Файл: Занятие для обучающихся 1011 классов, спо по теме Как бы я хотел знать о тебе сейчас хоть чтонибудь.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов, СПО
по теме: «Как бы я хотел знать о тебе сейчас хоть что-нибудь…»
посвящается 81-летию битвы
под Москвой в годы ВОВ
Цель: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: героизм и патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная, вступительное слово.
Вводная беседа, обсуждение.
Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся.
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Просмотр видеоролика. Выполнение интерактивных заданий. Презентация результатов групповой работы.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Заключительная беседа, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРНИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная, вступительное слово (3-4 мин).
Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
Ребята сегодня мы будем говорить о тех героях, кто отстоял нашу столицу в период с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942года.
81 год назад началась битва за Москву. Боевые действия можно разделить на два периода: оборонительный (30 сентября — 5 декабря 1941 года) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) и наступления советских войск (7 января — 20 апреля 1942 года). Стратегическая наступательная операция немецких войск осенью и зимой 1941 года носила наименование «Тайфун».
-
Ребята, а что вам известно о событиях этого периода? -
Какими качествами герой должен обладать? -
Что должен сделать человек, чтобы его называли героем? -
Назовите известных вам героев. Кого можно назвать героем? -
Как вы думаете, может ли обычный человек стать героем?
Героическая оборона столицы — ключевое событие Великой Отечественной войны. Подвиг панфиловцев, подольских курсантов, бойцов народного ополчения — вот лишь самые яркие эпизоды того сражения.
Мы, поколение, не знавшее ту войну, сегодня отдаем дань памяти тем, кто отстоял нашу землю, сохранил ее для своих потомков.
Часть 2. Основная.
Организация деятельности обучающихся (16-18 мин)
Сегодня мы прочтём отрывки писем тех, кто отстоял Москву в 1941-1942 годах.
Работа с фрагментами писем тех, кто защищал Москву, работа в парах.
Задание. Прочитайте письма защитников Москвы. Скажите: можно ли считать этих людей героями и патриотами свой страны?
Педагог: Какие дополнительные характеристики патриотизма представляются вам существенными? Почему?
Беседа: Как вы считаете, действительно ли чувство патриотизма может возникнуть после прочтения этих писем?
Почему сегодня мы обращаемся к ним? Читаем их и даже анализируем?
В чем проявляется героизм людей, писавших письма в фронта своим родным и близким людям?
Операция по захвату Москвы началась 30 сентября 1941 года и называлась «Тайфун». За 10-12 недель до начала зимы, немцы планировали взять столицу, население уничтожить или угнать в Германию. Жизнь в Москве должна была прекратиться, а город – разрушен. Чтобы эти планы не реализовались, советскому народу пришлось приложить колоссальные усилия.
Москву защищали неполных 7 месяцев. 203 дня и ночи, с 30 сентября 1941 года по 29 апреля 1942 года. Это сражение стало одним из самых масштабных во Второй мировой войне. В нем участвовали более 7 миллионов человек. Ни одна столица мира не дала такого мощного отпора Гитлеру. Именно под Москвой он потерпел свое первое серьезное поражение.
Запись боевых приказов и распоряжений члена Военного Совета Московского военного округа дивизионного комиссара Телегина: «Танки противника и мотопехота заняли Юхнов, продвигаются к Медыне. Дано распоряжение поднять по тревоге Подольские пехотное и артиллерийское училища».
Большая часть всех рассекреченных свидетельств касается сражений с участием подольских курсантов на линии фронта, которая осенью 1941 года пролегала всего в 100 километрах от столицы. Прямо с учебной скамьи им пришлось уйти на фронт. Задача — любой ценой остановить натиск гитлеровских войск: для этого из 3,5 тысяч вчерашних мальчишек был собран сводный полк.
«Они выдвинулись на позиции и в течение 12 дней им удалось сдержать противника, как раз это время потребовалось командованию Красной Армии для того, чтобы подтянуть необходимые силы для дальнейшего сдерживания наступления противника»
Ожесточенный натиск неприятеля пришлось отбивать совсем еще необстрелянным в бою подольским курсантам. Окопная правда о том, какой ценой далась та героическая защита столицы в донесениях командиров.
«Курсанты не обеспечены теплым обмундированием: нет перчаток, без шапок, они в фуражках находились, у 60% из них рваная обувь, по двое суток не питаются, а горячую пищу за время нахождения в обороне получали 4-5 раз, а некоторые всего лишь 2-3 раза».
Несмотря на численное преимущество и техническое превосходство врага, курсанты из Подольска, понеся большие потери, все же выстояли. Легендарная стойкость защитников Москвы поразила и немецких офицеров.
Немцы планировали 7 ноября провести свой парад на Красной площади. Но попытка беспрепятственно войти в Москву сорвалась.
Остановиться немецкую армию заставили бои под Вязьмой и Спас-Деменском, а затем под Можайском, Малоярославцем, Наро-Фоминском, Клином, Калининым, Тулой.
Это произошло в октябре-ноябре 1941 года, когда до столицы оставались считанные километры. Почти на 2 месяца немцы увязли в обороне Западного, Резервного и Брянского фронтов.
В ополчение шли добровольцы непризывного возраста, а также те, кого раньше не взяли по состоянию здоровья.
Немцев остановили в 25 километрах от окраин Москвы в районе станции Крюково, поселка Красная поляна и Лобни. Это было в конце ноября-начале декабря 1941 года.
…в битве под Москвой враг был остановлен на рубеже р. Нары…
Часть 3. Заключение. Рефлексия (6-8 мин)
Педагог.
В чем вы видите преемственность понимания героизма и патриотизма у людей разных поколений?
Что, на ваш взгляд, в наибольшей степени способствует формированию патриотических настроений и чувств? (Педагог комментирует ответы, говорит напутственные слова)
Стать героем или патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По-настоящему героически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления героизма. Героизм проявляется и в малых делах, потому что «малыми и простыми делами совершаются великие дела».
Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине. Только нравственный человек способен совершить героический поступок, который выражается в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
Педагог. Замечательный русский поэт, публицист, офицерФедор Николаевич Глинка сказал: «Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству.»
Настоящая любовь к своему Отечеству не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами, помните, что мы сами создаём свою Родину! Так что – всё в ваших руках!
В качестве творческого задания напишите небольшое размышление «После разговора о важном», в котором можно поделиться своими мыслями после занятия.