так и аналитического характера.
Бакалаврская работа может быть следующего типа:
-
научно-исследовательская – предполагает описание или обозначение актуальной научной проблематики (в теоретической части работы или во введении) и исследование конкретного предметного материала в русле заявленной научной проблематики. В дипломной работе должно проявиться знание автором основных методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре соответствующего профиля; -
прикладная – может представлять собой применение конкретной научной методики анализа или описания к не исследованному ранее материалу или материалу, востребованному в коммерческой деятельности предприятия;
-
Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы:
-
титульный лист (приложение 3); -
содержание; -
введение; -
основная часть с разбивкой на главы и параграфы; -
заключение; -
список используемых источников; -
приложения.
Общий объем бакалаврской работы без учета приложений должен составлять не менее 60 страниц печатного текста.
Отзыв руководителя не вшиваются в бакалаврскую работу, а прилагаются к ней.
-
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы (не нумеруется) и заполняется строго в соответствии прилагаемому образцу (приложение 3). Все подписи на титульном листе должны быть в обязательном порядке до представления работы на защиту.
-
Содержание
Содержание – это перечень глав и других составляющих частей выпускной квалификационной работы, который приводится на второй странице. Оно включает в себя введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список используемых источников, обозначения приложений и их наименований. При оформлении содержания следует учитывать следующее:
-
все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы; -
после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список используемых источников, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр.».
-
Введение
Введение является важной составной частью ВКР. Введение в бакалаврской работе должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы или прикладной задачи, обоснование и формулировку практической значимости исследования. В нем представлено обоснование и значение исследуемой проблемы. Во введении раскрывается:
-
актуальность темы бакалаврской работы; -
объект и предмет исследования; -
цель и задачи исследования; -
методы исследования; -
практическая значимость работы.
Актуальность темы – это обоснование важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики, раскрытие степени изученности проблемы и отражения ее в литературе. Обоснованием актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности практиков в ее изучении и необходимость выработки практических рекомендаций.
Объект работы представляет собой процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект отвечает на вопрос: «На что направлено исследование?»
Предмет работы – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Отвечая на вопрос, что конкретно исследователем изучается и анализируется, предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Поэтому один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Предмет выпускной квалификационной работы чаще всего совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.
Цель работы – это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел бакалаврской работы в начале ее разработки.
Основные задачи работы. На основе цели, которая выражена в названии работы, определяются основные задачи. Задачи формулируются в виде перечисления: «изучить…», «описать…», «уточнить и дополнить…», «выявить…», «разработать…», «систематизировать…» и т. д. Задачи должны определять содержание бакалаврской работы. Количество задач может диктоваться главами и/или параграфами. Принято формулировать 3-5 задач.
Способы решения основных задач. Этот раздел предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Автор должен показать ту практическую сферу, где проводилось исследование и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели ВКР. Здесь же дается характеристика источников получения информации – опросных групп, объектов наблюдения, документов и пр. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки ВКР, выступают: наблюдение, опросы, изучение документов, изучение литературы, экспериментальная работа и др.
Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике.
Введение не должно быть излишне подробным, рекомендуемый объем введения составляет 2-3 страницы.
-
Основная содержательная часть
В основной части ВКР освещаются теоретические и практические аспекты, связанные с решением поставленных проблем в рамках выбранной темы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать.
Основная часть содержит:
-
теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования; -
анализ известных теоретических и (или) экспериментальных исследований, являющийся базой для проведения собственного исследования; -
описание собственного исследования и полученных результатов; -
иллюстративное сопровождение текста в виде таблиц и рисунков.
Основная часть выпускной квалификационной работы, как правило, содержит две главы, каждая из которых делится на параграфы в соответствии с логикой изложения материала. Каждая глава состоит из двух и более параграфов и должна заканчиваться выводами по данной главе.
Каждый параграф имеет: вводную часть – несколько предложений, вводящих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержания; вывод – обобщающую мысль изложенного; переход к следующему параграфу.
При написании основной части бакалаврской работы необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
-
стиль изложения должен быть научным, носить характер доказательности, убедительности как следствие проведенного анализа; -
следуйте принципу соразмерности. Если предпринята попытка проанализировать несколько подходов в обсуждении проблемы или несколько концепций, теоретических моделей, то их изложение по объему должны быть соизмеримым, аналогичный принцип должен применяться и по отношению к объемам глав, разделов, параграфов; -
следуйте принципу соблюдения авторства. Необходимо четко разграничивать излагаемые концепции авторов и собственные мнения, возражения, оценки, выводы, т.е. это должно быть специально оговорено, используя следующие выражения: «по мнению автора», «мы считаем», «вряд ли можно согласиться» и т.д.; -
не создавайте свою терминологию и используйте научные термины к месту; -
стремитесь к простоте и доступности в изложении материала, в то же время избегайте разговорно-эмоционального или публицистического стилей изложения; -
не злоупотребляйте фактическим материалом, используйте полученные данные в качестве приложений в форме таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
В первой главе излагаются теоретические положения по рассматриваемой теме. При этом следует уделить внимание новейшим теоретическим разработкам.
Студент должен высказать свое отношение к дискуссионным положениям по данному вопросу, по тексту обязательны ссылки на используемые источники. Теоретические и методические положения должны служить отправной точкой для анализа экономических явлений. На изложение этой главы в работе отводится 25-30 страниц.
Во второй главе, имеющей аналитический характер, излагаются результаты исследования, которое было проведено студентом на предприятии, в организации коммерческой работы.
В начале этой главы приводят организационно-экономическую характеристику объекта, по материалам которого выполнялась бакалаврская работа (форма собственности организации; направление ее деятельности и выполняемые функции; основные структурные подразделения организации; штатный состав.
Затем проводится более глубокий анализ изучаемой проблемы. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития изучаемого процесса, вскрывает недостатки исследуемой системы, формулирует выводы. Эта глава должна служить обоснованием последующих разработок. От полноты и качества ее выполнения зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.
Также во второй главе студент разрабатывает предложения по совершенствованию изучаемого процесса (повышению эффективности коммерческой деятельности, внедрению новых методик и технологий коммерческой работы, разработке проектов и программ развития коммерческой службы и т.д.) Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.
Базой для разработки конкретных мероприятий служит проведенный анализ исследуемой проблемы в начале второй главы, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт, обобщенный в первой главе.
Следует учесть, что профессионализм в сфере торгового дела связан как с умением детально анализировать конкретные ситуации, так и с творческим подходом к решению поставленных проблем, а не с механическим применением сложившихся стереотипных приемов. Поэтому рекомендации, связанные с изучением зарубежного опыта, должны быть достаточно обоснованы и переработаны с учетом специфики развития региона и организации.